18 мая, в день смерти Александра Васильевича Суворова, память полководца по традиции почтили в Александро-Невской Лавре, где покоятся останки генералиссимуса. На его могиле в Благовещенской церкви, здание которой все еще находится в ведомстве Государственного музея городской скульптуры, была отслужена панихида, которую возглавил эконом Лавры игумен Макарий (Зеленков) в сопровождении братского хора обители.
В памятном мероприятии приняли участие насельники монастыря, сотрудники мемориального музея А.В. Суворова, музея городской скульптуры, педагоги военных учебных заведений, кадеты Санкт-Петербургского Суворовского военного училища, курсанты Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева.
Обращаясь к собравшимся, отец Макарий напомнил, что, поднимая в атаку воинов, Александр Васильевич говорил: «Мы русские, с нами Бог! Кто выживет, тому слава, кто погибнет - за того Церковь вечно будет Бога молить». «Он сам шел на смерть и вел солдат, которые искренне были преданы ему и России. Молясь сейчас о упокоении души великого полководца, мы помянули и ратный подвиг воинов, разделявших с ним служение Отчизне, - подчеркнул отец игумен. - Александр Васильевич оставил нам пример не только военачальника, но и христианина, служащего Родине. Основы благочестия были заложены в нем родителями. Заветы своего отца - генерала, петровского питомца - Александр Васильевич пронес через всю жизнь, имея непоколебимую веру во Христа».
Сергей Иванович Гетц, сотрудник Музея городской скульптуры отметил, что Суворов прожил необычную жизнь - он рано поступил на военную государеву службу, но не так, как это было принято, когда отпрыски дворянских семей, с рождения зачисленные в гвардейские полки, к совершеннолетию делались полковниками. Будущий генералиссимус поступил в гвардию рядовым, и видимо, еще и потому пользовался любовью и авторитетом у нижних чинов, что знал их жизнь изнутри, досконально.
Попав в опалу к Павлу Первому, Суворов был сослан подальше от столицы, в глухомань, и оттуда же в 1799 году, будучи уже пожилым человеком, по просьбе сразу двух Императоров был призван возглавить союзные войска. Италийский поход Александра Васильевича был столь успешен, что Наполеон дал ему такую оценку: «Славы одного итальянского похода Суворова мне бы хватило на всю жизнь».
«В этом пантеоне вы не найдете ни одной плиты, на которой бы не был написан титул того, кто под ней покоится, кроме одной, суворовской. Короткая эпитафия "Здесь лежит Суворов" не требует титулов и пояснений, каждый знает, кем был этот человек для Отечества», - уточнил С.И. Гетц.
«Жаль, что генералиссимуса вооруженных сил Российской Империи вспоминают не так часто, как хотелось бы, как нужно сегодня России. Самое главное, что отличало Александра Васильевича - то, что он не терпел лицемерия в государственной службе. На этой почве у него было много конфликтов, но он всецело отдавал себя служению Отечеству, и этим является примером для каждого из нас», - сказал председатель Совета Героев Советского Союза и Героев России генерал-майор Геннадий Дмитриевич Фоменко.
На церемонии выступили также первый председатель Союза суворовцев, нахимовцев и кадет Санкт-Петербурга Василий Васильевич Иванов, сотрудник Академии материально-технического обеспечения Евгений Евгеньевич Радюкин.
Выступавшие отметили, что Суворов был велик во всем: в делах военных и в делах мирных, поэтому он всегда будет служить примером новым поколениям защитников Отечества и его граждан.
Анна Бархатова, корреспондент Русской народной линии
Фотографии монаха Льва (Чихирина)