По итогам саммита принята Сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнёрству» и утверждён Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на период 2016–2020 годов.
В АСЕАН, образованную в 1967 году, входят десять государств: Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Россия является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН с июля 1996 года.
Итоги саммита проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Россия встречалась с региональной организацией государств юго-восточной Азии. На форум прибыло девять лидеров, кроме главы Филиппин, ибо в стране только завершились президентские выборы. Бывший президент не смог приехать, ибо сдает свои полномочия, а новый глава государства пока не вошел в курс дела. Поэтому можно сказать, что АСЕАН, динамично растущая организация, выступил в полном составе.
Саммит «Россия – АСЕАН» проходит в пору очень серьезного геополитического передела мира. Ныне мы присутствуем при таких событиях, за которыми наблюдали только наши ветераны – победители в Великой Отечественной войне: Ялтинская и Потсдамская конференции в 1945 году. Сегодня идет новый передел мира. Если до сей поры геополитический порядок или передел мира возводился после большой войны военными методами, то теперь большая война невозможна. В 1945 в Ялте Сталин, Черчилль и Рузвельт ползали по огромной карте, разложенной на полу, поскольку она не помещалась на столе. Премьер-министр Великобритании карандашом отмечал: Болгария – 90% русского влияния, 10% - британского. Греция: 90% британского влияния, 10% - русского. Сталин настаивал на 20%. Таким образом шел раздел мира по свидетельствам очевидцев.
Но ситуация поменялась. В условиях ядерного оружия большая война будет самоубийством. Поэтому основой для постановки нового геополитического порядка используют экономические изменения. Если раньше был только термин геополитика, то теперь появился термин и геоэкономика. США теряют роль первой экономической державы, что ставит под сомнение их лидерство в мире. Уже очевидно, что однополярный мир не состоялся. Пусть американцы продолжают делать вид, что мир однополярный.
Руководство Обамы и американская дипломатия задумали очень серьезный геополитический и геоэкономический ход: создать две крупнейшие геоэкономические группировки – Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое интеграционное партнерство, в которые вошли страны, дающие 70-80% мирового ВВП. В эту организацию не включили Россию и Китай. Таким образом создается глобальный пояс стран. Задумка очень красивая и серьезная, но как писал когда-то известный русский поэт Василий Курочкин про английские замыслы разгромить Россию и захватить Крым.
Вот в воинственном азарте
Воевода Пальмерстон
Поражает Русь на карте
Указательным перстом.
Также и Обама поражал Россию на карте указательным перстом. Но как говорится:
«Гладко было на бумаге,
Да забыли про овраги. А по ним идти…»
Обама не учёл, что мир теперь многополярен и сложен. США возглавляли две крупнейшие экономические группировки, контролировали 70-80% мировой экономики, а России и Китаю оставляли 20-30%. Американцы полагали, что Москва и Пекин униженно приползут к Вашингтону просить разрешить им какое-то развитие. Кроме того, США пытаются на весь мир распространить свою юрисдикцию – в спорте и экономике. Например, судья районного суда американского штата решает не пускать российских спортсменов на Олимпиаду.
В этих условиях у России оставался достаточно скромный Евразийский экономический союз, дающий только 3% мирового ВВП. Китай выдвинул свой проект Шелкового пути, блокировав американские проекты. Но выяснилось, что США предлагают странам такие экономические возможности, которые, мягко говоря, не всех устраивают. И выяснилось, что юрисдикция США условна и незаконна. В ХХ веке государства, вошедшие в союз с США, попадали в вассальную зависимость и безропотно выполняли приказы. А если страны ослушивались, то их наказывали с помощью оружия, санкций и блокад. Но теперь эти страны не желают быть вассалами и рабами. Поэтому, заключив соглашения с США, успешно заключают такие же соглашения и с Россией. Они будут решать: в зависимости от выгодности проекта, будут иметь дело с Россией или США.
Ныне рушится модель мира Обамы, с помощью которой американская элита планировала сохранить доминирование США в ХХI веке. Я уже неоднократно отмечал, что американцы производят 20% мировых товаров и услуг, а потребляют около 40%, благодаря тому, что мировой порядок выстроен под американцев. А если США его потеряют, то произойдет снижение уровня жизни, как минимум в два раза. А это очень серьезно, сократится приток «мозгов» и произойдет уйма иных потерь. Администрация Обамы действует так нервно, потому что пока еще американцы занимают весомые позиции в мире, но скоро уже нечего будет защищать.
Что касается отмены эмбарго, то у американцев уже есть такой опыт. В 1996 году патриарх нашей внешней политики Евгений Максимович Примаков стал министром иностранных дел России и сразу выдвинул идею стратегического треугольника: Москва-Пекин-Дели. И все в один голос утверждали, что такое не возможно, Дели и Пекин находятся почти в состоянии войны: спорные приграничные территории, различные идеологии. И тогдашний президент США Билл Клинтон, супруг нынешнего кандидата, собрал в Овальном кабинете всех крупнейших советников и задал им вопрос: «Возможен ли этот треугольник?» Все в один голос утверждали: «Союз России, Китая и Индии просто невозможен». Тогда президент США попросил всех участников дискуссии взять по чистому листку бумаги и написать свое утверждение, поставив под ним свою подпись. Но никто ничего не написал, вернув пустой лист бумаги.
«В чем дело?» - вопросил Клинтон. Ему ответил: «Конечно, союз невозможен, но вдруг…?» И тогда американцы отменили санкции на поставку вооружений Индии и отменили эмбарго на торговлю с Китаем, которая была весьма ограничена в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Многие упрекали Примакова в том, что все выиграли от его идеи, но только не Россия. Примаков дал старт колоссальной торговле США с Китаем, товарооборот вырос до половины триллиона долларов, а Индия начала получать западное оружие и т.д. Но, тем не менее, Примаков оказался прав – основой БРИКС являются такие страны как Китай, Индия и Россия. Произошло определенное сближение США с Китаем и Индией. Таким образом американцы не могут применить силового давления к вьетнамцам, с которыми уже безуспешно воевали. Поэтому США стремительно снимают эмбарго с Вьетнама с целью дать понять, что готовы предоставить еще большие возможности, чем в Транстихоокеанском партнерстве, только бы вьетнамцы поддерживали тот мировой порядок, который выгоден США.
У Вьетнама сложились сложные отношения с Китаем. Совсем недавно в Санкт-Петербургском университете отмечали 126-летие со дня Рождения Хо Ши Мина, возлагали цветы к его памятнику. В этом памятном мероприятии принимала участие большая вьетнамская делегация. Вьетнамцы говорили о дружбе с Россией, хотя во Вьетнаме набирает определенную силу проамериканская партия. Некоторые дети тамошних руководителей уже обучаются в США, где получили возможность проживания в высоких условиях жизненных стандартов.
Ныне идет большая геополитическая игра. Вьетнам вновь становится ареной противодействия двух супердержав, что свидетельствует о том, что вьетнамское государство занимает серьезное геополитическое и геоэкономическое положение. Страна динамично развивается: 100-миллионное население, огромные природные ресурсы, выгодное геополитическое положение, обширная береговая линия, мимо которой идет транзит из Европы и других частей мира в Восточную Азию.
Саммит «Россия – АСЕАН» стал глобальным геополитическим событием. Если американские пропагандисты продолжают говорить об изоляции России, то дипломаты США работают в поту, поскольку наша страна делает очередные шаги на международной шахматной арене. А американские дипломаты в цейтноте судорожно ищут ответы на наши действия. Россия становится глобальным игроком.
Бывший канцлер Германии Шредер написал книгу воспоминаний, в которой была глава под названием «Россия – глобальный игрок», в которой он объяснял, почему Германии лучше играть с Россией в одной команде.
Ныне мы не изолированы, а продолжаем играть, но не просто играть, а даже перехватывать инициативу на определенных этапах игры. США послали мяч на нашу половину поля, а мы молниеносно и красиво переправляем его к воротам американцев, где начинается паника. Но не стоит обольщаться, мы сражаемся с серьезным соперником, обладающим мощным потенциалом.
Саммит «Россия – АСЕАН» вызвал определенную панику у высокопоставленных американцев, отвечающих за глобальные проекты США, ибо события разворачиваются не по плану Госдепа. Американцами были задуманы два мощных проекта, отобраны страны участники, которые делали 70-80% подконтрольной мировой торговли. Но вдруг часть команды, подконтрольной США, разворачивается и начинает маршировать в сторону России. «Куда? Что? Вернуться обратно в строй! - негодуют американцы. – Возвращаетесь, мы снимем санкции».
Недавно египетские дипломаты жаловались: мы так жалеем, что распался СССР, если нам в чем-то отказывали американцы, то мы говорили, что русские нам уже пообещали. Но России надо обещать так, чтобы предложения были выгодны, прежде всего, нашей стране и нашим партнерам, а не вести затратную политику, как Советский Союз.