Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что попытки международной изоляции России провалились, пишет Российская газета.
В Санкт-Петербурге завершилась очередная сессия Межпарламентской ассамблеи СНГ, в которой впервые приняли участие глава Парламентской Ассамблеи Совета Европы Педро Аграмунт, председатель ПА ОБСЕ Илкка Канерва и руководитель Межпарламентского союза Сабер Чоудхури.
«Приезд таких политических деятелей на Межпарламентскую ассамблею стран СНГ в Санкт Петербург говорит о том, что попытки международной изоляции России и ее дискриминации провалились», - заявила Матвиенко на итоговой пресс-конференции.
Напротив, интерес к России и российской позиции по большинству региональных международных проблем неуклонно растет. Спикер Совфеда отметила, что многие коллеги хотят услышать мнение Москвы и разделяют ее открытую внешнюю политику, которая направлена на справедливое мироустройство против однополярного мира, на невмешательство других государств в дела суверенных стран, на строгое соблюдение международного права.
«Наши коллеги хотят услышать, что называется, из первых уст, наше мнение по всем важнейшим международным и региональным проблемам», - заявила Матвиенко. Кроме того, есть понимание, что ни одна крупная региональная, международная проблема не может решаться без России - «крупнейшего европейского и крупнейшего азиатского государства, члена Совета безопасности ООН».
Заявление В.Матвиенко прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Валентина Ивановна Матвиенко занимает в Российском государстве третью должность по рангу, и вообще она отличается тем, что нечасто делает такие политические международные заявления. Обычно это делают у нас Президент, министр иностранных дел. Но Валентина Ивановна тоже участвует в международном процессе. И достаточно вспомнить, что она закончила Дипломатическую академию, работала послом в Греции, привлекалась Примаковым в Министерство иностранных дел, чуть ли не была замминистра иностранных дел.
Это не заявление дилетанта или политика, который никогда международной деятельностью не занимался, решил что-то сказануть, поскольку на общем уровне знает. Мы можем сделать вывод, что это заявление профессионала, человека, который имеет дипломатическое образование — самое престижное в нашей стране, человека, который имеет колоссальный опыт дипломатической работы в качестве дипломата, но и большой массив работы, как руководителя высшего законодательного органа страны. То есть Валентина Ивановна может делать эти заявления и как политик очень высокого ранга, который в силу своих обязанностей и информированности занимается международной деятельностью, в том числе, и как кадровый профессиональный дипломат. И, в-третьих, Валентина Ивановна не так часто выступает с заявлениями. Они обычно взвешенные, поэтому к этому заявлению следует особенно прислушаться.
Что можно сказать про изоляцию России? Действительно, можно сказать, что изоляция России с треском провалилась. Почему? Во-первых, Россия не исключена из международного процесса, она активно участвует в международном процессе и политическом и остается одним из центров мирового влияния, где принимаются политические решения. По серьезнейшим проблемам Россия - участник принятия политических решений. И даже события на Украине послужили тем спусковым крючком, той причиной, по которой началась изоляция России. Хотя причины эти гораздо глубже.
Украина была поводом. Эти процессы начались еще задолго до Украины. Представляете, Россию должны были изолировать из-за Украины, и процессом урегулирования на Украине занимается так называемая «нормандская четверка», куда входят четыре основные страны, которые отвечают за урегулирование. И кто же из этих стран участник? Россия. То есть изолированная в связи с Украиной Россия занимается урегулированием украинского кризиса и играет в этом большую роль. И те страны, которые изолировали Россию, ведут активные переговоры с Россией, подписывают с ней соглашения. Сам термин, как говорится, не соответствует своему содержанию. И участники этого процесса стараются делать вид, что либо не замечают этого, либо смирились с тем, что завтра они будут проводить переговоры с Россией, послезавтра — рабочие группы, через неделю их президенты подпишут с изолированной Россией соглашения. В самом контексте это не очень вяжется.
Следующий момент. В «нормандскую четверку» не вошли Соединенные Штаты. По дипломатическим соображениям они выше всех. Если решение «четверки» не будет их устраивать, есть страна, наиболее серьезная в мире, которая будет подправлять эту «четверку». Так с кем министр иностранных дел и президент этой страны ведут переговоры по Украине? С Францией, с Германией? Они ведут отдельные переговоры именно с Россией. С изолированной Россией. То есть изолированная Россия работает в «нормандской четверке», а когда решения «четверки» не устраивают Соединенные Штаты, они ведут дополнительные переговоры с той же изолированной Россией.
Принимали решение об изоляции России те политики, которые учились в университетах, начинали свои дипломатические и политические карьеры в период окончания холодной войны, а, может быть, еще во время холодной войны, когда в мире было две силы: Запад и Советский Союз с его союзниками. Когда распался Советский Союз, мир стал однополярным. Если достаточно принять решение в Вашингтоне, то оно становится решением для всего мира. Как говорил Генри Форд: «Что хорошо для Америки, то хорошо и для всего мира». Поэтому Америка приняла решение об изоляции. Все, Россия изолирована. Ей деваться некуда больше. Мир-то изменился за два десятилетия и очень серьезно. Недавно я беседовал с группой представителей из министерства общественной безопасности Китая. Сотрудничество на уровне ВУЗов у нас идет с Китаем. Китай — одна из влиятельных стран мира. И таких центров мира очень много. Запад уже не является экономической доминантой. Семь наиболее развитых стран Запада производят меньше товаров и услуг, чем семь незападных стран. Экономическое лидерство утеряно. В военном отношении операция России в Сирии показала, что и военного доминирования тоже нет. Однополярная модель, которую предложил Запад, не устраивает остальной мир.
Американские политики времен холодной войны воспитаны на идее превосходства Соединенных Штатов. Я помню речь Рональда Рейгана, где он говорил: «Америка — это светящийся город на холме. Он в темноте мира озаряет мир. Взоры миллиардов людей устремлены на этот сияющий свет». Вот как они воспринимают Америку. Это люди, которые сейчас руководят этой страной, из темноты только и ждут, когда к ним придет Америка. Когда высаживаются американские солдаты где-то, их искренне потрясает, почему в них бросают гранаты и снаряды, а не цветы. Люди удивляются. Но их так воспитали. Исходя из этого, если из этого светящегося холма, города на высоком холме в темноту пришел сигнал, что надо Россию изолировать, то все народы побежали Россию изолировать. Но это не так.
В 90-е годы к нам приехала делегация одной из арабских стран, по-моему, Египта. И они нас спрашивают: «Вы жалеете о распаде Советского Союза?». Мы говорим: «Конечно, жалеем». Они говорят: «Вы плохо жалеете. Вот нам как жалко!». Когда был Советский Союз и Соединенные Штаты, мы шли к американцам, чего-то просили. Они отказывали. А мы уже с русскими договорились, они нам пообещали. Идем к русским. Да подождите. Потом приехала делегация из Канады. Они говорят: «Слушайте, ладно там египтяне. Но канадцы. Нам все равно было легче иметь диалог с Америкой, когда был противовес - Советский Союз».
Западная дипломатия не улавливает таких моментов, что если страны даже и соглашаются с тем, что пускай будет один лидер, мы будем выполнять приказы — это до поры, до времени. Пока нет возможности оказывать противодействие. У каждой страны свои интересы. Когда из одного центра навязывают — это гораздо хуже, чем если бы появились два центра. Между ними уже можно маневрировать. У стран появляется хоть какая-то возможность проводить свою собственную политику, а не просто занимать место в строю и говорить: «Есть санкции. Ввести войска. Так точно. Отказаться от экспорта. Так точно». Непонятно, зачем, для чего. Понятно, что в чужих интересах. Поэтому многополярность мира очень привлекает.
Авторитет России возрастает, особенно после операции в Сирии. Даже американские военные признают, что российская армия является второй армией в мире. На что наши военные отвечают: «Может быть, мы не первые, но и не вторые». Опять равенство, паритет достигнут. Силу всегда в мире уважали. Ну и важна поддержка таких стран, как Китай, Индия. Они тоже говорят о том, что в мире формируется второй центр. Усилия американцев создать Тихоокеанское сообщество, Трансатлантическое направлены на то, чтобы сохранить один центр, сохранить свой центр. Вот мы видим: те страны АСЕАН, которые дружно вступили в Транстихоокеанское сообщество, например, Вьетнам, первыми прибежали к России. Потому что они вступили в сообщество, но Америка выстраивает все таким образом, что не соответствует их интересам. Поэтому они полностью не удовлетворяют свои интересы, поэтому они ищут активно.
На днях, кстати, на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета отмечали 126-летие со дня рождения Хо Ши Мина. И диаспора вьетнамская собралась. Было сказано много теплых слов в адрес России. А вечером в Михайловском замке основывали Общество дружбы между Россией и Ираном. Приезжал посол Ирана, сотрудники посольств. Даже из Тегерана приехал специальный музыкально-вокальный национальный ансамбль. Не только в Кремле толпятся, а и в Петербурге, в других регионов России. О какой изоляции России можно говорить, если каждый день происходит столько событий?!
Следующий момент, о котором можно сказать, — цели изоляции. Цели изоляции какие были? Порвать экономику России в клочья, остановить ее экономическое развитие. А сегодня даже Международный валютный фонд — проамериканская организация, которую в симпатиях к России не обвинишь, уже дала прогноз, что в этом году ВВП России сократится на 1,5%. А раньше давали более пессимистический прогноз. В следующем году уже начнется рост ВВП России, то есть в условиях санкций, в условиях изоляции экономика России переходит к росту. Идет определенная структурная перестройка экономики. И та экономика, которая была в 1913-14 годах, когда наложились санкции, действительно от них страдала.
Но сейчас экономика России адаптировалась и начинает развиваться независимо от Запада, начинает расти. Потому что мир - это не только Соединенные Штаты, а это огромные регионы, с которыми можно торговать и развивать экономические связи. Таким образом, Валентину Ивановну так можно понять, что изоляция России не состоялась фактически, потому что авторитет нашей страны в мире вырос, число партнеров увеличивается, а цели изоляции — экономическое удушение России, изменение ее политики, ослабление ее силовой мощи, не состоялись. Экономика переходит в состояние роста. Политический авторитет вырос, а российская армия стала одной из самых боеспособных в мире.