Благое решение или повод к новому витку напряжения?

Известные пастыри разошлись во мнениях по поводу одновременного празднования Пасхи и Первомая

29.04.2016 492
Как сообщалось, в этом году Светлое Христово Воскресение пришлось на 1 мая, которое хотя и носит сейчас название «День весны и труда», но ассоциируется в первую очередь с коммунистическим праздником. Из-за этого совпадения в Калуге, в Сургуте, в Крыму и в некоторых других регионах России отменили первомайские демонстрации и митинги. 

«Стоило ли, на ваш взгляд, «разводить» празднование Пасхи и Первомая, как это сделали в некоторых регионах? Не вызовет ли это направленное на православных раздражение?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Как и у любого решения, у этого будут как сторонники, так и противники. В советское время нам нередко мешали отмечать праздник Пасхи, если он выпадал на первое мая. Да, в советское время людей на митинги загоняли. Священнослужителей заставляли приходить на парад, а иногда он проводился в Страстной Четверг или в Страстную пятницу. Тогда кому-то приходилось оставлять богослужение и идти. И поверьте, это было со слезами на глазах. Оставить замечательные, особые службы, которые совершаются раз в году, и пойти на митинг? – а идти нужно было». 

«Но сегодня, - продолжил он, - думаю, случай совсем другой: руководители регионов, принявшие решение не устраивать митинги и демонстрации, поступили правильно, решив дать людям возможность отдохнуть. Но я бы посмотрел на это и с другой стороны. Исторически первого мая праздновался день трудящихся. На митинги собирались рабочие, которые призывали обратить внимание на их проблемы. А сегодня смысл его - руководители "приглашают" своих подчиненных на это мероприятие. Думаю, профсоюзы, если они сегодня имеют какое-то реальное влияние, должны собраться с рабочими и внести какие-то предложения, выслушав и их мнения. Тогда этот праздник будет иметь какое-то основание, и можно рассуждать о том, хорошо это или плохо, что его отменили». 

«Но как бы то ни было, думаю, руководители регионов поступили хорошо, подумав о людях, которые придут ночью на Пасхальную службу. Я не считаю, что этим они обидели рабочих или представителей профсоюзов», - заключил владыка.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, признался, что «издалека судить трудно - на местах, конечно, виднее. Первомайские митинги и демонстрации, на мой взгляд, - нечто отжившее. Кто и что туда ходит демонстрировать и чего обсуждать? Эти мероприятия и в советское-то время носили формальный характер, а теперь тем более». 

«К тому же я сомневаюсь, что число участников таких демонстраций было бы большим. Интересно узнать статистику - сколько людей в прошлом году участвовали в первомайских демонстрациях? Думаю, если местные власти приняли решение об их отмене, у них были на то какие-то основания. И если нет особой потребности в этих мероприятия, так и раздражения их отмена не вызовет. К тому же власти не планируют проводить их централизованно, а если люди хотят демонстрацию, могут подать в установленном порядке заявление на ее проведение», - считает отец Александр.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «по поводу "разведения" Пасхи и первомайских демонстраций в Евангелии сказаны замечательные слова: "Кесарю кесарево, Богу Богово". Если кто-то хочет на демонстрации, кто их может запретить, как и празднование Пасхи? Это не должно быть подвластно политической конъюнктуре». 

«Но вот что некоторые отмечают оба праздника - показатель духовной незрелости общества, - полагает он. - Многие еще не отказались от советских стереотипов, но уже пришли к Богу. Но по-хорошему - если человек ходит на демонстрации, как он может праздновать религиозные праздники?» 

«В нашей стране так причудливо все сочетается, потому что есть преемственность и конфликт поколений. Людям, выросшим в советскую эпоху, трудно отказаться от привычных праздников, хотя почти все их переименовали, а часть вообще убрали. И майские праздники сегодня стараются использовать для труда на даче, например. А исторически праздник 1 мая вообще посвящен демонстрации рабочих в Чикаго, то есть далекому от нас событию. В СССР манифестацию проводили просто в поддержку советской власти. Для нас это неактуально, а для людей левых убеждений - лишний повод продемонстрировать свою публичность», - заключил отец Андрей.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «И Пасха – государственный праздник, и "День весны и труда", и, как справедливо было замечено, они не мешают другу и не противоречат, а самое главное, по времени и так разведены. По сложившейся примерно сто лет назад традиции нашей Церкви Пасхальное богослужение начинается ровно в полночь. А демонстрации – не раньше 10-11 часов. Так что сказать, какую цель преследовали власти, например, Крыма, отменив митинги и демонстрации, я затрудняюсь». 

«Вызовет ли это отрицательные эмоции в отношении православных? – думаю, нет. На первомайские праздники народ и раньше ходил неохотно, а что касается походов "на шашлыки", с чем в первую очередь в народе ассоциируется первое мая - так все давно к этому приготовились», - уверен отец Вячеслав.

«Мы должны объяснять людям, что вера - это внутренне убеждение, состояние. Они всегда могут найти время и место, дабы выразить свое религиозное чувство - все возможности для этого в нашей стране есть. Если кто-то хочет сходить на демонстрацию – пожалуйста, у нас свободная страна, и никто не может нам запретить в установленном порядке провести шествие», - напомнил пастырь.

«В преддверии Светлого Христова Воскресения я хочу всех православных поздравить с этим праздником, и пожелать, чтобы народ понял его смысл - мы празднуем Воскресение Христа, и надеемся на воскресение в будущей жизни. А пока, увы, у людей слабое представление о празднике Пасхи. Оно связано с поеданием куличей, пасох, яиц, но ни в коей мере - с Христом», - с печалью констатировал отец Вячеслав.

«Мы на днях подвели итоги конкурса "Пасхальный перезвон", где, среди прочего, предлагалось рассказать о праздновании Пасхи. А поскольку дети по природе бесхитростны и непосредственны, то так и написали: "В Чистый четверг проводим генеральную уборку дома, в субботу красим яйца, печем куличи, а в воскресенье дружно сидим за столом". И все. Значит, нужно лучше объяснять, - призвал он. - Ну что же, будем больше работать над этим».
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что пресс-секретарь Святейшего Патриарха отец Александр Волков прав: «есть люди, которым важно собраться и выйти на демонстрацию, да и у человека, который ночью празднует Пасху, быть может, гражданская позиция проявляется в участии на следующий день в демонстрации. Мне кажется, празднование Первомая отменять не стоило. В конце концов, у христианина есть духовник – решили бы это дело личным образом». 

«Я, честно говоря, не замечал, чтобы "День весны и труда" праздновали массово. Пожалуй, только члены КПРФ помнят, что такое Первомай, но, по-моему, и они до конца не осознают суть это праздника, отмечая его больше по привычке, - полагает отец Николай. - Если бы как-то его обновить, на мой взгляд, была бы польза с практической точки зрения. Например, почему бы в этот день не собираться профсоюзам, предлагая какие-то конкретные меры по улучшению жизни рабочих, социальные программы? И не обязательно партийные. А так на эти митинги выходят все больше люди пенсионного возраста, что как-то противоречит сути "марша трудящихся"». 

«Тем не менее, - продолжил он, - такие демонстрации и митинги, мне кажется, православным не помешают. А вот их отмена может вызвать раздражение, - но не в отношении верующих. Могут быть обвинения в адрес Церкви - как будто бы это она инициировала отмену праздника, чтобы продемонстрировать клерикализацию общества, а не власти это сделали по своим соображениям».
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что «это вопрос демократического устройства местной власти, законно избранной, которая, взвесив соображения "за" и "против", приняла решение. Конкретному человеку никто не может запретить отмечать тот или иной праздник: мы живем в свободной стране. Но общественные мероприятия, связанные с шествиями, митингами, работой транспорта находятся в ведении местной власти, которая и принимает решение». 

«Церковь в лице священника Александра Волкова высказала рекомендацию Первомай не отменять, потому что такие запреты могут способствовать неприязни, усилению трений в обществе. И это правда: запреты могут отрицательно повлиять на социальный мир. И я как священник подчеркиваю свободу личности и совести. Но пусть люди привыкают к подчинению закону, - призвал он. - Если власть приняла решение, будьте добры подчиниться, не будьте дикой толпой, от которой исходит реальная опасность и все страдают». 

«Кстати, мы в СМИ часто читаем о крупных скандалах, гражданских протестах с насилием, мародерством, которые происходят в разных демократических странах – США, Франции, Испании, Германии. И что? Там никто ухом не ведет. Нарушили закон - приехала полиция, разогнала митинг, все разошлись. А у нас в России: разогнали несанкционированный митинг - тут же вся страна возмущается. У нас не хватает уважения к закону и правильного отношения к нарушителям закона! Если отменили в городе демонстрацию – подчиняйтесь или переизбирайте местную власть», - предложил отец Макарий.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий