Благое решение или повод к новому витку напряжения?

Известные пастыри разошлись во мнениях по поводу одновременного празднования Пасхи и Первомая

Бывший СССР 
0
718
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, в этом году Светлое Христово Воскресение пришлось на 1 мая, которое хотя и носит сейчас название «День весны и труда», но ассоциируется в первую очередь с коммунистическим праздником. Из-за этого совпадения в Калуге, в Сургуте, в Крыму и в некоторых других регионах России отменили первомайские демонстрации и митинги. 

«Стоило ли, на ваш взгляд, «разводить» празднование Пасхи и Первомая, как это сделали в некоторых регионах? Не вызовет ли это направленное на православных раздражение?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Как и у любого решения, у этого будут как сторонники, так и противники. В советское время нам нередко мешали отмечать праздник Пасхи, если он выпадал на первое мая. Да, в советское время людей на митинги загоняли. Священнослужителей заставляли приходить на парад, а иногда он проводился в Страстной Четверг или в Страстную пятницу. Тогда кому-то приходилось оставлять богослужение и идти. И поверьте, это было со слезами на глазах. Оставить замечательные, особые службы, которые совершаются раз в году, и пойти на митинг? – а идти нужно было». 

«Но сегодня, - продолжил он, - думаю, случай совсем другой: руководители регионов, принявшие решение не устраивать митинги и демонстрации, поступили правильно, решив дать людям возможность отдохнуть. Но я бы посмотрел на это и с другой стороны. Исторически первого мая праздновался день трудящихся. На митинги собирались рабочие, которые призывали обратить внимание на их проблемы. А сегодня смысл его - руководители "приглашают" своих подчиненных на это мероприятие. Думаю, профсоюзы, если они сегодня имеют какое-то реальное влияние, должны собраться с рабочими и внести какие-то предложения, выслушав и их мнения. Тогда этот праздник будет иметь какое-то основание, и можно рассуждать о том, хорошо это или плохо, что его отменили». 

«Но как бы то ни было, думаю, руководители регионов поступили хорошо, подумав о людях, которые придут ночью на Пасхальную службу. Я не считаю, что этим они обидели рабочих или представителей профсоюзов», - заключил владыка.
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, признался, что «издалека судить трудно - на местах, конечно, виднее. Первомайские митинги и демонстрации, на мой взгляд, - нечто отжившее. Кто и что туда ходит демонстрировать и чего обсуждать? Эти мероприятия и в советское-то время носили формальный характер, а теперь тем более». 

«К тому же я сомневаюсь, что число участников таких демонстраций было бы большим. Интересно узнать статистику - сколько людей в прошлом году участвовали в первомайских демонстрациях? Думаю, если местные власти приняли решение об их отмене, у них были на то какие-то основания. И если нет особой потребности в этих мероприятия, так и раздражения их отмена не вызовет. К тому же власти не планируют проводить их централизованно, а если люди хотят демонстрацию, могут подать в установленном порядке заявление на ее проведение», - считает отец Александр.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «по поводу "разведения" Пасхи и первомайских демонстраций в Евангелии сказаны замечательные слова: "Кесарю кесарево, Богу Богово". Если кто-то хочет на демонстрации, кто их может запретить, как и празднование Пасхи? Это не должно быть подвластно политической конъюнктуре». 

«Но вот что некоторые отмечают оба праздника - показатель духовной незрелости общества, - полагает он. - Многие еще не отказались от советских стереотипов, но уже пришли к Богу. Но по-хорошему - если человек ходит на демонстрации, как он может праздновать религиозные праздники?» 

«В нашей стране так причудливо все сочетается, потому что есть преемственность и конфликт поколений. Людям, выросшим в советскую эпоху, трудно отказаться от привычных праздников, хотя почти все их переименовали, а часть вообще убрали. И майские праздники сегодня стараются использовать для труда на даче, например. А исторически праздник 1 мая вообще посвящен демонстрации рабочих в Чикаго, то есть далекому от нас событию. В СССР манифестацию проводили просто в поддержку советской власти. Для нас это неактуально, а для людей левых убеждений - лишний повод продемонстрировать свою публичность», - заключил отец Андрей.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «И Пасха – государственный праздник, и "День весны и труда", и, как справедливо было замечено, они не мешают другу и не противоречат, а самое главное, по времени и так разведены. По сложившейся примерно сто лет назад традиции нашей Церкви Пасхальное богослужение начинается ровно в полночь. А демонстрации – не раньше 10-11 часов. Так что сказать, какую цель преследовали власти, например, Крыма, отменив митинги и демонстрации, я затрудняюсь». 

«Вызовет ли это отрицательные эмоции в отношении православных? – думаю, нет. На первомайские праздники народ и раньше ходил неохотно, а что касается походов "на шашлыки", с чем в первую очередь в народе ассоциируется первое мая - так все давно к этому приготовились», - уверен отец Вячеслав.

«Мы должны объяснять людям, что вера - это внутренне убеждение, состояние. Они всегда могут найти время и место, дабы выразить свое религиозное чувство - все возможности для этого в нашей стране есть. Если кто-то хочет сходить на демонстрацию – пожалуйста, у нас свободная страна, и никто не может нам запретить в установленном порядке провести шествие», - напомнил пастырь.

«В преддверии Светлого Христова Воскресения я хочу всех православных поздравить с этим праздником, и пожелать, чтобы народ понял его смысл - мы празднуем Воскресение Христа, и надеемся на воскресение в будущей жизни. А пока, увы, у людей слабое представление о празднике Пасхи. Оно связано с поеданием куличей, пасох, яиц, но ни в коей мере - с Христом», - с печалью констатировал отец Вячеслав.

«Мы на днях подвели итоги конкурса "Пасхальный перезвон", где, среди прочего, предлагалось рассказать о праздновании Пасхи. А поскольку дети по природе бесхитростны и непосредственны, то так и написали: "В Чистый четверг проводим генеральную уборку дома, в субботу красим яйца, печем куличи, а в воскресенье дружно сидим за столом". И все. Значит, нужно лучше объяснять, - призвал он. - Ну что же, будем больше работать над этим».
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что пресс-секретарь Святейшего Патриарха отец Александр Волков прав: «есть люди, которым важно собраться и выйти на демонстрацию, да и у человека, который ночью празднует Пасху, быть может, гражданская позиция проявляется в участии на следующий день в демонстрации. Мне кажется, празднование Первомая отменять не стоило. В конце концов, у христианина есть духовник – решили бы это дело личным образом». 

«Я, честно говоря, не замечал, чтобы "День весны и труда" праздновали массово. Пожалуй, только члены КПРФ помнят, что такое Первомай, но, по-моему, и они до конца не осознают суть это праздника, отмечая его больше по привычке, - полагает отец Николай. - Если бы как-то его обновить, на мой взгляд, была бы польза с практической точки зрения. Например, почему бы в этот день не собираться профсоюзам, предлагая какие-то конкретные меры по улучшению жизни рабочих, социальные программы? И не обязательно партийные. А так на эти митинги выходят все больше люди пенсионного возраста, что как-то противоречит сути "марша трудящихся"». 

«Тем не менее, - продолжил он, - такие демонстрации и митинги, мне кажется, православным не помешают. А вот их отмена может вызвать раздражение, - но не в отношении верующих. Могут быть обвинения в адрес Церкви - как будто бы это она инициировала отмену праздника, чтобы продемонстрировать клерикализацию общества, а не власти это сделали по своим соображениям».
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что «это вопрос демократического устройства местной власти, законно избранной, которая, взвесив соображения "за" и "против", приняла решение. Конкретному человеку никто не может запретить отмечать тот или иной праздник: мы живем в свободной стране. Но общественные мероприятия, связанные с шествиями, митингами, работой транспорта находятся в ведении местной власти, которая и принимает решение». 

«Церковь в лице священника Александра Волкова высказала рекомендацию Первомай не отменять, потому что такие запреты могут способствовать неприязни, усилению трений в обществе. И это правда: запреты могут отрицательно повлиять на социальный мир. И я как священник подчеркиваю свободу личности и совести. Но пусть люди привыкают к подчинению закону, - призвал он. - Если власть приняла решение, будьте добры подчиниться, не будьте дикой толпой, от которой исходит реальная опасность и все страдают». 

«Кстати, мы в СМИ часто читаем о крупных скандалах, гражданских протестах с насилием, мародерством, которые происходят в разных демократических странах – США, Франции, Испании, Германии. И что? Там никто ухом не ведет. Нарушили закон - приехала полиция, разогнала митинг, все разошлись. А у нас в России: разогнали несанкционированный митинг - тут же вся страна возмущается. У нас не хватает уважения к закону и правильного отношения к нарушителям закона! Если отменили в городе демонстрацию – подчиняйтесь или переизбирайте местную власть», - предложил отец Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 08:55
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 08:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48