Депутаты Тюменской городской думы не пришли к единому мнению о необходимости религиозного воспитания в школе, сообщает ИА «Тюменская линия».
Серьезная дискуссия на эту тему состоялась на заседании постоянной комиссии думы по социальной политике и городскому самоуправлению, на котором была заслушана информация администрации города о реализации в 2015 году муниципальной программы «Обеспечение межнационального и межконфессионального согласия на территории города». На ее реализацию в 2015 году было выделено и израсходовано более 17 млн рублей.
И эти средства, по мнению депутата Альбины Селезневой, были потрачены не зря. Более 150 национальностей и народностей, населяющих Тюмень и Тюменскую область, живут в мире и согласии: в Тюмени не зарегистрированы публичные мероприятия протестного характера на религиозной или этнической основе.
Тем не менее, депутат посчитала необходимым отметить важность религиозного воспитания в тюменских школах.
«Надо отдать должное образованию. Я знаю, что в школах уже проходят родительские собрания, куда могут прийти представители любой конфессии и предложить, какие уроки они хотели бы видеть. Уже с четвертого класса должны быть не только уроки светской этики», - уверена Альбина Селезнева.
Такой же точки зрения придерживается депутат Игорь Ракша.
«Правильно было сказано про религиозное воспитание в школах. Все ценности закладываются с детского возраста», - заявил он.
Депутат рассказал о разочаровании поведением родителей и детей, участников конкурса «Золотое детство», итоги которого подводились вместе с владыкой Димитрием в Благовещенском соборе.
«Они просто дергали меня за рукав и кричали: «Дайте нам подарки, нам некогда и мы отсюда уйдем». О чем можно вообще говорить, какой ребенок получится у этих родителей, какие ценности в него будут заложены?», - заключил Ракша.
Правда, приведенный пример, скорее, свидетельствует о том, что в школе дети не усвоили уроки этики, а в семье не были заложены основы духовности и веры.
Школа, по мнению председателя комиссии Ольги Павловой, должна быть освобождена от религиозных уроков любых конфессий.
«Мы должны знакомить детей со всеми особенностями национальных культур, в том числе и религией. Но чтобы делать из этого культ в школе – это неправильно. Я бы все-таки оставила школу подальше от религии – в семье пускай воспитываются, в воскресных школах», - пояснила она, комментируя состоявшийся на комиссии разговор.
С председателем комиссии солидарна директор детско-юношеского центра, депутат Надежда Ачкасова. Перенос борьбы за души в школы и в детские центры вызывает у нее тревогу.
«Мне думается, что это недопустимо – религиозные уроки в школе, - заявила она журналистам. - Школа – это светское учреждение. Но просветительский момент я бы внесла – каждый ребенок должен знать, какие религии есть. Я за то, чтобы мы дали им образование, а не навязывали что бы то ни было».
А депутат Юрий Безбородов напомнил коллегам о Конституции РФ, в которой определено, что Россия - государство светское, и каждый волен верить или не верить.
«Объединяться нужно на основе светскости, а не на основе излишней религиозности», - уверен он.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный ученый, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Видимо, сейчас наш депутатский корпус в большинстве своем не понимает, какова его дезориентация в отношении трех основных компонентов, которые дают устойчивость для личности народной к государству.
Первый компонент - этноконфессиональное сознание. Это четко демонстрирует, например, Рамзан Кадыров, когда говорит, что он, в первую очередь — мусульманин, во вторую — чеченец, и в третью очередь — гражданин России. Наши депутаты не знают, кто они. Я проводил опрос, спрашивал у родителей: как вы думаете, как ответят на вопрос, кто ваши сын или дочь? В первую очередь человек. Это банально. Это и так ясно, что никто не ответит, что он свинья или кот. Поэтому Рамзан Кадыров на вопрос: «Кто ты?» отвечает очень четко.
Второй компонент - этноисторическое сознание. Это сознание собственной своей истории, принадлежности к ней. Наши депутаты, судя по всему, которые высказываются насчет светскости, не понимают даже толком, что означает слово «светскость». У них утрачено чувство этноисторического сознания. Они не знают собственной истории, истории своего народа. Когда нет этноконфессионального сознания, нет и сознания этноисторического.
Третий компонент - этнолингвистическое самосознание. Депутаты не могут нормально говорить на русском языке. Не на современном русском, они им владеют, а на том источнике, из которого произошел классический русский язык. Я имею в виду церковнославянский язык.
Все три компонента формируют библейское мышление, восприятие истории, восприятие современности, восприятие будущего, восприятие своего народа, своего государства. Оно должно иметь основу. И такой основы, к сожалению, в этой дискуссии практически не обнаружено.
Можно сказать, что в религиозном образовании нуждаются не только школьники, хотя и они тоже. Потому что у них не сформировано ничего практически из того, что дает устойчивость человеческой личности. Это стержневая структура, необходимая для того, чтобы человек, народ и государство были устойчивы по отношению к внешним воздействиям. Это этноконфессиональное, этноисторическое, этнолингвистическое сознание.
Установочные уроки для сотрудников школ и преподавателей уже отработаны. Я не знаю, как в других областях и епархиях, а в Рязанской епархии этот механизм отработан. У нас в Институте развития образования проводятся курсы для педагогов. Мы проводили их для педагогов третьих классов с тем, чтобы они приступили в четвертом классе к преподаванию ОПК. И сейчас проводятся совместные курсы для литераторов и историков. Нужно просто поставить задачу, чтобы такие курсы были обязательно прослушаны. Все учителя проходят курсы повышения квалификации. Это их обязанность. Эту обязанность нужно локализовать. Нам действительно необходимо срочно сформировать определенные навыки в педагогическом корпусе, который, соответственно, будет транслировать их в ученическую среду.
Когда мы даем общие представления о религиях и при этом даем положительные характеристики всем религиям, то, вообще говоря, мы формируем сектантское сознание и готовность вступить в любую секту, формируем у человека всеядность и неразборчивость. Религия может быть понята только с определенной религиозной позиции. С атеистических позиций религия вообще не понимается. Это, как выражался Маркс, фантастическое отражение в головах людей действительных явлений природы. Они вообще не понимают, что такое религия, и в этом отношении атеистический подход мощно способствовал тому, что наше государство вообще не занималось вопросами отслеживания религиозной ситуации. Поэтому наши девочки с философского факультета бегут в ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. - РНЛ). Потому что, несмотря ни на какие бравурные позиции, мы воспитываем патриотизм, а вот, пожалуйста — результат налицо.
Поэтому наша система образования сейчас масштабно формирует сектантское сознание. И многие депутаты Государственной Думы, не имея собственной стержневой структуры и устойчивости сознания, готовы содействовать тому, чтобы наш народ, по сути, распался на множество сект. А тогда мы будем иметь майданы, будем иметь племена, новые религиозные образования, которые будут враждовать друг с другом, тогда наша страна распадется.