«Собор не является по своему статусу Вселенским»

Владимир Легойда ответил на критику готовящегося Всеправославного Собора

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью «Интерфакс-Религия» поделился подробностями предстоящего Всеправославного Собора и его подготовки, а также рассказал, чем он отличается от Вселенского, и как относиться к критике этого форума. 

«Прежде всего, важно подчеркнуть, что Соборы - норма церковной жизни, а не ее искажение, - пояснил он. - В наше сознание прочно вошли представления о семи Вселенских Соборах - наиболее важных собраниях епископов эпохи раннего христианства. Однако были и другие, также весьма важные соборы православных архиереев. Так, например, Четвертый Константинопольский Собор, иногда называемый Софийским Собором, созванный в 879 году под председательством святителя Фотия, патриарха Константинопольского. Собор, среди прочего, причислил к числу Вселенских Второй Никейский Собор 787 года. Определения Собора 879 года входят в канонический кодекс Православной Церкви. Некоторые святые полагали этот Собор VIII Вселенским. И хотя в более поздней истории Церкви не было Собора, который подтвердил бы этот высокий статус, сам факт такого отношения к Софийскому Собору очень важен. Особенно в виду разговоров, что семью Вселенскими Соборами якобы исчерпывается соборная жизнь Православной церкви. Это не так». 

«Одной из причин прекращения практики проведения Соборов стала схизма, - объяснил Владимир Легойда. - События 1054 года, разрушившие единство Рима и Константинополя, двух тогдашних столиц христианства, не могли не сказаться на церковной жизни. Думаю, что некоторое время христиане верили, что церковное единство будет восстановлено. Ведь раскольничьи явления были и до схизмы, но они не приводили к последствиям такого масштаба. Когда же окончательность разделения стала непреодолимой реальностью, Православная церковь оказалась в ситуации османского владычества, практически исключавшего проведение Соборов». 

«В то же время нельзя сказать, что Соборы по вопросам вероучения вообще не собирались после IX века. Так, например, имели место так называемые Паламитские Соборы XIV века, осудившие Варлаама и его сторонников и утвердившие учение святителя Григория Паламы по важнейшим вопросам догматического характера. Эти Соборы не именовались Вселенскими, первоначально в них участвовали архиереи преимущественно Константинопольского Патриархата, но позже принятые там определения были признаны и другими Поместными Церквями», - напомнил он.

«Святейший Патриарх, представляя проекты Всеправославного Собора на Архиерейском Соборе 3 февраля 2016 года, сделал экскурс в историю развития идеи проведения Всеправославного Собора, начиная с XX века. Отмечу, что он лично принимал участие во многих этапах межправославных консультаций по данному вопросу. Кстати говоря, Патриарх специально подчеркнул, что Собор не является по своему статусу Вселенским», - уточнил Владимир Легойда. 

«В отличие от древних Вселенских Соборов нынешний Собор не призван решать вопросы догматического характера, так как они уже решены и не могут быть пересмотрены, - подчеркнул он. - Кроме того, Собор не будет вносить новшеств в канонический строй или в литургическую жизнь Православной Церкви. Более того, пересмотр догматов - это вообще нонсенс, который может прийти в голову только нецерковному человеку. Не нужны Церкви и новшества в каноническом строе - в них просто нет никакой необходимости, и это ясно любому православному верующему». 

«Все вопросы, которые будет рассматривать Собор, обозначены в опубликованных проектах шести соборных документов. А регламент Собора, который также опубликован, ясно и четко говорит, что никакие иные вопросы не могут быть предметом рассмотрения Всеправославного Собора на Крите. Точка. Так что нет абсолютно никаких оснований для звучащих иногда опасений, что разрешат второбрачие духовенства, перейдут на новый календарь, отменят посты и прочее. Все это фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности», – заверил Владимир Легойда.

«Первоначальное предложение Константинополя заключалось в том, чтобы в делегации входило вообще всего по 12 человек. Тогда Русская Церковь предложила в качестве альтернативы, чтобы Собор прошел с участием всех православных архиереев. Всего в мире их около 700. Мы сказали, что для реализации этого предложения готовы взять на себя заботу об организации Собора и провести его с участием всех епископов, например, в Москве или Санкт-Петербурге, где это вполне возможно. К сожалению, эта идея не нашла поддержки. Тогда и появилась цифра: 24 члена в каждой делегации - тоже благодаря позиции Русской Православной Церкви, которая настояла на расширении состава участников. Но и это значит, что, скажем, Польская Церковь будет представлена полным составом своих архиереев, а Русская - примерно 115 частью», - отметил представитель Церкви.

«В этой связи один греческий архиерей даже высказал мнение, что при таких условиях Собор на Крите трудно именовать Великим и вообще правильнее его называть расширенным заседанием глав поместных Церквей. Такая точка зрения не лишена оснований», - полагает он. 

«В 1961 году на первом Всеправославном совещании, проходившем на острове Родос в Греции, были предложены целых сто тем для обсуждения, - напомнил Владимир Легойда. - Подчеркну, что тогда все они были проработаны нашей Церковью, по каждой были подготовлены качественные документы. Однако в 1971 году представители ряда Поместных Церквей стали выступать за сокращение предполагаемой повестки Собора. А Всеправославное предсоборное совещание 1976 года сократило перечень тем... до десяти. Сегодня осталось всего шесть документов, которые ожидается принять консенсусом, то есть без возражений со стороны какой-либо из Поместных Церквей. На одном из последних этапов был изъят из повестки дня практически готовый документ об автокефалии, так как не была достигнута договоренность о порядке его подписания Предстоятелями Поместных Церквей».

«Кстати, предложение о принятии решений консенсусом также всегда горячо поддерживалось Русской Церковью, - отметил он. - Альтернативой был отказ от единогласия и принятие решений большинством голосов. Однако это означало бы то, что могут быть вопросы, в которых перевес проголосовавших "за" Церквей окажется незначительным. А консенсус означает, что если хотя бы одна Церковь против, то решение не принимается. Это, конечно, намного лучше выражает соборную природу принятия решений в Церкви». 

Владимир Легойда признался: «Мы не рассматриваем проекты документов как идеальные. Но иначе и быть не может. Эти тексты являются результатом длительных и непростых дискуссий, попыткой сбалансировать нередко разные точки зрения. Это компромиссные тексты. В них нет отступлений от догматики или канонов, что засвидетельствовал, в том числе Архиерейский Собор Русской Церкви 2016 года. Но это не значит, что нельзя уточнять некоторые формулировки, прояснять не вполне ясные места или убирать возможные двусмысленности. Наша Церковь и инициировала их опубликование, исходя из необходимости получить более широкую реакцию православных верующих всех Поместных Церквей. Поэтому обсуждение и разумная критика документов только приветствуется. В нашей Церкви прошел семинар на эту тему в Общецерковной аспирантуре и докторантуре и научно-практическая конференция в ПСТГУ, которая опубликовала итоговый документ, а также направила Святейшему Патриарху свои предложения по возможному улучшению проектов трех документов: "Отношения Православной церкви с остальным христианским миром", "Миссия Православной церкви в современном мире", "Таинство брака и препятствия к нему". Собственно, по третьему документу речь идет только об одном предложении - более жесткой формулировке неприятия так называемых однополых союзов. В первых двух случаях внесены предложения по уточнению некоторых формулировок или по дополнениям, включая, например, цитаты из святых отцов». 

«Кроме того, публикация проектов документов призвана, как я уже сказал, успокоить тех, кто до сих пор считает, что на Соборе православных епископов планируется подписание или одобрение чего-то страшного и доселе скрываемого от верующих. В регламенте прямо сказано: "На соборное обсуждение не могут выноситься тексты или новые вопросы, которые не были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и собраниями Предстоятелей"», - заключил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?"
Пятая колонна атакует Святую Русь
Доклад ежегодному съезду Союза Православных Братств 25 ноября 2019 года
26.11.2019
«Собрание будет бесполезным, поскольку участники будут несогласны друг с другом»
Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины
02.03.2019
Антихрист призван осудить ересь экуменизма?
Или почему VIII Вселенский Собор не может быть созван для преодоления украинского раскола
29.11.2018
«Заговор против Православия» — трезвая христианская мысль или паранойя?
Опасения по поводу проведения Восьмого Вселенского Собора имеют под собою определённые основания
23.11.2018
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
«Раскол всегда порождает новые расколы»
На заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги 2019 года
11.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Похоже, знаменитый блогер договорился до статьи УК РФ
07.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей
06.12.2019
«Мы будем выглядеть фанатиками, если мы запрещаем людям причащаться»
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в Причастии неправославным
06.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Валерий Медведь
06.11.2019
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019