Через два месяца после
подписания совместной Декларации Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой Римским Франциском, которая была
одобрена 16 апреля Священным Синодом Русской Православной Церкви, в тот же день появилась новая
Декларация – Лесбосская, подписанная папой, патриархом Варфоломеем и архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом.
По поводу Гаванской декларации Синод высказал свое одобрение в 8 пунктах. Во втором из них отмечено, «что Совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска способствовало достижению перемирия на земле Сирии и тем самым помогло спасти тысячи жизней». В третьем указана «справедливость обеспокоенности в связи с «нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни».
В четвертом отмечена «важность тех пунктов Совместного заявления, в которых говорится о семье как естественном средоточии жизни человека и общества, выражается обеспокоенность кризисом семьи во многих странах и сожаление в связи с тем, что иные формы сожительства уравниваются с браком как союзом между мужчиной и женщиной, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особых призваниях мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания». Здесь же подчеркнута «своевременность прозвучавшего призыва к уважению неотъемлемого права на жизнь, принадлежащего каждому человеку, в том числе младенцам, находящимся в утробе матери». Пятым пунктом одобрено «сделанное Патриархом и Папой заявление о том, что "метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства"».
Где здесь предательство православного вероучения и благочестия христианского, о котором кричат на всех распутиях псевдоревнители? В 8-м пункте, специально ради них постановлено: «призвать епархиальных Преосвященных, игуменов и игумений монастырей, настоятелей и клириков приходов разъяснять клиру, монашествующим и пастве значение Совместного заявления, текст которого не затрагивает богословских, догматических и экклезиологических вопросов, но обращен к острым социальным, политическим и нравственным проблемам современности. Подчеркнуть, что заявление, призывающее к отказу от прозелитизма, как использования «неподобающих средств для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую», имеет практическую значимость для мирного сосуществования православных и католиков, при этом не содержа никаких отступлений от догматов, канонов и экклезиологического учения Православной Церкви».
Лесбосская декларация, в сравнении с Гаванской, отличается размытостью. Если Гаванская утверждает различие между Православной Церковью и Папской, Лесбосская провозглашает: «Мы вновь подтверждаем нашу убежденность в том, что "следует стремиться к примирению (между христианами), чтобы содействовать социальной справедливости среди всех народов ... Мы хотим вместе способствовать тому, чтобы мигранты, беженцы и просители убежища достойно были приняты в Европе (Экуменическая хартия, 2001)».
Поскольку собравшиеся на Лесбосе религиозные деятели ссылаются на «Экуменическую хартию», приведем ее начало: «Мы, Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Епископских Конференций Европы (СЕКЕ), в духе Посланий двух Европейских экуменических ассамблей, состоявшихся в Базеле (1989) и в Граце (1997), твердо решили сохранять и развивать возросшее среди нас содружество».
Далее сказано: «Вместе слушая Слово Божие в Священном Писании, обязанные исповедовать нашу общую веру и действовать совместно в соответствии с осознанной истиной, будем же нести свидетельство любви и надежды всем людям. Европа - от Атлантического океана до Урала, от Нордкапа до Средиземного моря - сегодня является более плюралистической в культуре, чем когда-либо ранее. С Евангелием мы хотим отстаивать достоинство человеческой личности, сотворенной по образу Божию, и, как церкви, вместе вносить вклад в примирение между людьми и культурами. В этом духе мы принимаем эту хартию в качестве общего обязательства в деле диалога и сотрудничества». Здесь постулируются идеологические основы пресловутого мультикультурализма, который и стал причиной нынешнего всеевропейского мигрансткого кризиса.
Как распрекрасно: проливать слезы по утонувшим в Эгейском море мигрантам и при этом стоять на принципах, ставших причиною их гибели! В Хартии утверждается: «защищать права меньшинств и способствовать устранению непонимания и предрассудков между церквами большинства и церквами меньшинства в наших странах». Было бы замечательно, если бы данный пункт соблюдался в отношении, например, косовских сербов или православных на Западной Украине. На деле он относится к мусульманским анклавам Западной Европы – на горе коренному населению.
Показателен 5-й пункт Хартии, озаглавленный как призыв «Молиться вместе»:
«Экуменическое движение живет тем, что мы вместе слушаем слово Божие и даем возможность Святому Духу действовать в нас и через нас. С помощью получаемой благодати сейчас многие стремятся посредством [совместных] богослужений способствовать углублению духовной общности между церквами, а также молиться о зримом единстве Церкви Христовой. Особо болезненным признаком разделенности между многими христианскими церквами является отсутствие евхаристического общения. Некоторые церкви делают оговорки в отношении совместной молитвы в экуменическом контексте. Но что в значительной мере отличало многие экуменические богослужения, так это наша общая христианская духовность, общехристианские песнопения и молитвы, особенно "Отче наш". Мы обязуемся:
• молиться друг о друге и о единстве христиан;
• учиться познавать и ценить богослужения и другие формы духовной жизни различных церквей;
• продвигаться к цели евхаристического общения».
7-й пункт Хартии гласит: «Церкви поддерживают интеграцию европейского континента. Без общих ценностей единство не выдержит испытания временем… Как церкви и как международные сообщества мы должны противодействовать опасности того, что Европа в своем развитии превратится в интегрированный Запад и неинтегрированный Восток». Замечательный пример провозглашенной здесь евроинтеграции дает нынешняя
Украина…
10-й пункт содержит призыв «Развивать общение с иудаизмом». В нем сказано:
«Мы связаны единственной в своем роде связью с народом Израиля, с которым Бог заключил вечный завет. Верой познаем мы, что наши еврейские братья и сестры суть 'возлюбленные Божии ради отцов, ибо дары и призвание Божии непреложны" (Рим.11,28-29) и что им "принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужения, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти" (Рим. 9, 4-5). Мы сожалеем обо всех проявлениях антисемитизма, всех вспышках ненависти и о преследованиях и осуждаем их. Мы просим прощения у Бога за антиеврейские настроения среди христиан, молим Бога о прощении и просим наших еврейских братьев и сестер о примирении.
Настоятельно необходимо в проповедях и преподавании, в учении и жизни наших церквей осмысливать наличие глубокой связи между христианской верой и иудаизмом, и поддерживать сотрудничество между христианами и иудеями. Мы обязуемся:
• противостоять всем формам антисемитизма и антииудаизма в церкви и обществе;
• стремиться к диалогу с нашими иудейскими сестрами и братьями на всех уровнях и углублять его».
Заканчивается Хартия «ценным» указанием: «Мы, президенты Конференции Европейских Церквей и Совета Европейских Епископских Конференций, рекомендуем всем церквам и Епископским конференциям в Европе принять эту Экуменическую хартию в качестве базового текста и применять ее в соответствии с местными условиями».
Поскольку собравшиеся на Лесбосе единогласно сослались на текст «Экуменической хартии», подписанной в Страсбурге 22 апреля 2001 года, когда голос России был слаб в международных делах, можно увидеть в этом попытку отыграть ситуацию назад, дезавуировав значение действительно исторической Гаванской декларации.
Ради этого развернута безпрецедентная кампания до дискредитации Гаванского документа, и в первую очередь – по дискредитации Предстоятеля Русской Церкви. На него вдруг синхронно обрушились удары со стороны как псевдоревнителей Православия вкупе с российскими либералами, так и со стороны украинских униатов, которые устами своего архиепископа Святослава Шевчука выразили недовольство текстом Декларации.
Заметим: в ней нет ссылки на пресловутую «Экуменическую хартию» как на авторитетный документ. Она самоценна и самодостаточна. Она утверждает новое качество России и Русской Церкви в мiре.
У врагов русского дела это вызывает изжогу и нервную дрожь. Поэтому они не перестанут нападать на русского Патриарха, дабы он не смог дать альтернативного курса для вселенского Православия. Врагов России очень даже устраивает курс патриарха Варфоломея. Это путь последовательного подчинения папизму. Следовательно, сеющие против Патриарха Кирилла смуту объективно служат расширению папской экспансии.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия