Год назад, 16 апреля 2015 года, в четверг Светлой седмицы в Киеве около подъезда своего дома был убит Олесь Бузина, самый яркий оппозиционный публицист Украины.
Через два месяца, 18 июня, исходя из текущей ситуации, власти сочли за благо заявить о том, что убийство раскрыто. Глава МВД Арсен Аваков сообщил о задержании двух человек – Андрея Медведько (26 лет) и Дениса Полищука (25 лет). В Facebook Аваков уведомил общественность, что следствие располагает прямыми доказательствами их причастности к убийству (в одном месте он прямо назвал их преступниками). «Когда я говорю прямые доказательства, - пишет Аваков, - это - в том числе экспертизы ДНК с брошенной преступниками одежды с места преступления, экспертизы следов в автомобиле, прямые опознания свидетелей, материалы негласного наблюдения, которое вели оперативники уголовного розыска МВД в отношении подозреваемых в преступлении».
Казалось бы, коль всё ясно, приговор не за горами? Не тут-то было! Выяснилось, что Медведько, он же «Мэнсон», и Полищук, он же «Аллах», являются «героями» АТО, которые состояли членами различных нацистских группировок и карательных формирований, при этом один из них служил в структуре МВД, другой намеревался стать депутатом Верховной Рады. У молодых людей сразу же появилась мощная группа поддержки; на судей и всех причастных к процессу было оказано явное и тайное давление, что привело к замене судьи. Впоследствии «хероям» несколько раз изменяли меру пресечения – их то арестовывали, то отпускали под домашний арест. В настоящее время они находятся на свободе. По прошествии 9 месяцев после задержания подозреваемых, некий прокурор (личность не установлена) передал дело из Киева на досудебное расследование в Национальную полицию Одесской области. Стало ясно, что власти стараются всеми силами дотянуть следствие до 18 июня, после чего спокойно, в соответствии с законом, закрыть. По украинскому законодательству прокуратура обязана расследовать преступление по месту его совершения; на это отводится один год, после чего дело должно быть передано в суд или закрыто. Срок следственных процедур истекает 18 июня 2016-го.
За два месяца до окончания следствия (через год после убийства писателя) в деле наметился некий поворот. Интересы потерпевшей стороны, Валентины Павловны Бузины (матери Олеся), приглашён защищать адвокат Ренат Кузьмин – в прошлом глава Управления по расследованию особо важных дел и первый заместитель генпрокурора Украины.
Личность Рената Равельевича Кузьмина на Украине хорошо известна. Он вёл все самые громкие дела, в том числе дело Георгия Гонгадзе, его «клиентами» являлись не только Юрий Луценко и Юлия Тимошенко, но и «сам» Петр Порошенко. По словам Рената Кузьмина, если бы ему дали довести то дело до конца, «в стране сегодня был бы другой президент, глава президентской фракции и генпрокурор». Дело Порошенко у него «изъяли и отправили в прокуратуру города Киева», где оно и испустило дух. Таким же образом было похоронено и дело Гонгадзе. Кузьмин, судя по его биографии, оказался неудобным прокурором для многих, в том числе и для президента В.Ф. Януковича. Накануне Майдана Кузьмин был уволен, а его Управление «важняков» ликвидировано.
Поскольку сейчас идёт речь о действующем президенте и ближайшем его окружении, а Кузьмин, встав на защиту интересов матери Бузины, фактически бросил вызов этой шайке, стоит сказать о том замятом деле.
Бывшим высокопоставленным чиновникам – экс-секретарю СНБО П. Порошенко, экс-министру МВД Ю. Луценко, экс-замгенпрокурора Виктору Шокину было предъявлено обвинение «в организации незаконного ареста Бориса Колесникова (ныне Колесников возглавляет теневое правительство, созданное партией «Оппозиционный блок») и последующего вымогательства взятки за его освобождение у Рината Ахметова». Порошенко «требовал передачи ему имущества, имущественных прав и политических преференций», речь шла о миллиардах долларов (!). Тогдашнему генпрокурору Святославу Пискуну (Пискун на следствии подтвердил) было предложено «заработать» на аресте Колесникова $2 млрд.
Таким образом, появление в публичном пространстве Рената Кузьмина является для Порошенко и всей киевской камарильи неприятным сюрпризом. Тот факт, что киевский режим безуспешно объявлял Кузьмина в международный розыск, привлекает к делу дополнительное внимание. Интерпол, заметим, отказался сотрудничать с Украиной по этому делу в связи с политической мотивацией обвинения. Очевидно, что вступая в процесс, Кузьмин – ныне он находится заграницей – подвергает свою жизнь риску. Ещё всем памятно убийство адвоката Юрия Грабовского, совершённое в марте с.г., в убийстве подозреваются два молодых человека 19-ти и 26 лет (не исключено, тоже «герои» АТО). Грабовский, помимо прочего, являлся защитником судьи Сергея Вовка, того самого, который за воровство и коррупционные действия приговорил к четырём годам лишения свободы экс-министра МВД Юрия Луценко. Грабовский защищал судью успешно: Вовк, несмотря на «политическую волю режима», не только не был взят под стражу, но ему даже не продлили срок отстранения от должности.
Кузьмин, вступив в дело об убийстве Бузины в качестве представителя потерпевшей 29 марта 2016 г., приобрел важные процессуальные полномочия адвоката-представителя. Эти полномочия гораздо шире, чем у адвокатов-защитников подозреваемых. В интервью украинскому ресурсу «Столица» Р. Кузьмин, в частности, разъяснил, что по новому («европейскому») УПК он «может не только представлять свои доказательства следователю, но и знакомиться со всеми материалами дела, участвовать в проведении следственных и других процессуальных действий, применять технические средства при их проведении». А в случае, «если прокурор вдруг откажется поддерживать государственное обвинение и потребует в суде дело прекратить, то вместо такого прокурора обвинение может поддерживать адвокат-представитель потерпевшего; в этом случае адвокат наделяется всеми полномочиями обвинителя».
Примечательно, что адвокат намерен отработать все версии убийства Бузины, в том числе и самые сложные для проверки следственным путем. Упоминается самая неприятная для властей версия - о причастности к убийству Олеся Бузины украинских спецслужб, а значит и высшего политического руководства нынешней Украины. В их число входят бывшие подследственные Кузьмина П.Порошенко и Ю.Луценко. Согласно этой версии, украинские стратеги (из-за спин которых взглядывают кукловоды, спонсоры переворота) этим убийством решали целый ряд задач – от ликвидации неподконтрольных властям вооружённых формирований до запугивания оппозиции. Также существует версия о причастности к убийству советника главы МВД Антона Геращенко, на сайте которого («Миротворец») личные данные на Бузину были внесены 14 апреля, за два дня до убийства. Нельзя исключать и другие версии, например, версию о причастности к делу группы «Лесника» (он же «Сергей Амиров», он же «глава всех украинских буддистов Дорже Жамбо-лама», он же Олег Мужчиль). «Лесник», бывший сподвижник Яроша, странным образом был убит 9 декабря 2015 г. в Киеве при штурме квартиры в спальном районе подразделением СБУ. Журналистами установлено, что с его аккаута в Фейсбуке (который существующий и поныне) 17 апреля 2015 года стало распространяться заявление «Украинской повстанческой армии» о том, что эта организация берёт на себя ответственность за убийство целого ряда известных лиц, в том числе Олеся Бузины.
Безусловно, убийство публициста, политического журналиста – это политическое убийство, акт устрашения, акт террора. Законодательством многих стран, в том числе «европейской» Украины, наказанием за терроризм является пожизненное заключение. Многим бы хотелось, чтобы дело Бузины затерялось в том хаосе, который происходит на Украине в правовой сфере ныне. А хорошего не происходит. По официальным данным преступность в Киеве за первый квартал по сравнению с прошлым годом выросла на 45%. В столичной полиции зарегистрировано за этот период 30 тысяч 851 заявлений и сообщений о совершении правонарушений. Несложно подсчитать, что ежесуточно регистрируется порядка 343 заявления, каждый час - 14. Можно констатировать, что город-Герой Киев за два года, минувших после переворота, превратился в город-притон. У киевских властей нет ни сил, ни времени заниматься преступностью. Европе и Америке, спонсорам и бенефициарам переворота, разумеется, также до этого нет дела. При этом европейцы, очень трепетно относясь к террористическим акциям на своих территориях, смотрят сквозь пальцы на происходящее на Украине. Тем ни менее, потерпевшая сторона в деле убийства Олеся Бузины намерена довести дело до конца, а при необходимости обратиться в Европейский суд.
Олег Мономах, публицист
Ренат Равелиевич Кузьмин