Эстетика современного человечества питается плодами христианской культуры, однако все чаще, к сожалению, не для того, чтобы указанные плоды приумножать, а чтобы их извращать, уродовать до неузнаваемости. Таково и понятие «звёзды», употребляемое в отношении современных людей.
Слово это пришло из церковной эстетики. Звездами, сияющими на духовном небосводе, у нас целые столетия именуются святые, а Солнцем – Христос (вспомним хотя бы тропарь Рождеству – «…Тебе кланятися, Солнцу правды»). Вместо этого духовного Неба с его святыми, являющимися образцами благочестия и влекущими душу в горний мiр, человечество, подвергшееся нравственному регрессу, и при этом постоянно кичащееся своим материально-техническим прогрессом, придумало себе другие небеса, ближе и доступнее тех, что зовут к подвигу. Эти новые «небеса» какие-то ползучие, стелющиеся над поверхностью земли наподобие дыма. И напоминают они своей крикливостью, своими завываниями, увы, больше о вечном пламени преисподней, нежели о небесных обителях.
Что касается шоу «Танцы со звездами», здесь богоборческое начало выглядит особенно выпукло. В прошлом веке индустрия развлечений выдала мощнейшую провокацию – рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Отвратительный слоган застрял в массовом сознании человечества, изобличая дерзкую попытку своих авторов низвести Бога в разряд прославляемых этим мiром скандальных знаменитостей.
Идея всеобщего равенства «звезд» (неважно каких!) становится преобладающей. Стремление поставить в один ряд Христа, какого-нибудь знаменитого артиста, спортсмена, какого-нибудь знаменитого клоуна есть ни что иное, как самое изощренное богоборчество.
В современной массовой культуре (не уверен, что употребление последнего слова здесь уместно) назначение «звезд» - задавать тон, они выставляются как образцы для подражания. И вдруг эти «небожители» стелющихся дымом ползучих «небес» нисходят до общения с простыми смертными. Некие танцовщицы, представительницы масс, как в древних оргиастических мистериях, входят в общение с «небожителями», приобщая тем самым и массы к сияющей звездной пыли.
Чтобы произвести как можно большее впечатление на публику, чтобы запомниться ей, «звезды», равно как их партнеры, стараются выглядеть вычурно. На днях всех затмил молодой артист театра и кино, вырядившийся в форму офицера Вермахта.
Почему русских людей это сильно покоробило и возмутило? Потому что явлено дикое несоответствие представленного существующей в нашем народе иерархии ценностей. Все поставлено с ног на голову, вывернуто наизнанку, а потом еще и закручено спиралью.
«Звезда-небожитель» в форме, которая ассоциируется со злом. Он задает звуки гармонии, которая поднимает из состояния унижения и рабства некую земнородную. Чем не сатана (в буквальном переводе – противник)? Чем не Мефистофель, обольщающий призраками свободы и гармонии, чтобы погубить?
По моему убеждению, это апофеоз антиэстетики, антиэтики, антикультуры, одним словом, всего, что противно здравому смыслу и здравому чуству. Это жесткая провокация, направленная против массового сознания: признать в качестве нормы антинорму. Если народ это проглотит, значит в следующий раз можно будет предложить и что-либо покруче, типа торжествующей «любви» Асмодея (Товит, 3, 8-17). В итоге мы имеем ни что иное, как дикие пляски на костях христианской культуры.
Весьма кстати высказался о технологии развращения массового сознания Дмитрий Стешин, давший ей метафорическое название «окон Овертона». Если иконы святых для нас – окна Неба, то «окна Овертона» - окна ада, через которые в наше сознание льются потоки безумия.
Наконец, заметим, что в основе российского проекта, как это, увы, в последнее время водится, - чужая идея, а именно шоу Strictly Come Dancing BBC. Для чего такие проекты внедряются у нас? Чтобы на подсознательном уровне закреплялся разрушительный для народа постулат «Россия в культурном, интеллектуальном, эстетическом смыслах – колония Запада?»
Не соответствует ли более достоинству нашей страны самой задавать тон другим народам и государствам, предлагать им свое, святорусское, а не какое-нибудь ползучее, суррогатное небо?!
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия