«Истерика, которая началась у ряда православных, беспочвенна»

Протоиерей Александр Пелин о неадекватной реакции на подготовку к Всеправославному Собору

Летом этого года состоится Всеправославный собор – событие, подобного которому не бывало более тысячи лет. В православном мире активно обсуждаются документы, которые должны лечь в основу решений Собора, и многие из них вызывают споры. 

В частности, это относится к документу «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Претензии многих православных к этому тексту самым прямым и недвусмысленным образом сформулировал митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Церковь): «Почему в тексте присутствует множество упоминаний "Церквей" и "конфессий"?.. Мы исповедуем единую Церковь, а все остальное – это ереси и расколы. Называть "Церковью" еретические или раскольнические сообщества абсолютно неверно и богословски, и догматически, и канонически, потому что есть одна Церковь Христова… Единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – возвращение еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой является наша Православная Церковь». 

О том же пишет в своем блоге протоиерей Всеволод Чаплин: «Некоторые спрашивают: означают ли объятия и выражение "две Церкви" то, что православные должны признать католическую церковь истинной? И тут с особой остротой возникает один из центральных для современной религиозной мысли вопрос: могут ли быть одновременно истинными две Церкви или целая куча религиозных общин? Одинаково ли правильны два учения о Боге, если они расходятся – пусть даже в малом? 

Оставим для внутрицерковного обсуждения вопрос о расхождениях православных и католиков – а такие расхождения есть не только в сфере давних споров об исхождении Святого Духа, но и в сфере духовной и молитвенной практики... 

В информационный век востребовано короткое, ясное, недвусмысленное послание. Вопреки разговорам о торжестве толерантности и релятивизма, популярностью все больше пользуется четко выраженная претензия на истину. Политкорректные слова, основанные на боязни кого-либо обидеть, "не цепляют". Вот почему будущее – все-таки за документами не компромиссными, но предельно прямыми и миссионерскими». 

«Как бы вы прокомментировали эти высказывания? Согласны ли вы с формулой: «Никаких инославных нет, есть еретики и раскольники»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к протоиерею Александру Пелину, настоятелю собора св. Спиридона Тримифунтского Чудотворца в Главном штабе ВМФ РФ в Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, заместителю председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директору Центра этнорелигиозных исследований, председателю отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии. 

Известный пастырь считает, что «надо договориться о терминологии». «Есть некая путаница, - уточнил он. - Русский язык, используя язык современной социологии, антропологии, религиоведения, в той или иной степени вынужден оперировать новыми понятиями и реалиями, которые выработаны в течение последних столетий. В силу этого возникает путаница между понятиями о Единой Церкви как о всеобъемлющей Церкви, состоящей из церковных общин, которые разнесены по всей ойкумене. Мы же тоже именуемся Русская Православная Церковь, есть Кипрская Церковь и другие. Это не значит, что истина только в Русской или Греческой Церкви. Так что нужно понимать соотношение "технического" именования Церкви с вероучительными истинами и документами». 

«Думаю, - продолжил он, - большие споры завершились много столетий назад, а сейчас любые совещания епископов, как бы они ни назывались – Всеправославный собор или иначе, - не могут принять решений, которые бы нарушили или исказили догматические определения. Эти соборы лишь определяют некоторую современную повестку дня, сказанную больше современным, а не богословским языком. Так что к этому надо относиться, как, например, к международной конференции, где вырабатывают некую повестку дня и общие взгляды, не более». 

«Каждая поместная Церковь останется при своем, никто не может нарушить ее каноны и догматику, - заверил отец Александр. - Очевидно, что исторически Церкви, имеющие апостольскую преемственность, правила рукоположения и прочее, имеют серьезные основания совместного разговора. А с другой стороны, Собор собирает не все христианские церкви, а именно православные. То есть представители инославия – католики, лютеране и другие, - если и будут присутствовать на Соборе, то только в качестве гостей». 

«Так что от вынесенных решений и принятых документов в любом случае не будет всерьез зависеть будущее Церкви, - уверен он. - Мне кажется, та истерика, которая сейчас началась у ряда православных, совершенно беспочвенна. В свое время считали, что только на латинском, греческом и еврейском языке можно передать истинный смысл Священного Писания, поэтому скептически относились к переводу Кирилла и Мефодия. А сейчас трудно представить, чтобы в Русской Православной Церкви читали за богослужением Евангелие по-гречески. Надо просто открыть правде глаза, ничего не бояться и верить, что Дух Святой всегда будет с нами до кончины времен. Аминь».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска"
Оправдание экуменизма политикой
О статье журналиста ИА «Регнум» «Ватикан ближе России, чем иные православные Церкви»
15.10.2019
Франциск обманул Патриарха Кирилла с «Гаванской декларацией»
К встрече Президента России Владимира Путина и главы государства Ватикан
12.06.2019
«В этом вопросе государственные интересы и интересы церковные входят в противоречие»
По словам Анатолия Степанова, возможный визит папы Франциска в Москву станет серьезным ударом по Православию
07.05.2019
Все статьи темы
"Всеправославный, или все-таки VIII Вселенский Собор?"
«Собрание будет бесполезным, поскольку участники будут несогласны друг с другом»
Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины
02.03.2019
Антихрист призван осудить ересь экуменизма?
Или почему VIII Вселенский Собор не может быть созван для преодоления украинского раскола
29.11.2018
«Заговор против Православия» — трезвая христианская мысль или паранойя?
Опасения по поводу проведения Восьмого Вселенского Собора имеют под собою определённые основания
23.11.2018
Критская затея патриарха Варфоломея апокалипсисом и не пахнет
Крит-2 — слишком красивая идея для человека, который ведет себя, как старый склочник
16.11.2018
Все статьи темы