В 25-м пункте совместной Декларации Патриарха Кирилла и папы Франциска сказано: «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».
Глава украинских униатов архиепископ Святослав Шевчук не замедлил с реакцией: «Этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей Церкви да и просто неравнодушных граждан Украины. Многие говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже косвенной поддержкой со стороны Апостольской Столицы агрессии России против Украины».
Анархический агрессивный дух украинства, коим одержим Святослав Шевчук, восстает против папских авторитетов: «Для документа, который должен быть не богословским, а, фактически, общественно-политическим, более слабой команды… невозможно было себе представить».
Заметим: как бы ни работал Папский совет по содействию христианскому единству во главе с кардиналом Куртом Кохом, если под документом стоит подпись самого папы, не должен ли рядовой архиепископ молча взять под козырек и поступать в полном соответствии с написанным?
Не попирает ли своими самостийными воплями товарищ Шевчук догмата I Ватиканского собора (1870 г.) о непогрешимости папы Римского? Приведем его: «Римский епископ, когда говорит с кафедры, то есть когда, выполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, своей высшей апостольской властью определяет, какого учения в вопросах веры или нравственного поведения должна держаться вся Церковь, — в силу божеского содействия, обещанного ему в св. Петре, обладает тою же безошибочностью по делам веры и морали, какою по воле божественного Искупителя должна обладать Церковь Его, когда определяет учение, относящееся к вере или нравственному поведению, а посему таковые Римского епископа определения являются неподлежащими отмене сами по себе, а не по решению Церкви. Кто же, — да не допустит Бог! — дерзнет против сего нашего определения возражать, да будет анафема!»
Предал ли папа Франциск анафеме дерзкого архиепископа? Ничуть не бывало. Даже напротив: стал оправдываться перед ним, как передает «Радио Ватикана». Вот слова понтифика: «Что касается статьи и заявлений с Украины, то я, прочитав об этом, почувствовал беспокойство, ведь, судя по всему, Святослав Шевчук сказал, что украинский народ, или некоторые украинцы, или же многие украинцы, чувствуют себя глубоко разочарованными, чувствуют, что их предали…».
Далее начинается поиск обстоятельств, которые бы оправдывали униатского иерарха, вплоть до того, что папа с ним на «ты»: «С догматической точки зрения Шевчук заявляет о себе как о сыне Церкви, находящемся в общении с Епископом Рима, с Церковью… Святослав говорит: «Многие верные мне звонили и писали о том, что они чувствуют глубокое разочарование, что Рим их предал». Понятно, почему народ в данной ситуации чувствует именно это. В вопросе Украины документ можно подвергать разным интерпретациям, но в нем говорится о том, что нужно остановить войну и договориться. Лично я выразил пожелание, чтобы соблюдались Минские соглашения… Сейчас нунций находится на границе, где идут бои, он помогает солдатам и раненым. Церковь Рима направила очень много помощи туда. Нужно всегда стремиться к миру, к соглашениям».
Что значит «туда», понятно: нунций в сане архиепископа - Клаудио Гуджеротти - на украинской стороне конфликта. Не в Новороссии же ему быть! И ободряет он именно украинских военнослужащих - навряд ли выступает перед ними с пацифистскими речами. По поводу своего визита в зону боевых действий нунций заявил: «Именно это является главной целью, ради которой меня сюда направил Святейший отец, - быть вместе с теми, кто страдает, и помогать им от имени Папы Римского. Признав, что кто-то может назвать его поездку попыткой прозелитизма, Гуджеротти заметил: «Это меня не интересует».
Перед нами своеобразное понимание следующего, 26-го пункта совместной Декларации: «Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».
Вот вам и вся «непогрешимость» старого иезуита и вся трепетная вера со стороны подчиненных в непогрешимость сказанных им и публично подписанных слов! Стало быть, товарищам Шевчуку и Гуджеротти можно публично не соглашаться с папой «в вопросах нравственного поведения» – и, соответственно, относиться к православным не то что не по-братски, но даже и с явным попранием государственных законов. При этом самому папе можно терпеть их показную дерзость, не только не подвергая их прещениям, но даже косвенным образом их одобряя (это понтификом сказано: «В вопросе Украины документ можно подвергать разным интерпретациям»).
Здесь для папистов имеется серьезная опасность. А ну как другие латинские священнослужители, глядя на Шевчука с Гуджеротти, займутся самоэмансипацией? Начнут по всякому поводу спорить с понтификом. Не падет ли папское царство, разделившееся в самом себе?
Впрочем, что нам за печаль до папского царства? Нам куда полезнее будет озаботиться, как бы доморощенные зилоты не раскололи Русскую Церковь. Им следует иметь в виду следующее. У папистов слова их первосвященника автоматически являются словами всей их церкви, в силу приписываемой ему непогрешимости. Т.е. вместе с папой Декларацию подписала вся их церковь. У нас нет ничего подобного. Патриарх подписал Декларацию лишь от своего имени, тем самым намеренно не обременяя совести ни одного более из членов нашей Церкви. И это справедливо. Встреча была его решением. Он взял на себя величайшую ответственность перед Богом и перед людьми. Перед нами поступок мужественного человека, который не прячется за чужие спины.
Зададимся вопросом: в каком смысле понимаются папистами слова о «братстве» их понтифика с нашим Патриархом? Если бы они мыслили последнего членом их церкви, ни о каком братстве речи бы не было. Согласно догмату о примате Римского епископа, иной иерарх может быть только подчиненным, но никак не равным.
Юридическое равенство (хотя оно относительно, потому что папа, помимо первосвященничества, является еще и главной государства) Патриарха и папы только подчеркивает ту истину, что религиозного единства между ними нет. В первую очередь это понимают сами паписты.
Мы еще раз повторим: общаясь с папой на равных, наш Патриарх задал образец, норму для других Предстоятелей православных поместных Церквей. Для чего задал, для чего обозначил предел, дальше которого идти в межрелигиозном диалоге нельзя? Для того, чтобы другие православные Церкви не были поглощены обветшавшим в ереси Римом. Это главный успех встречи.
А всевозможные лукавые речи и действия папистов, которые не замедлили себя ждать, будут служить только их посрамлению. Чем больше они будут грешить против совместной Декларации, тем дальше они будут отталкиваться от нас, юридически равные от юридически равных. Папа обмолвился в одном из интервью, что хотел бы иметь влияние на предстоящий Критский Всеправославный собор. После попрания совместной Декларации оно может стать ничтожным.
Мiр же Божий населен не только слепыми людьми. И те паписты, у которых совесть осталась, будут более симпатизировать Православию, будут уходить из еретических обществ, соединяясь в Таинстве покаяния с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Об этом вся Церковь будет молиться в грядущий праздник Торжества Православия.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
28. Ответ на 18., рБ Борис :
27. Ответ на 25., Cветлана:
26. Ответ на 23., М.Яблоков:
25. 16. вода: «…знаю многих ... бывших, католиков и протестантов, даже не номинальных, а тех которые посещали не только воскресные мессы, но только в Православном Храме услышали Бога. Зло можно победить только добром» - пишите Вы!
24. Марина 14.
23. Ответ на 19., рБ Борис:
22. Re: Паписты уже осрамились
21. Ответ на 18., рБ Борис:
20. Ответ на 12., РодЕлена:
19. Ответ на 13., М.Яблоков: