11 февраля в зале киностудии «Лендокфильм» собрались первые зрители художественно-публицистического фильма «Хранительница Невской заставы» о петербургской блаженной старице, жившей в начале XX века, Матронушке Босоножке. Режиссер картины - Николай Викторович Шеляпин, политолог, кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью Российского государственного гидрометеорологического университета. Николай Викторович был автором и ведущим политологической программы «Русские идеи» на телеканале «Ваше общественное телевидение!» («ВОТ!»), а несколько лет назад занялся новым проектом - снимает документально-публицистические фильмы о православных святых и блаженных Санкт-Петербурга.
Идея фильмов сама по себе прекрасная и нужная: популяризировать ценности православной культуры, знакомя далеких от Церкви зрителей с подвижниками прошлых веков, через рассказ об эпохе, в которую они жили, приближать к нам, делая их образы более понятными современникам. Появление таких картин можно только приветствовать. Но вот фильм Н.В.Шеляпина «Хранительница Невской заставы» стал поводом не только для радости, но и для размышлений о «православном искусстве» - в кавычках и без кавычек, об ответственности художника, автора, назвавшегося православным, за свое творчество.
Перед демонстрацией картины зрителям рассказали вкратце историю ее создания. За поддержкой в воплощении своей идеи Николай Викторович Шеляпин обратился к депутату фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Константину Олеговичу Смирнову, тот откликнулся - так родился костяк авторской группы. Приступая к работе, создатели фильмов получили на свой труд благословение правящих архиереев: митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, и сменившего его на кафедре митрополита Варсонофия.
Фильм о Матронушке - уже третья лента, снятая этим авторским коллективом. В первой картине, повествующей о святой блаженной Ксении Петербургской, Н.В.Шеляпин предстал автором идеи, а режиссером была Екатерина Ивановна Карманова, недавняя выпускница кафедры режиссуры СПбГУКИ. Фильм, получивший название «Вся я тут», был закончен в 2014 году и несколько раз транслировался на телеканале «Санкт-Петербург». Надо отметить, что, по задумке авторов, показ на телевидении является одним из основополагающих моментов в концепции создания этих картин. Каждая лента имеет продолжительность 26 минут, что делает ее удобной для телевизионного формата. Трансляция на светском телеканале фильма православной тематики - это и замечательно, и ответственно вдвойне для создателей.
Со второй картины «Барышня - странница», посвященной Анне Ивановне Лашкиной - подвижнице благочестия, младшей современнице святой блаженной Ксении Петербургской - в авторской группе произошли перестановки: Николай Шеляпин выступил в роли режиссера, а депутат К.О.Смирнов - в роли продюсера. В творческий коллектив вошли также: искусствовед, кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Ирина Константиновна Москвина; телеведущая телеканала «ВОТ!» Ольга Линицкая; оператор Иван Тышко.
В целом премьера в зале «Лендокфильм» прошла неплохо. Она настойчиво рекламировалась, среди приглашенных значились депутаты Законодательного собрания СПб В.В.Милонов, А.Ю.Анохин, А.В.Воронцов во главе с председателем ЗАКСа В.С.Макаровым. На показ собралось довольно много народу: творческая интеллигенция, педагоги вузов, общественные деятели, представители СМИ - по большей части, все люди верующие, прихожане разных петербургских храмов, а также несколько священнослужителей.
После демонстрации «Хранительница Невской заставы» ведущий презентации задал традиционные для таких мероприятий вопросы творческому коллективу. Из ответов зрители узнали, что авторы планируют продолжить свой труд и снять за текущий год еще ряд (!) подобных фильмов, рассказывающих о блаженных и юродивых Санкт-Петербурга. Героями следующих картин могут стать: праведный затворник Матфей Татомир, чей склеп находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; чтимая в народе старица Наталья Вырицкая; блаженный странник Александр Крайнев, чья могила недавно была найдена на Митрофаньевском кладбище.
Как сказал депутат К.О.Смирнов: «сверхзадача нашей деятельности - канонизация местночтимых блаженных и возведение их в ряд святых». Намерение благое, и миряне могут и должны вносить посильную лепту в канонизацию святых, искренним почитанием подвижников благочестия добавляя елей в светильники их памяти. Чем ярче будут гореть эти духовные светильники, тем полнее будет память народная, тем больше основания для общецерковного почитания местночтимых праведников.
Но, как известно, процесс канонизации - дело многотрудное, щепетильное, связанное с тщательным отбором документального материала, который проверяется и перепроверяется специальной епархиальной комиссией по канонизации святых. И если группа мирян дерзает заняться какой-либо деятельностью с целью приблизить канонизацию местночтимых блаженных, то естественно ожидать от них скрупулезной работы с документами и поиск фактического материала в архивах или на местах, связанных с жизнью героев. А если создается «документально-публицистический» или «художественно-публицистический» фильм, то он, как ни крути, без хотя бы толики журналистского расследования обойтись не может.
К сожалению, в картине «Хранительница Невской заставы», нет и намека на работу с архивными документами, проверку фактов, на поиск и исследование свидетельств о личности дорогой православным петербуржцам старицы. По словам одного из выступивших на обсуждении зрителей, «такое впечатление, что авторы сделали свой фильм, руководствуясь статьей из Википедии». Конечно, документальных материалов о Матронушке Босоножке в широком доступе немного, но все же, подвижница покинула этот мир вначале прошлого века, живы еще петербуржцы, в семьях которых хранятся предания о встречах с нею, можно было бы найти достоверные факты, а не популяризировать легенды и штампы.
Пожалуй, один из главных недостатков фильма - то, что съемочная группа не получила благословения вести съемки на территории подворья Зеленецкого монастыря, где покоятся мощи блаженной. Создатели ленты не были допущены ко главной святыне - к объекту своего фильма, к Матроне. Зрителям показывают с разных ракурсов серый забор, над которым виднеются купола Зеленецкого подворья.
Присутствовавший на презентации иерей Богдан Полевой, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» (подворья Зеленецкого монастыря) отметив, что появление фильма о Матронушке Босоножке - явление замечательное, выразил сожаление, что картина построена на чрезвычайно скудном биографическом материале. «Процесс канонизации - дело важное, сложное, а мы зачастую об этом не задумываемся, восторгаясь чудесами, изложенными в книгах, - отметил священник.- Нужна кропотливая работа, чтобы избежать подлогов».
Он рассказал, что комиссией Тихвинской епархии, к которой принадлежит подворье Зеленецкого монастыря, в связи с подготовкой канонизации Матроны Босоножки, найдено много нового биографического материала. Сохранилось огромное количество периодики, интервью, ведь со смерти Матронушки прошло всего лишь 100 лет, она почти что наша современница. Отец Богдан предположил, что можно было бы снять другой фильм о Матронушке, на основе новых данных о ее жизни. «Из Священного Писания мы понимаем, что все таланты, которые даются человеку Господом, должны быть направлены на воспевание хвалы Создателю, использованы во славу Божию. Это главное, о чем мы должны помнить, когда творим», - заключил настоятель Зеленецкого подворья.
В ходе возникшей дискуссии зрителями были высказаны следующие мнения.
Фильм, по идее авторов, адресован людям, стоящим пока вне веры, вне храма. Идея замечательная! И тем более горько, что мы, православные, не можем представить людям сторонним свою веру так, чтобы это было захватывающе интересно, ярко, впечатляюще. От фильма создается общее впечатление небрежности, будто сделан он наспех. И получается, что главный враг Православия - это скука, серость и дилетантство.
В фильме, как произведении киноискусства, все должно быть подчинено основной идее, любая мелочь не является безделицей. Внешний облик ведущих также должен раскрывать авторскую идею. А когда в кадре соседствуют Матронушка - аскетичная подвижница, в стужу и слякоть ходившая босиком, и рассуждающие о ее подвиге дамы-ведущие, разодетые в престижные, наимоднейшие наряды, увешенные ювелирными украшениями, отговорки про «современный дресс-код» не работают, тут и до пародии недалеко.
Зрителями было с благодарностью отмечено, что авторы фильма занимаются делом нужным, и высказано пожелание, чтобы при создании картин они не торопились, нашли более яркие краски, более объемные зрительные образы, которые помогли бы вдохновенно рассказать о наших боголюбивых предках юному поколению. Педагоги очень ждут таких фильмов, способных увлечь студенчество, зажечь в молодеже искру веры.
Почему в области православного искусства у нас нет заметных достижений? Возможно, одна из причин - низкая планка? Достаточно лишь заявить православную тематику, чтобы мы считали это творение православным. Наша невзыскательность привела к тому, что произведения современного православного искусства не выдерживают конкуренции с профессиональными, в итоге «православное искусство» не востребовано нигде кроме нас самих. Да и мы интересуемся этими творениями исключительно «по теме».
Православный - это еще и ответственность человека, повышающая планку требований, предъявляемых к своему труду, своему творчеству. Нельзя, заявив себя «православным», превратить это из горения души в бирку, в штамп, оставив лишь внешние проявления: употребление словечек «церковного сленга», благочестивую умилительность, посещение время от времени околоцерковных «тусовок».
Создатели киноленты пригласили участников презентации к обмену мнениями, заверяя, что это «очень важно» для них. Сказали, что своими фильмами «стараются подарить духовный праздник», «духовно обогатить» зрителей. Это стремление очень ценно, и искреннее желание авторского коллектива принести пользу согражданам скрашивает общее впечатление от ленты, дает надежду, что критические замечания будут услышаны, и новые картины, даст Бог, при сердечном отношении к делу, будут не только содержательны, глубоки по наполнению, но и блестящи, виртуозны по форме исполнения. Ведь только так может относиться к своей работе, к своему творчеству православный человек.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»