Какие основания говорить о победе Православия над попытками предать его? Что называется, сравните и почувствуйте разницу. Сравните дух и слова, которыми оперировал Константинопольский патриархат еще в августе прошлого года, готовя Всеправославный собор в Стамбуле, с духом и словами, предложенными в Шамбези Русской Церковью для собора уже Критского.
Вот цитата из послания Патриарха Варфоломея к иерархам его поместной Церкви от 29 августа 2015 г.:
«Сосуществование православных с другими христианами сегодня сделалось безусловной реальностью в диаспоре и уже быстро распространяется внутри отдельных стран и обществ, которые ранее были исключительно православными. Это обязывает нашу Церковь адаптировать всю свою пастырскую жизнь согласно принципу икономии. Поскольку увеличение числа смешанных браков в настоящее время является данностью, Церкви необходимо принять общую молитву и поклонение с инославными, что уже стало практикой всех Православных Церквей».
А вот что говорит по этому поводу документ «Таинство брака и препятствия к нему», предложенный в Шамбези в качестве проекта соборного решения на Крите Русской Церковью: «В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение:
а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.
б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии».
Нетрудно заметить, что вместо столь любимого нынешним Фанаром термина икономии употреблен (в данном контексте) антоним этого слова – акривия. Разве это не убедительная победа Православия над очевидными попытками со стороны Фанара предать его?
Вновь процитируем упомянутое послание Патриарха Варфоломея: «Вселенский Патриархат культивирует выгодные отношения с другими христианами на всех уровнях, от самого маленького прихода и епархии до верховного руководства. Соответственно, мы лично с радостью и любовью приветствуем и почитаем всех представителей и лидеров других христианских церквей и конфессий… Это в особенности относится к Римско-католической церкви, которая составляет самую большую христианскую общину и с которой наши исторические узы общения в вере и таинствах насчитывают целое тысячелетие… Опираясь на этот опыт, мы должны восстановить полное общение... мы обмениваемся визитами на самом высоком уровне, в результате чего обе стороны подтверждают свое желание продвинуться в любви и истине к полному общению друг с другом… Эти встречи и общие заявления получили всемирное внимание, что повышает значимость Вселенского Патриархата на международном уровне. Таким образом, вместо изоляции, Вселенский Патриархат и Православная Церковь получают известность».
Очевидно, здесь совершенно размыто понятие Церкви, что недопустимо, т.к. она, согласно священному никео-цареградскому Символу, является предметом веры. Игнорируются догматические разногласия с папистами. И дорога к призрачному единству прокладывается через попрание истины и надругательство над совестью.
Напротив, в проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», предлагаемого нами собору на Крите, среди прочего, сказано: «Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов)».
Приведем помянутый здесь 95-й канон: «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, Четыренадесятидневников, или Тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, т.е. помазуя святым миром… А о бывших Павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивати их непременно. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих… всех, которые из них желают присоединены бытии к Православию, приемлем, якоже язычников…».
Не ясно ли, что это день с ночью? Т.е. что намечалось Патриархом Варфоломеем в Стамбуле и что намечается нашим Патриархом на Крите. А что сказать по поводу «руководящей и направляющей» роли Фанара в православном мiре? Только что бывшая встреча в Гаване показала, кто есть кто. Ни одна из регулярных встреч Патриарха Варфоломея с папой не была названа «встречей тысячелетия» - их просто почти никто не заметил. Здесь же совсем другое: мы видим достойное представительство Православия перед инославным мiром. Без всякого заискивания, без забавных притязаний выйти из международной изоляции (Русскому Патриарху это совершенно не угрожает) внешний мiр увидел исполненное взаимного уважения общение на равных.
Вновь вслушаемся в послание Патриарха Варфоломея: «дух примирения и вклад в мирное сосуществование всех людей, который исходит из Евангелия и особенно характеризует нашу святую Православную Церковь, во главе со Вселенской Патриархией, позволяет расширять диалог даже за пределами христианского мира… на протяжении нескольких лет мы проводим межрелигиозный диалог с христианами, иудеями и мусульманами…» - ради достижения мира во всем мiре. Однако, извините, какова была, помимо ни к чему не обязывающих заявлений о взаимной любви, практическая польза от этих многочисленных диалогов? А вот совместная декларация, подписанная Патриархом Кириллом и папой Франциском, направленная, в первую очередь, на защиту христиан, а также на возвращение в повестку для не общечеловеческих, а именно христианских, ценностей, мiром услышана.
Далее в послании Патриарха Варфоломея следовала неуклюжая попытка обосновать его руководящую роль в православном мiре, потому как-де за ним Вселенскими Соборами утверждено первенство чести. Жаль, что нынешние фанарские богословы не чувствуют разницы между понятиями «честь» и «власть». В этом послании была даже заявлена готовность «разрулить» ситуацию на Украине. Твердая и единодушная позиция Патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия в Шамбези положила предел этим антиканоническим поползновениям. Она представлена и в проекте документа «Автономия и способ ее провозглашения».
Также в послании Патриарха Варфоломея звучало совершенно дикое объяснение, почему Фанарский собор не мог именоваться вселенским: «При выборе имени этого собора… мы намеренно избегали называть его Вселенским - потому что западные христиане не приглашены участвовать в качестве членов, что всегда бывало в ранней Церкви. По этой логике, получается, что без еретических обществ Церковь ущербна. А с ними обретает полноту…».
Заметим, не удержался Патриарх Варфоломей в своем послании обличить несогласных с его властолюбивыми поползновениями, обвинив их даже в ереси: «было бы упущением не обратить внимания на трудности, возникающие в деле созыва Святого и Великого Собора… многие из поместных православных Церквей, к сожалению, проникнуты духом национализма и даже ересью этнофилетизма, которая преобразует Церковь в слугу политических амбиций. Таким образом, некоторые из наших сестер православных Церквей, поддерживающих тесные связи с правительством своей страны и пользующихся обильной финансовой поддержкой, стремятся любыми средствами - в том числе используя запланированный Святой и Великий Собор - к продвижению интересов политического характера, тем самым создавая нестроения в православном единстве».
В чей огород брошен камушек, понятно. Что является раздражителем обветшавшего в беззакониях Второго Рима к Риму Третьему, тоже понятно: неприязнь и зависть. И вот когда определенно присутствуют эти недобрые чувства, блестящим образом совершается операция под названием «Встреча тысячелетия», в ходе которой предстоятель Русской Церкви общается с папой, немало не роняя достоинства своей Церкви перед инославными, а не так, как привык патриарх Варфоломей (выступая в качестве подручного папы).
По объявленному заранее протоколу, оба должны были войти в комнату одновременно. Однако кубинские товарищи постарались сделать так, чтобы Патриарх Кирилл уже был в приготовленном помещении; задавало нужный тон беседе и православное Распятие, появившееся за креслами, конечно, не случайно. Никто никому не целовал руки. Митрополиты с кардиналами и прочие участники диалога ограничились рукопожатиями.
Задан, притом, на высшем уровне, совсем другой порядок взаимоотношений, нежели до сих пор практиковался некоторыми. Ведь по сие время в употреблении ряда клириков - совместные с инославными молитвы, противозаконные «благословения», даваемые еретиками или принимаемые от них, вопреки, например, 32-му и 33-му правилам Лаодикийского собора: «Не подобает от еретиков приимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения. Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем».
Казалось бы: задан образец, согласный с православными канонами, чтобы заменить собою образцы беззаконные и кощунственные. И кто же возмутился? Так называемые ревнители Православия. Неужели им не дают покоя дымные «лавры» протопопа Аввакума со товарищи? Тот тоже был мастер придираться к мелочам, да еще в самое неподходящее время – когда Россия распространяла свое влияние, когда шла защищать единоверных и единокровных братьев Малой и Белой Руси.
Подражая Аввакуму, нынешние ревнители, ища повода к расколу, в основе которого, как известно, всегда лежит гордыня, докапываются до мелочей. При худшем развитии событий следствием их фанатизма будет ослабление позиций Русской Церкви. Этим не преминут воспользоваться те, что за молитвенное и евхаристическое общение с еретиками. Этим не преминут воспользоваться также и те, что ждут не дождутся московского майдана.
Какие страшные слова они обнаружили с совместной декларации папы и Патриарха? Наверное, следующие: «Мы встретились как братья по христианской вере».
Что же ревнители хотели бы видеть в совместном заявлении? Может быть, наподобие этого: встретились Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и зловредный ересиарх церкви лукавнующих Франциск? Это было бы, что называется, курам на смех. Всякое дипломатическое общение предусматривает какой-то паритет, какое-то взаимоуважение, а не суровые обличения.
Что далее возмущает ревнителей: честное признание «Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого», которое заняло место лживых утверждений о всеобщих мире и безопасности (1 Сол. 5, 3) в духе Патриарха Варфоломея?
Это просто коренной перелом в общении с инославными. Его цель – не призрачное и преступное единение Православия с ересью, не религиозный союз на основе вавилонского всесмешения, за которым уже маячит в перспективе всемирная лжецерковь. Его цель – дипломатический союз ради отстаивания некоторых общих ценностей (которые все-таки существуют) во враждебной среде. Указанный перелом может положить конец кощунственным совместным молениям и «благословениям» отступников от своей веры.
Посему, уважаемые ревнители, оставьте ваши мелочные придирки. Лучше обратите внимание на то, что преследование христиан впервые за последние десятилетия включается в общемировую повестку дня.
Лучше обратите внимание на прописанное в документе противостояние гомосексуализму, абортам, эвтаназии. Обратите внимание на осуждение практики прозелитизма, к которому склонны как раз паписты, особенно же – униаты.
Вас действительно не радует возвращение в международную повестку дня не пресловутых общечеловеческих, а христианских ценностей? Кто вы, вообще после этого? Вы за гомосексуализм, аборты, эвтаназию, за геноцид христианского населения, за папский прозелитизм? Вам невдомек, что совместный голос папы и Патриарха, не требующий никаких преступных компромиссов в области вероучения, звучит намного мощнее, чем голос каждого из них в отдельности?
Вас, в порыве самобичевания, не удовлетворяет, что русский Патриарх, в отличие от многих других предстоятелей Поместных православных Церквей, не стал молиться вместе с еретиками? Вы хотите своим сумасбродством ослабить Русскую Церковь, чтобы не она сама задавала тон, а влеклась порочным путем других? Очнитесь, несчастные! И благодарите Бога за то, что он благословил имевший место в Гаване триумф Русской Церкви, дабы вдохновить ее на большие подвиги – а именно на нелегкую борьбу за чистоту Православия на предстоящем Критском соборе.
Внемлите Посланию последнего Освященного Собора всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором сказано: Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия. Вас же просим возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20).
Однако многие ревнители воспринимают слова других, даже Освященного Собора, в соответствии с прихотями собственного лукавства. Когда Собор приводит изречения исповедника и подлинного ревнителя святого Православия только что прославленного в лике святых архиепископа Серафима (Соболева), нынешние ревнители не хотят их слушать: «Существенная сторона Церкви состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа Иисуса Христа <...>. В этой неизменности учения Православной Церкви, в том, что она в полной чистоте сохранила апостольскую веру, состоит ее главное и существенное отличие от всех других христианских исповеданий». Таковым пониманием руководствуется и будет руководствоваться Русская Православная Церковь».
Некоторые из нынешних ревнителей, увы, объяты духом отрицания. Враг человеческого рода использует их (как и раскольников XVII века) с целью нанести как можно больший ущерб смело выходящей на борьбу против мирового зла Русской Церкви, чтобы вырвать победу из ее рук. Не станем же слушать смутьянов, сплотимся вокруг Патриарха, дабы силою общей веры сокрушить все козни врага.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
63. диакон Владимир Василик
62. Ответ на 61., Tatiana Soboleva:
61. Ответ на 60., вода:
60. Ответ на 59., Tatiana Soboleva:
59. Ответ на 47., вода
58. Ответ на 48,Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
57. Ответ на 40., Адвокат:
56. Re: Триумф Русской Церкви
55. Ответ на 35., Адвокат:
54. Ответ на 40., Адвокат: