О предложении ученых рассуждает в интервью «Русской народной линии» в интервью «Русской народной линии» советник губернатора Курганской области, генерал-майор, профессор, кандидат педагогических наук Владимир Усманов:
Ныне увеличивается объем знаний, необходимых для современной жизни. Уровень развития науки и техники постоянно возрастает, совершенствуется система, работающая на сложных математических алгоритмах. Становится актуальным познание микроэлектроники, что требует глубоких знаний по физике. Технические науки не пользуются спросом, ибо молодежь тянется к гуманитарной сфере.
Кстати, недавно США впервые за двадцать лет обошли в олимпиаде по математике Россию и Китай. Америка является серьезной страной по уровню развития науки, техники, различных сложных приборов и систем. Сама жизнь заставила этим заниматься. Но и гуманитарный вопрос ныне носит сложный характер, завязанный на религиозных и националистических факторах, когда происходит смешение культур и религий. Иногда язвительно упоминают мультикультурность, однако от этой тенденции никуда не убежать. Россия еще придерживается традиционных канонов в своем развитии. А взгляните сегодня на Европу! Поток беженцев еще более смешает культуры, привнеся извне новый виток традиций, что усреднит школьную программу в Германии, Франции или Италии.
Тема образования является злободневным вопросом. Почему требуется пересмотр некоторых временных отрезков? В первую очередь речь идет о несовершенстве образовательных школьных программ, не поспевающих за жизнью. Министр образования подвергается жесткой критики, но, что он может сделать? Ливанова окружают люди старой школы, стремящиеся вернуть советский опыт учебы, поэтому они ругают западную болонскую систему образования, по которой российские дипломы будут признаваться в Европе. А если речь идет о системе, то, соответственно, мы должны внедрять и программы. Ныне очень сложно приходится педагогики, идут шараханья по поводу обучения и воспитания. В России более двух десятков лет идет война – в 90-е годы школа избавилась от функции воспитания детей, посчитав ее коммунистической идеологией: пионерией и комсомолом, навязанной в школах в советское время. И министр Днепров провозгласил, что школа должна заниматься только обучением и не имеет право воспитывать – свободная личность найдет свой якорь в жизни. Но спустя некоторое время поняли, что абсурдность затеи, ибо в юные годы личность не может формироваться сама по себе. По крайней мере, учащемуся необходимо давать альтернативы.
Теперь появился новый лозунг – соединить учебу с воспитанием в классическом варианте. Но учителя уже не те. Они вышли из 90-х годов и отвыкли от воспитательной функции в школе. Обучать и воспитывать современную раскованную молодежь – это тяжелый труд. Но нет тех, кто может таким образом заниматься с детьми, поэтому возникают различные разговоры.
Введение Основ православной культуры в нашей федеративной стране послужило возникновению различных трений в Татарстане, Башкортостане, Якутии. Нашлись люди, желающие сделать политику на разногласиях. Например, в Татарстане идет борьба - в школах преподается русский язык в меньшем объеме, чем татарский. Русских людей ломают через колено. Свобода должна иметь четкие границы – есть региональные и федеральные законы.
Теперь встал вопрос о структуре обучения в школе, о том, какими должны быть учебные отрезки. Надо смелее внедрять в учебный процесс современные коммуникации. Несмотря на карантин, во многих школах учителя задавали уроки в дистанционном режиме, а ученики готовились и отвечали, сидя дома за компьютером. Сейчас возможно проникновение в любое книгохранилище, университетскую кафедру в США, Европе или Японии. Если человек интересуется, то он сможет ознакомиться с лекцией любого ведущего западного университета. В недавние времена подобное было невозможно, но теперь все доступно через интернет.
К сожалению, наша педагогическая наука не готова сделать широкий шаг от условностей. Быть может, стоит шагать поэтапно, вводить пилотные проекты, как раньше вводили гимназии. Но ныне гимназический курс уже никого не удивляет. Педагогическая полемика полезна для общества, чем больше различных мнений и предложений, тем легче делать определенный вывод. Я не думаю, что этот процесс заболтают, ибо всегда находились талантливые люди, которые были первопроходцами, белыми воронами. Над ними смеялись, осуждали, но потом обнаруживали их правоту. Хорошо, что в России началась полемика вокруг образовательной системы. Ни в коем случае нельзя делать ставку на догматичность! Педагогика – это саморазвивающаяся наука, которая отбрасывает устаревшее, но вбирает в себя новое. Ручеек обтекает преграды, стремясь к широкому руслу. Нам необходимо множество таких ручейков. Надо дать время для исканий, открыть возможности для экспериментов. Надо идти, иначе мы отстанем. В разговоре с директорами школ, я всегда задавал вопрос: Почему большая часть учащихся - гуманитарии? Мне ответили: нам не хватает учителей в сельских школах по математике, потому что никто не желает переезжать в деревню. А умный должен знать не только, что дважды два – четыре.
Российской педагогической науке необходимо набраться смелости и идти вперед, не боясь критиканства, ибо без ошибок ничего не бывает. Главное – не бояться!
Какие выводы необходимо сделать?
Министерству образования нужно создать креативные группы по направлениям. Дать нескольким регионам по направлению и, не выхолащивая основу, дающее право иметь полное среднее образование, заниматься поисками, которые впоследствии соединить, а не прижившиеся отбросить. Обсуждать – это хорошее занятие, но только практика показывает истинный путь к новым свершениям, поэтому необходимо быть смелее. И не нужно никому затыкать рты, ибо каждый педагог и ученый имеет право на собственное мнение. Повторю: надо не бояться идти вперед, а если стоять на месте и гундеть, то ничего не выйдет! Только вперед! К сожалению, уже уходит советский запас прочности ученых: ядерщиков, атомщиков и физиков.
2. «Надо дать время для исканий и экспериментов»
1. Ужасающе безграмотная статья