2 февраля в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате состоялась пресс-конференция казаков северной столицы. Инициатор собрания - Отдельское казачье общество «Казачья стража».
Обсуждались два вопроса, волновавшие собравшихся. Первый – ответ казаков на рекомендации комиссии по делам казачества СЗФО относительно подчинения другому субъекту Федерации. Второй – презентация общественного движения «Дальневосточный гектар» за равноправное участие граждан в получении безвозмездной земли на территории ДФО. Вел конференцию Ю.А. Бугаев – атаман ОКО «Казачья стража».
По первому вопросу казаки дали отрицательную оценку рекомендации Окружной комиссии СЗФО по делам казачества, заседание которой прошло 23 декабря в полпредстве Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Комиссией было принято решение о невозможности создания в регионе Войскового казачьего общества «из-за малочисленности казаков». Ввиду чего рекомендовано подчинить казаков Северо-Западного федерального округа московскому Центральному казачьему войску (ЦКВ), при этом учитывать только те казачьи организации, которые успели войти в реестр.
В свою очередь, петербургские казаки считают, что ситуация с развитием казачества в Санкт-Петербурге затруднена тем, что в их рядах отсутствует единение из-за чрезмерного количества различных структур, комитетов, «уполномоченных по делам казачества», множества командиров и важных чиновников, к чьим мнениям, зачастую противоречащим друг другу, необходимо прислушиваться.
Поэтому ОКО «Казачья стража» выступило с заявлением, в котором предлагается:
1) Считать вопрос о вступлении в ЦКВ неактуальным: недопустимо деление казаков на реестровых и нереестровых, тем более частичное переподчинение первичных казачьих организаций Отдела Центральному казачьему войску; сохранение Отдела будет являться первоочередной задачей казаков Санкт-Петербурга;
2) Добиваться своих прав в реализации 154 федерального закона и создавать Войсковое казачье общество с возможностью выбора атамана на кругу, а позицию чиновников о провале стратегии развития казачества до 2020 г в СЗФО считать неприемлемой;
3) На период «Смутного времени» для казаков Санкт-Петербурга подписать договор о сотрудничестве с наиболее объединяющей казаков структурой - «Союзом казаков-воинов России и Зарубежья» во главе с депутатом Госдумы В.П. Водолацким.
4) Если для организованного казачества нет места в государственной структуре региона, казаки готовы работать и служить вне Санкт-Петербурга, например, на территории Дальневосточного федерального округа, где можно создать объединение казаков на социально-экономической основе, придав возрождению казачества целенаправленный, конструктивный характер.
Вторым вопросом была презентация казачьего проекта «Дальневосточный гектар», возникшего в ответ на одобренную Президентом России инициативу полпреда ДФО, призванную стимулировать развитие дальневосточного региона силами россиян. Предполагается, что новый закон о безвозмездной передаче земли на Дальнем востоке в пользование гражданам Российской Федерации вступит в силу 1 мая 2016 года.
Согласно презентации, движение казаков «за равноправное участие граждан в получении безвозмездной земли на территории ДФО» преследует следующие цели:
- мониторинг общественного мнения;
- информационную и юридическую помощь и содействие гражданам РФ и НКО в освоении участков;
- организацию экскурсионно-ознакомительных и бизнес туров;
- организацию волонтерского движения;
- содействие в получении государственной поддержки и привлечении частного капитала.
Казаки предлагают взять большой надел земли (от 30 до 50 тыс. гектар) в совместное пользование, и сообща помогать осваивать эти участки участникам общины, в том числе тем людям, кто разделяет основополагающие принципы, на которых строится жизнь в казачьем коллективе, но пока не может самостоятельно выехать на Дальний восток для обработки земли. Казаки уверены, что в этом проекте они могут развиваться с пользой и для себя, и быть полезными народу.
Комментарий к заявлениям казаков по вышеперечисленным вопросам дал старший инструктор по православно-казачьей воинской системе «Спас» Сергей Васильевич Нескоромный.
Я сам потомственный казак, лет 30 живу в Петербурге, служил на Дальнем Востоке, весь его до Владивостока пешком прошел. Знаю землю, ее богатства, но знаю также, как трудно эта земля обрабатывается. Нужна выверенная логистика организации труда и реализации продукции, причем в зависимости от тех сфер, которые предполагается разрабатывать - сельское хозяйство, добыча камня, природных ресурсов, туризм и прочее. Мне кажется, что покуда в проекте это продумано слабо, много «белых пятен».
В СЗФО у нас было 18,5 тысяч человек в казачестве, но потом казаков стали дробить и по разным поводам «выбраковывать», не допуская до реестра. Мурманская, Архангельская, Калининградская, Псковская, Вологодская области, республика Коми - неужели на одно войско казаков не набирается? Я так понимаю проблему, что посредством разнообразных административных придирок не дают нормально зарегистрировать казачье войско в Петербурге - кем-то дана команда «не пущать».
Московские казаки отличные ребята, но у них свои, столичные проблемы. А территория СЗФО соседствует с шестью границами, некоторые наши соседи - члены НАТО. Да, есть на границах армия, но в случае какого-то боевого конфликта, удержать такой мегаполис как Петербург, да еще границы - нереально без поддержки активного, патриотически-настроенного населения. При том, что сюда уже впущено большое количество инородцев, а при конфликтах засылаются шпионы, диверсанты, отлавливать которых никакой армии с милицией не хватит. Тем более, что сотрудников ППС сократили, а участковых и вовсе вывели под корень. Стремительно сокращается количество подготовленных людей, способных в случае возникновения кризисной ситуации удержать территорию от разведывательно-диверсионных групп и дуралеев, которые захотят «погреть руки на огне».
Похоже, что в регионе готовится взрывоопасная ситуация, и она может вспыхнуть в любой момент. Если сейчас еще и казаки массово покинут Северо-Западный регион, уедут на Дальний восток, так они там и останутся. А «свято место пусто не бывает» – и сюда посыплются какие-нибудь радикалы, инородцы, беженцы. Европа жила себе нормально, а теперь имеет большие проблемы с мигрантами и беженцами. Начнут, например, западные страны депортировать беженцев поближе к нашим границам. Куда те пойдут? В Россию. Они социально неустроенные, наше государство их содержать не может, и начнется грабеж населения. Случаи такие уже есть, их пока не предают широкой огласке.
На фоне этого предлагается перенести центр казачьего войска в Москву. А Москва, между прочим, за 700 км от Питера. А от Мурманска, от Вологды, Архангельска? Оперативно и адекватно управлять на таком расстоянии нереально.
Можно сказать, что на современном этапе казаки официальными военными не являются, но остаются иррегулярными подразделениями, помогают милиции, пограничникам. Мы, казаки, осознающие свою принадлежность к православной традиции, в реестр на сегодняшний день не входим, при этом мы взаимодействуем с Русской Православной Церковью, несем службу по охране храмов, имеем активную гражданскую позицию.
Казаки из тех обществ, какие уже сложились на нынешний день, имеют свою культуру, традиции, организованное взаимодействие. А согласно современному закону о реестровом войске таковыми могут стать люди любой национальности и любых культурных традиций. То есть, например, гости с юга могут стать «казаками», согласившись формально подчиниться Москве, ведь понятно, что реальной организации жизни казачества на местах такое подчинение не предполагает. Это будет фикция, однако, благодаря ей может легализоваться кто угодно, от сектантов до бандитов. Через нее могут расплодиться такие маргиналы как «Ирбис», «прославившиеся» тем, что сбили бюст Мефистофеля со стены дома и прочие чудаки, которые будут дискредитировать казачество.
Анна Бархатова, корреспондент Русской народной линии
Н.В. Нескоромный