Как сообщалось, Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов поддерживает идею установить на федеральном уровне ответственность родителей за нарушение детьми комендантского часа и считает необходимым дополнить законопроект введением градации по возрасту.
«Должно быть определено, что до 7 лет ребенка вообще нельзя одного оставлять на улице вне контроля родителей; с 7 до 14 лет – с 21 часа не оставлять, а уже с 14 до 17 лет – с 22 часов», — пояснил он.
«Как вы относитесь к идее "комендантского часа" для детей? Будет ли такой закон работать?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что «любой закон, если он действует, дает положительные результаты. Будут они и в этом случае. Но боюсь, законодатели не учтут всех нюансов. Дети могут оказаться на улице в позднее время с разрешения родителей по каким-то веским причинам - например, чтобы кому-то помочь. Заставить детей находиться дома можно и другим способом - увлечь их спортом, занятиями в кружках. Если ребенок за день устает, вечером он отдыхает, и поздно куда-то идти ему просто не хочется. Дети уходят из дома, когда у них много свободного времени».
«Наверное, - продолжил он, - в каждой школе есть несколько учеников, нарушающих общественный порядок. Мы в Орской епархии пытаемся решать эту проблему вместе с сотрудниками правоохранительных органов, казаками, учителями. Встречаемся с детьми, общаемся. У нас есть спортивные секции, есть хорошие ребята, которые могут положительно повлиять на трудных подростков. Думаю, это лучше, чем вводить запреты находиться на улице, например, после 21:00. Нужно заинтересовать детей. Но вначале - узнать, почему они уходят из дома (может, чего-то не получают, к ним не так относятся, бегут от проблем), и оказать необходимую помощь. Контролировать детей - это нормально, но делать это должны родители и школа, а не государство. Добавьте зарплату учителям, спортсменам, которые будут заниматься с ними дополнительно. Если уж родителей штрафуют, пусть эти деньги получают люди, воспитывающие детей».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, задался вопросом: «А могут ли дети находиться на улице в позднее время с родителями? Мало ли какие бывают обстоятельства? - поздно прибыл поезд, приземлился самолет. Наверное, ребенка можно отпустить и с друзьями – если их сопровождают взрослые. Это должно быть оговорено, иначе будут ущемлены права наших сограждан».
«А так идея здравая, - полагает он. - Штраф небольшой, заплатить его родители могут. Главное же - моральное воздействие? - Да, детям на улице ночью делать нечего. Такое правило действовало не только в наше время, но и до революции. И, будем надеяться, это предложение принесет пользу».
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, убежден, что «порядок нужен, конечно, потому что у нас творятся страшные вещи: детей похищают, насилуют… Повышение ответственности родителей радует, но, видимо, этого мало».
«В моем детстве дети не боялись ходить по улицам, - напомнил он. - Конечно, были и тогда опасности, но несравнимо меньше, чем сейчас. Сейчас человека используют в качестве средства для наживы, можно продать ребенка на органы, в рабство. Даже днем детей воруют, не то, что ночью. Так что нужны меры, которые ограничат свободное перемещение детей».
«Сегодня есть разные формы контроля за детьми, но они намного дороже. Например, можно с помощью телефона отслеживать передвижение ребенка. Но не надо надеяться на технические средства. Все равно вся ответственность возлагается на родителей. Ведь некоторые выгоняют детей на улицу, чтобы им не мешали, а кто-то вообще выбрасывает в окно. Так что повышение ответственности родителей должно быть с помощью штрафа», - заключил отец Александр.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: «Если комендантский час уже реально дает результаты, тогда я отношусь к идее положительно. Другое дело, что нельзя действовать только запретительными мерами, к которым как раз и относится комендантский час. Нужно делать наш мир чище и безопаснее не только с помощью запретов».
«А с другой стороны, - продолжил он, - если на кого-то и возлагать ответственность за нарушение комендантского часа, то только на родителей. И если штраф действительно поможет уменьшить количество преступлений, надо его вводить. А если это только станет камнем преткновения или предметом разбирательств между родителями и специальными органами, тогда штраф не нужен. Иначе получится как с платными парковками: сначала ввели плату, потом льготы, а теперь идут бесконечные суды, споры и разбирательства. Но все же кроме комендантского часа и штрафа надо предлагать обществу еще что-то иное, не репрессивное».
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, полагает, что такой закон будет работать. «Большинство у нас все же законопослушно, - добавил он. - Если родителей привлекут один-два раза, поговорят с ними в полиции, они станут внимательнее к своим детям. У нас в школе лет 10-12 назад был похожий случай. Несколько мальчишек (человек шесть) поздней осенью оказались вечером на улице. Среди них были и два моих сына. Они нашли какой-то пакет и пытались рассмотреть, что в нем, когда к ним подъехала машина Патрульно-постовой службы. Любопытных забрали и привезли в участок. Вызвали родителей. Они приехали и начали возмущаться, а я, наоборот, предложил оставить ребят в участке до утра».
«Тогда я извлек урок из произошедшего, подумал: "А если бы ребят забрали бандиты?" Вспомнил и свое детство, когда поздно гулял и порой был изрядно поколачиваем, - вспоминает отец Георгий. - Выводы из этой истории сделали, думаю, все ее участники. Ребята поздно вечером уже никуда не отлучались из дома».
«Мы, священнослужители, ведем беседы с родителями, но сотрудники силовых структур, видимо, объясняют лучше: их слушают беспрекословно. К тому же когда ты сам побывал в участке, смотришь на это по-другому. А оштрафовать мы всегда успеем - если внушения не помогут», - заключил пастырь.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, заявил, что к идеи относится положительно. «Дети не должны находиться в позднее время на улице, участвовать в разных собраниях, митингах, - пояснил он. - Однако есть одно «но». Это предложение, как я понял, подразумевает наказание родителей за нарушение детьми комендантского часа. Уважаемые законодатели, вы хоть раз пытались удержать 16-17 летнего юношу дома? - думаю, нет».
«Да, - продолжил он, - комендантский час ввести можно, но наказывать за его нарушение нужно не только родителей, но и детей. Гуляет ребенок ночью – пусть днем дополнительно занимается с репетитором, "выкладывается" в спортивной школе. Ребенок должен понимать - ему невыгодно уходить из дома, накажут. А иначе ему будет все равно – накажут-то родителей. А те из-за ложных представлений о любви ничего ему не сделают. Вот дети и хамят, убегают из дома. В самом деле, что им сделают? Не привяжут же за ногу к батарее».
«Если наказание было бы общим – и для детей, и для родителей - дело другое. А каким оно будет - решать педагогам, психологам. Можно ввести трудовое воспитание на благо школы. Хочешь гулять ночью? – иди, работай. Вот тогда будет польза. Ребенок поймет, что за свои поступки он отвечает сам, а не родители», - подчеркнул отец Михаил.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, предложил использовать опыт других стран, который свидетельствует о необходимости комендантского часа. «Дети на улице в позднее время беззащитны, они не смогут оказать сопротивления людям злоумышленникам, - отметил он. - Кроме того, в это время должны в усиленном режиме нести службу полицейские патрули, которые перемещаются по своему участку. Увидели ребенка на улице, пусть забирают и передают "с рук на руки" родителям. Думаю, на родителей визит в участок произведет нужное впечатление».
«А в участке их нужно "поставить на учет" и передать информацию, как предлагает Астахов, на работу. Ну, или вызвать на комиссию по делам несовершеннолетних. Это тоже станет эмоциональной встряской. А штраф в 100-500 рублей ни к чему не приведет. Может, к повторным нарушениям относиться строже, и сделать штрафы по 5-20 тысяч?» - заключил отец Николай.