Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо прояснить понятие Церкви. Принадлежат так называемые инославные к Церкви или не принадлежат? Ответом здесь служат Вселенские соборы. Все они созывались для исследования того или иного учения, вырабатывали суждение о нем, а затем выносили приговор: кто следует учению, признанному ложным, - тот чужд Церкви. Далее следовала железная логика: кому Церковь не мать, тому (по словам священномученика Киприана Карфагенского) Бог не Отец.
Если какие-то люди, хотя бы даже и веровали по-своему во Христа, чужды Церкви, когда их имена или никогда не вписывались, или изглажены из Книги Жизни (Откр. 20:15). Как можно эти пустые звуки оглашать при священнодействии?!
Если кто-то почитает факт отлучения злославного (или еретика) от Церкви делом пустым, соответственно, и необходимость для его спасения в вечности присоединения к Церкви, - делом необязательным, тот, как нам видится, верует не в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а в какую-то свою абстракцию.
Выдающийся литургист первой половины XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, в 62 главе своего «Объяснения православных богослужений, обрядов и таинств» пишет о поименном поминовении верных на проскомидии (первой части литургии): «…прежде всего – за архиерея, т.к. он есть источник священства. Потом – за весь священнический чин… Далее – за православных Царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ… Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Что общего у света с тьмою? Сказано, что ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.
Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел».
Отказываясь поминать на церковном богослужении имена иноверцев, мы их не осуждаем, не показываем своей к ним неприязни, а только свидетельствуем, что они чужды Бога. В этом честном свидетельстве больше любви, чем в разыгрываемой некоторыми священнослужителями жалкой комедии, изображающей любовь к иноверным именам.
Позволительно молиться за не принадлежащих к Церкви лишь на келейной (частной) молитве, беря на себя за это дерзновение ответственность перед Богом. Косвенным образом хорошо свидетельствует против практики церковного поминовения иноверцев утвержденный Св. Синодом в 2011 году так называемый «чин погребения самоубийц», который в действительности имеет иное, более достойное, наименование – «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Он значительно совпадает с чином погребения иноверных христиан. Здесь нет ни одной молитвы об умершем, ни разу не упомянуто его имя. Такое совпадение в основных своих частях двух чинопоследований весьма красноречиво: умерший в ереси приравнивается к самоубийце.
При общественном богослужении даже готовящиеся принять святое Крещение должны выходить из храма перед началом литургии верных, потому что еще не принадлежат к Церкви. Их имен еще нет в Книге Жизни.
Если почитать спасающимися людей любой веры и молитвой пытаться лишь споспешествовать их спасению, возникает вопрос: для чего тогда нужны Таинства: Крещения, Покаяния, Причащения, - если и без них можно спасаться? Общественная молитва за не принадлежащих к Церкви разрушает всю ее благодатную жизнь. Это результат нравственного отупения.
Хотя приверженцы указанного беззакония обыкновенно прикрываются словами о любви к иноверным, в действительности ими руководят две вещи: 1) равнодушие к истине, 2) равнодушие к заблудшим. Человек, верующий, что вне Церкви невозможно угодить Богу, в то же время любящий иноверца и желающий ему спасения, будет стремиться привести его в лоно Церкви. А человек, считающий, что и без Церкви можно спастись, тем самым почитая ее учреждением, вовсе не обязательным, не будет ревновать об обращении заблудших, что с любовью не имеет ничего общего. К тому же, он согрешит и хулой на Святого Духа, Который особенным образом пребывает только в Церкви, животворит ее.
В таковых людях может говорить еще человекоугодие, что, разумеется, тоже не имеет к любви никакого отношения. Они рассуждают так: вот я велегласно помолюсь за не принадлежащего к Церкви, и он полюбит меня. Скорее, он укоренится в своей гордыне, и будет почитать Церковь учреждением, может быть, и не плохим, но все же необязательным. Это будет способствовать развитию и процветанию в обществе духа теплохладности, духа расслабленности, что мы воочию наблюдаем в Западной Европе.
Если таковому духу попустить развиться и процвести, через одно-два поколения мы увидим и у себя ту же удручающую картину: люди разной религиозной традиции станут посещать любые храмы и молиться в них по-своему. Результатом будет всеобщее отступление, развращение и, наконец, - всеобщее смешение. Ответственность за него понесут и те, что в наши дни молятся на общественных богослужения о чуждых Церкви людях. Тем самым они создают атмосферу греха.
Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени.
Впрочем, имелись прецеденты общественной молитвы за не принадлежащих к Церкви правителей с произнесением их имен. В этом наиболее поднаторели, конечно же, греки. Профессор Московской духовной академии и Московского Императорского университета А.П.Лебедев в «Истории Греко-Восточной Церкви под властью Турок» приводит молитву, составленную патриархом Константинопольским Анфимом VI в годы Крымской войны (1853-56 г.г.): «Господи Боже наш, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Иже премудростию вся создавый… Сам и ныне святый Царю славы, прими от нас, смиренных и грешных рабов Твоих, приносимое Тебе моление о державнейшем, тишайшем и милостивейшем царе и самодержце, султане Абдул-Меджиде, владыке нашем. О Господи, Боже милости, услышы нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в час сей и удержи его необоримою силою, воинство же его укрепи, даруя ему повсюду победы и добычи, разруши восставших на державу его, и вся к пользе его устрой…» Профессор Лебедев, приводя этот текст, ссылается на Преосвященного Порфирия Успенского, который заметил, что в Афонских монастырях данную молитву никто читать не стал ни на службе, ни келейно.
Наиболее мощным сеятелем духа теплохладности и разврата в современном мiре является Папская лжецерковь. После революционного II Ватиканского собора папы, а с ними – и почти весь клир – молятся где угодно, с кем угодно и за кого им угодно. И таковые нечестные, преступные, проникнутые человекоугодием, лживые молитвы – в подлинном смысле слова гниль на теле человечества.
Таковые молитвы не могут принести прочного мира, потому как его податель – Един Господь. Сегодня все более пламя любви подменяется холодной и скользкой толерантностью; горячность веры – сухой политкорректностью; восторг надежды – ленивой самоуспокоенностью. Вымаливание человеческих душ из пасти ада (выразительнейший пример – в житии святителя Василия Великого, когда он пламенно молился за человека, продавшего душу диаволу) – в скучную декламацию имен, где верные перемешаны с неверными. Господи, избави нас от гнуса сего!
Священник Сергий Карамышев, Рыбинская епархия
49. Re: Гниль папизма в православном богослужении
48. Ответ на 47., Цвет неба:
47. Re: Гниль папизма в православном богослужении
46. Королева Елизавета
45. Ответ на 44., Павел Тихомиров:
44. Ответ на 42., М.Яблоков :
43. Ответ на 42., М.Яблоков :
42. Ответ на 41., Павел Тихомиров:
41. Ответ на 39., М.Яблоков :
40. Ответ на 38., М.Яблоков :