Гниль папизма в православном богослужении

Ответ священника Сергия Карамышева на вопрос профессора В.Е.Семенова, допустимо ли поминовение иноверцев и инославных в храмах Русской Православной Церкви

Русская цивилизация и Ватикан 
0
2368
Время на чтение 5 минут
Доктор наук В.Е.Семенов задал развернутый вопрос, озаглавив его как «Смущающая новация или недоразумение?». Речь идет о новшестве – поминать на богослужении не принадлежащих к Церкви. Правда, в своем вопросе уважаемый Валентин Евгеньевич почему-то обмолвился о поминовении лишь на молебнах и панихидах, тогда как первостепенное значение имеет поминовение на божественной литургии. 

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо прояснить понятие Церкви. Принадлежат так называемые инославные к Церкви или не принадлежат? Ответом здесь служат Вселенские соборы. Все они созывались для исследования того или иного учения, вырабатывали суждение о нем, а затем выносили приговор: кто следует учению, признанному ложным, - тот чужд Церкви. Далее следовала железная логика: кому Церковь не мать, тому (по словам священномученика Киприана Карфагенского) Бог не Отец.

Если какие-то люди, хотя бы даже и веровали по-своему во Христа, чужды Церкви, когда их имена или никогда не вписывались, или изглажены из Книги Жизни (Откр. 20:15). Как можно эти пустые звуки оглашать при священнодействии?!

Если кто-то почитает факт отлучения злославного (или еретика) от Церкви делом пустым, соответственно, и необходимость для его спасения в вечности присоединения к Церкви, - делом необязательным, тот, как нам видится, верует не в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а в какую-то свою абстракцию.

Выдающийся литургист первой половины XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, в 62 главе своего «Объяснения православных богослужений, обрядов и таинств» пишет о поименном поминовении верных на проскомидии (первой части литургии): «…прежде всего – за архиерея, т.к. он есть источник священства. Потом – за весь священнический чин… Далее – за православных Царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ… Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Что общего у света с тьмою? Сказано, что ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.

Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел».


Отказываясь поминать на церковном богослужении имена иноверцев, мы их не осуждаем, не показываем своей к ним неприязни, а только свидетельствуем, что они чужды Бога. В этом честном свидетельстве больше любви, чем в разыгрываемой некоторыми священнослужителями жалкой комедии, изображающей любовь к иноверным именам.

Позволительно молиться за не принадлежащих к Церкви лишь на келейной (частной) молитве, беря на себя за это дерзновение ответственность перед Богом. Косвенным образом хорошо свидетельствует против практики церковного поминовения иноверцев утвержденный Св. Синодом в 2011 году так называемый «чин погребения самоубийц», который в действительности имеет иное, более достойное, наименование – «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Он значительно совпадает с чином погребения иноверных христиан. Здесь нет ни одной молитвы об умершем, ни разу не упомянуто его имя. Такое совпадение в основных своих частях двух чинопоследований весьма красноречиво: умерший в ереси приравнивается к самоубийце.

При общественном богослужении даже готовящиеся принять святое Крещение должны выходить из храма перед началом литургии верных, потому что еще не принадлежат к Церкви. Их имен еще нет в Книге Жизни.

Если почитать спасающимися людей любой веры и молитвой пытаться лишь споспешествовать их спасению, возникает вопрос: для чего тогда нужны Таинства: Крещения, Покаяния, Причащения, - если и без них можно спасаться? Общественная молитва за не принадлежащих к Церкви разрушает всю ее благодатную жизнь. Это результат нравственного отупения.

Хотя приверженцы указанного беззакония обыкновенно прикрываются словами о любви к иноверным, в действительности ими руководят две вещи: 1) равнодушие к истине, 2) равнодушие к заблудшим. Человек, верующий, что вне Церкви невозможно угодить Богу, в то же время любящий иноверца и желающий ему спасения, будет стремиться привести его в лоно Церкви. А человек, считающий, что и без Церкви можно спастись, тем самым почитая ее учреждением, вовсе не обязательным, не будет ревновать об обращении заблудших, что с любовью не имеет ничего общего. К тому же, он согрешит и хулой на Святого Духа, Который особенным образом пребывает только в Церкви, животворит ее.

В таковых людях может говорить еще человекоугодие, что, разумеется, тоже не имеет к любви никакого отношения. Они рассуждают так: вот я велегласно помолюсь за не принадлежащего к Церкви, и он полюбит меня. Скорее, он укоренится в своей гордыне, и будет почитать Церковь учреждением, может быть, и не плохим, но все же необязательным. Это будет способствовать развитию и процветанию в обществе духа теплохладности, духа расслабленности, что мы воочию наблюдаем в Западной Европе.

Если таковому духу попустить развиться и процвести, через одно-два поколения мы увидим и у себя ту же удручающую картину: люди разной религиозной традиции станут посещать любые храмы и молиться в них по-своему. Результатом будет всеобщее отступление, развращение и, наконец, - всеобщее смешение. Ответственность за него понесут и те, что в наши дни молятся на общественных богослужения о чуждых Церкви людях. Тем самым они создают атмосферу греха.

Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени.

Впрочем, имелись прецеденты общественной молитвы за не принадлежащих к Церкви правителей с произнесением их имен. В этом наиболее поднаторели, конечно же, греки. Профессор Московской духовной академии и Московского Императорского университета А.П.Лебедев в «Истории Греко-Восточной Церкви под властью Турок» приводит молитву, составленную патриархом Константинопольским Анфимом VI в годы Крымской войны (1853-56 г.г.): «Господи Боже наш, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Иже премудростию вся создавый… Сам и ныне святый Царю славы, прими от нас, смиренных и грешных рабов Твоих, приносимое Тебе моление о державнейшем, тишайшем и милостивейшем царе и самодержце, султане Абдул-Меджиде, владыке нашем. О Господи, Боже милости, услышы нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в час сей и удержи его необоримою силою, воинство же его укрепи, даруя ему повсюду победы и добычи, разруши восставших на державу его, и вся к пользе его устрой…» Профессор Лебедев, приводя этот текст, ссылается на Преосвященного Порфирия Успенского, который заметил, что в Афонских монастырях данную молитву никто читать не стал ни на службе, ни келейно.

Наиболее мощным сеятелем духа теплохладности и разврата в современном мiре является Папская лжецерковь. После революционного II Ватиканского собора папы, а с ними – и почти весь клир – молятся где угодно, с кем угодно и за кого им угодно. И таковые нечестные, преступные, проникнутые человекоугодием, лживые молитвы – в подлинном смысле слова гниль на теле человечества.

Таковые молитвы не могут принести прочного мира, потому как его податель – Един Господь. Сегодня все более пламя любви подменяется холодной и скользкой толерантностью; горячность веры – сухой политкорректностью; восторг надежды – ленивой самоуспокоенностью. Вымаливание человеческих душ из пасти ада (выразительнейший пример – в житии святителя Василия Великого, когда он пламенно молился за человека, продавшего душу диаволу) – в скучную декламацию имен, где верные перемешаны с неверными. Господи, избави нас от гнуса сего!

Священник Сергий Карамышев, Рыбинская епархия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

49. Re: Гниль папизма в православном богослужении

Уточнить по поводу молитв за королеву Викторию у о. Сергия (Карамышева) не могу, не знаю, как это сделать. Но в его статье, кажется, ответ уже и так есть. Не понятно только почему в Канадской Епархии это происходит?
Цвет неба / 01.02.2016, 03:51

48. Ответ на 47., Цвет неба:

Вопрос к М. Яблокову. Так, молиться в церкви за неправославных королей можно? А как же объяснения о. Сергия?

Тогда лучше вопрос задать о.Сергию. Я с вашим комментарием согласен.
М.Яблоков / 30.01.2016, 02:53

47. Re: Гниль папизма в православном богослужении

Вопрос к М. Яблокову. Так, молиться в церкви за неправославных королей можно? А как же объяснения о. Сергия? "Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени.".
Цвет неба / 30.01.2016, 01:57

46. Королева Елизавета

Тут уже ниже кто-то написал. Напишу и я. Да, в Канаде на Божественной Литургии дьякон во время Ектении поминает по имени королеву Елизавету. О. Сергий в этой статье касается этой ситуации: "Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени".
Цвет неба / 30.01.2016, 01:47

45. Ответ на 44., Павел Тихомиров:

Поминаются, но не на проскомидии. Так как не православные.
М.Яблоков / 26.01.2016, 11:30

44. Ответ на 42., М.Яблоков :

Королевский дом

А в Канаде на ектенье после церковных иерархов поминается Королева Елизавета, власти и воинство ея, а уже в след. прошении - "гос-во Российское, и соотечественники, в разсеянии сущие..."
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 11:21

43. Ответ на 42., М.Яблоков :

Но оглашенные - это уже христиане, вот в чем дело. А король Таиланда при всем желании - нет. Кстати, Королевский дом поминается и на великом входе; ясно, что уже не литургия оглашенных. Это библейская заповедь: "Молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. И даст нам Господь силу и просветит глаза наши, и мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя Вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней, и найдем милость у них." (Вар.1.11-12).

Наверное, тут можно истолковать так, что молящиеся просят, чтобы Господь дал этим правителям «мирное правление», дабы «и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Да, выходит так, что без «властецентризма» - никуда не денешься…
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 11:12

42. Ответ на 41., Павел Тихомиров:

Но оглашенные - это уже христиане, вот в чем дело. А король Таиланда при всем желании - нет. Кстати, Королевский дом поминается и на великом входе; ясно, что уже не литургия оглашенных. Это библейская заповедь: "Молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. И даст нам Господь силу и просветит глаза наши, и мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя Вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней, и найдем милость у них." (Вар.1.11-12).
М.Яблоков / 26.01.2016, 10:39

41. Ответ на 39., М.Яблоков :

Павел, не на проскомидии поминается даже и весь императорский дом Таиланда ) На великой ектение, кстати, в русской церкви ) Ясно, что поминают язычников.

Вот именно. Вы, Михаил, как человек, интересующийся юридическими нюансами, могли бы, наверное, сразу вопрос перевести в эту плоскость: какие прошения (и о ком) относится к Литургии Оглашенных, а какие - к Литургии Верных. Всё стало бы на места, и не нужно было бы, наверное, дискутирующим использовать в полемике всякую эмоционально окрашенную лексику
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 10:29

40. Ответ на 38., М.Яблоков :

Если они так крещены в своих Поместных Церквах, то можно, куда деться-то? ) Только надо специально оговаривать, что крещеные.

Думаю, прощк всего написать объявление, чтобы люди, заполняющие записки, просто в скобочках писали (Болг., Серб., Груз. и т.д.), а то ведь и вправду для нашего уха даже совершенно нехристианские Тимуры и Спартаки звучат привычнее, нежели Вахтанги и Зораны
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 09:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Русская цивилизация и Ватикан
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» заставил вспомнить о конце света
23.01.2025
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новогоднее Послание 2025
30.12.2024
Не бойся, малое стадо!
Размышления грека о преступных действиях патриарха Варфоломея
19.12.2024
Признание Ватиканом «ПЦУ» не может не радовать
Папа Римский нанёс сокрушительный удар по филокатоликам внутри Русской Церкви
17.12.2024
«Культура есть замена богообщения»
Русский человек преодолевает культуру, возвращаясь к самому Творцу
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
28.01.2025 21:32
Ещё один узел ВСУ развязан
Новый комментарий от Георгий Н.
28.01.2025 20:23
Петр Первый – церковник или антицерковник?
Новый комментарий от учитель
28.01.2025 20:19