Гниль папизма в православном богослужении

Ответ священника Сергия Карамышева на вопрос профессора В.Е.Семенова, допустимо ли поминовение иноверцев и инославных в храмах Русской Православной Церкви

Русская цивилизация и Ватикан 
0
2368
Время на чтение 5 минут
Доктор наук В.Е.Семенов задал развернутый вопрос, озаглавив его как «Смущающая новация или недоразумение?». Речь идет о новшестве – поминать на богослужении не принадлежащих к Церкви. Правда, в своем вопросе уважаемый Валентин Евгеньевич почему-то обмолвился о поминовении лишь на молебнах и панихидах, тогда как первостепенное значение имеет поминовение на божественной литургии. 

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо прояснить понятие Церкви. Принадлежат так называемые инославные к Церкви или не принадлежат? Ответом здесь служат Вселенские соборы. Все они созывались для исследования того или иного учения, вырабатывали суждение о нем, а затем выносили приговор: кто следует учению, признанному ложным, - тот чужд Церкви. Далее следовала железная логика: кому Церковь не мать, тому (по словам священномученика Киприана Карфагенского) Бог не Отец.

Если какие-то люди, хотя бы даже и веровали по-своему во Христа, чужды Церкви, когда их имена или никогда не вписывались, или изглажены из Книги Жизни (Откр. 20:15). Как можно эти пустые звуки оглашать при священнодействии?!

Если кто-то почитает факт отлучения злославного (или еретика) от Церкви делом пустым, соответственно, и необходимость для его спасения в вечности присоединения к Церкви, - делом необязательным, тот, как нам видится, верует не в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а в какую-то свою абстракцию.

Выдающийся литургист первой половины XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, в 62 главе своего «Объяснения православных богослужений, обрядов и таинств» пишет о поименном поминовении верных на проскомидии (первой части литургии): «…прежде всего – за архиерея, т.к. он есть источник священства. Потом – за весь священнический чин… Далее – за православных Царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ… Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Что общего у света с тьмою? Сказано, что ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.

Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел».


Отказываясь поминать на церковном богослужении имена иноверцев, мы их не осуждаем, не показываем своей к ним неприязни, а только свидетельствуем, что они чужды Бога. В этом честном свидетельстве больше любви, чем в разыгрываемой некоторыми священнослужителями жалкой комедии, изображающей любовь к иноверным именам.

Позволительно молиться за не принадлежащих к Церкви лишь на келейной (частной) молитве, беря на себя за это дерзновение ответственность перед Богом. Косвенным образом хорошо свидетельствует против практики церковного поминовения иноверцев утвержденный Св. Синодом в 2011 году так называемый «чин погребения самоубийц», который в действительности имеет иное, более достойное, наименование – «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Он значительно совпадает с чином погребения иноверных христиан. Здесь нет ни одной молитвы об умершем, ни разу не упомянуто его имя. Такое совпадение в основных своих частях двух чинопоследований весьма красноречиво: умерший в ереси приравнивается к самоубийце.

При общественном богослужении даже готовящиеся принять святое Крещение должны выходить из храма перед началом литургии верных, потому что еще не принадлежат к Церкви. Их имен еще нет в Книге Жизни.

Если почитать спасающимися людей любой веры и молитвой пытаться лишь споспешествовать их спасению, возникает вопрос: для чего тогда нужны Таинства: Крещения, Покаяния, Причащения, - если и без них можно спасаться? Общественная молитва за не принадлежащих к Церкви разрушает всю ее благодатную жизнь. Это результат нравственного отупения.

Хотя приверженцы указанного беззакония обыкновенно прикрываются словами о любви к иноверным, в действительности ими руководят две вещи: 1) равнодушие к истине, 2) равнодушие к заблудшим. Человек, верующий, что вне Церкви невозможно угодить Богу, в то же время любящий иноверца и желающий ему спасения, будет стремиться привести его в лоно Церкви. А человек, считающий, что и без Церкви можно спастись, тем самым почитая ее учреждением, вовсе не обязательным, не будет ревновать об обращении заблудших, что с любовью не имеет ничего общего. К тому же, он согрешит и хулой на Святого Духа, Который особенным образом пребывает только в Церкви, животворит ее.

В таковых людях может говорить еще человекоугодие, что, разумеется, тоже не имеет к любви никакого отношения. Они рассуждают так: вот я велегласно помолюсь за не принадлежащего к Церкви, и он полюбит меня. Скорее, он укоренится в своей гордыне, и будет почитать Церковь учреждением, может быть, и не плохим, но все же необязательным. Это будет способствовать развитию и процветанию в обществе духа теплохладности, духа расслабленности, что мы воочию наблюдаем в Западной Европе.

Если таковому духу попустить развиться и процвести, через одно-два поколения мы увидим и у себя ту же удручающую картину: люди разной религиозной традиции станут посещать любые храмы и молиться в них по-своему. Результатом будет всеобщее отступление, развращение и, наконец, - всеобщее смешение. Ответственность за него понесут и те, что в наши дни молятся на общественных богослужения о чуждых Церкви людях. Тем самым они создают атмосферу греха.

Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени.

Впрочем, имелись прецеденты общественной молитвы за не принадлежащих к Церкви правителей с произнесением их имен. В этом наиболее поднаторели, конечно же, греки. Профессор Московской духовной академии и Московского Императорского университета А.П.Лебедев в «Истории Греко-Восточной Церкви под властью Турок» приводит молитву, составленную патриархом Константинопольским Анфимом VI в годы Крымской войны (1853-56 г.г.): «Господи Боже наш, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Иже премудростию вся создавый… Сам и ныне святый Царю славы, прими от нас, смиренных и грешных рабов Твоих, приносимое Тебе моление о державнейшем, тишайшем и милостивейшем царе и самодержце, султане Абдул-Меджиде, владыке нашем. О Господи, Боже милости, услышы нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в час сей и удержи его необоримою силою, воинство же его укрепи, даруя ему повсюду победы и добычи, разруши восставших на державу его, и вся к пользе его устрой…» Профессор Лебедев, приводя этот текст, ссылается на Преосвященного Порфирия Успенского, который заметил, что в Афонских монастырях данную молитву никто читать не стал ни на службе, ни келейно.

Наиболее мощным сеятелем духа теплохладности и разврата в современном мiре является Папская лжецерковь. После революционного II Ватиканского собора папы, а с ними – и почти весь клир – молятся где угодно, с кем угодно и за кого им угодно. И таковые нечестные, преступные, проникнутые человекоугодием, лживые молитвы – в подлинном смысле слова гниль на теле человечества.

Таковые молитвы не могут принести прочного мира, потому как его податель – Един Господь. Сегодня все более пламя любви подменяется холодной и скользкой толерантностью; горячность веры – сухой политкорректностью; восторг надежды – ленивой самоуспокоенностью. Вымаливание человеческих душ из пасти ада (выразительнейший пример – в житии святителя Василия Великого, когда он пламенно молился за человека, продавшего душу диаволу) – в скучную декламацию имен, где верные перемешаны с неверными. Господи, избави нас от гнуса сего!

Священник Сергий Карамышев, Рыбинская епархия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

49. Re: Гниль папизма в православном богослужении

Уточнить по поводу молитв за королеву Викторию у о. Сергия (Карамышева) не могу, не знаю, как это сделать. Но в его статье, кажется, ответ уже и так есть. Не понятно только почему в Канадской Епархии это происходит?
Цвет неба / 01.02.2016, 03:51

48. Ответ на 47., Цвет неба:

Вопрос к М. Яблокову. Так, молиться в церкви за неправославных королей можно? А как же объяснения о. Сергия?

Тогда лучше вопрос задать о.Сергию. Я с вашим комментарием согласен.
М.Яблоков / 30.01.2016, 02:53

47. Re: Гниль папизма в православном богослужении

Вопрос к М. Яблокову. Так, молиться в церкви за неправославных королей можно? А как же объяснения о. Сергия? "Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени.".
Цвет неба / 30.01.2016, 01:57

46. Королева Елизавета

Тут уже ниже кто-то написал. Напишу и я. Да, в Канаде на Божественной Литургии дьякон во время Ектении поминает по имени королеву Елизавету. О. Сергий в этой статье касается этой ситуации: "Нам могут возразить: почему первоверховные апостолы Петр и Павел призывали молиться за царей, за всех, иже во власти суть, хотя тогдашние цари были совершенно чужды Церкви? Чтобы устранить кажущееся противоречие, внесем ясность. Апостолы призывали молиться не о спасении определенной властвующей персоны для вечной жизни (скажем, Клавдия или Нерона), но о мирном правлении, об укреплении властных структур, противостоящих гибельному безначалию. Здесь молитва не о личностях, но об институтах; не о вечном, но о временном, - также, как и молитвы «о благорастворении воздухов» и прочие, им подобные. Если во власти православный христианин, конечно, его можно поминать на общественном богослужении по имени".
Цвет неба / 30.01.2016, 01:47

45. Ответ на 44., Павел Тихомиров:

Поминаются, но не на проскомидии. Так как не православные.
М.Яблоков / 26.01.2016, 11:30

44. Ответ на 42., М.Яблоков :

Королевский дом

А в Канаде на ектенье после церковных иерархов поминается Королева Елизавета, власти и воинство ея, а уже в след. прошении - "гос-во Российское, и соотечественники, в разсеянии сущие..."
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 11:21

43. Ответ на 42., М.Яблоков :

Но оглашенные - это уже христиане, вот в чем дело. А король Таиланда при всем желании - нет. Кстати, Королевский дом поминается и на великом входе; ясно, что уже не литургия оглашенных. Это библейская заповедь: "Молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. И даст нам Господь силу и просветит глаза наши, и мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя Вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней, и найдем милость у них." (Вар.1.11-12).

Наверное, тут можно истолковать так, что молящиеся просят, чтобы Господь дал этим правителям «мирное правление», дабы «и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Да, выходит так, что без «властецентризма» - никуда не денешься…
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 11:12

42. Ответ на 41., Павел Тихомиров:

Но оглашенные - это уже христиане, вот в чем дело. А король Таиланда при всем желании - нет. Кстати, Королевский дом поминается и на великом входе; ясно, что уже не литургия оглашенных. Это библейская заповедь: "Молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. И даст нам Господь силу и просветит глаза наши, и мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя Вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней, и найдем милость у них." (Вар.1.11-12).
М.Яблоков / 26.01.2016, 10:39

41. Ответ на 39., М.Яблоков :

Павел, не на проскомидии поминается даже и весь императорский дом Таиланда ) На великой ектение, кстати, в русской церкви ) Ясно, что поминают язычников.

Вот именно. Вы, Михаил, как человек, интересующийся юридическими нюансами, могли бы, наверное, сразу вопрос перевести в эту плоскость: какие прошения (и о ком) относится к Литургии Оглашенных, а какие - к Литургии Верных. Всё стало бы на места, и не нужно было бы, наверное, дискутирующим использовать в полемике всякую эмоционально окрашенную лексику
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 10:29

40. Ответ на 38., М.Яблоков :

Если они так крещены в своих Поместных Церквах, то можно, куда деться-то? ) Только надо специально оговаривать, что крещеные.

Думаю, прощк всего написать объявление, чтобы люди, заполняющие записки, просто в скобочках писали (Болг., Серб., Груз. и т.д.), а то ведь и вправду для нашего уха даже совершенно нехристианские Тимуры и Спартаки звучат привычнее, нежели Вахтанги и Зораны
Павел Тихомиров / 26.01.2016, 09:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Русская цивилизация и Ватикан
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
Начало наших разногласий
Борьба за Образ и Подобие
18.11.2024
Второе падение Константинополя
О встрече на Фанаре патриарха Варфоломея с главой УГКЦ Шевчуком
28.10.2024
«Соборный разум Церкви обязан дать оценку действиям Фанара»
Митрополит Лука выступил с докладом на конференции «Влияние Константинопольского патриархата на судьбу Православия на Украине»
25.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59