Чтобы мы не перепутали никогда Его правду ни с какой другой правдой

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Крещения Господня

Сегодняшний праздник называется Богоявлением, потому что нам открывается тайна Пресвятой Троицы. Этот праздник называется праздником Крещения, потому что Господь крестился — погрузился в воды — от Иоанна. И это есть праздник Просвещения, где мы узнаем не только тайну нашего Бога, но и самое главное — то, что делает нас едиными с Богом, то, чему должны мы научаться в течение всей своей жизни.

Господь, обнаженный от Божественной славы, стоит перед Иоанном и смиренно просит у него крещения, как простой человек. И мы слышим Его голос: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Так надлежит Господу исполнить всякую правду — не для того, чтобы эту правду принять от Иоанна, а для того, чтобы исполнить правду за Иоанна и за всех людей.

Это событие превосходит всякий здравый смысл, всякое разумение: Он преклоняет Свою Божественную главу для того, чтобы принять помазание от человека. Но Господь преклоняет Свою главу, чтобы принести нам Божественное помазание, которым бы помазались наши главы и исцелилась наша жизнь от страданий гордости, от неправды. Чтобы нам открылась тайна правды.

Он приходит как все — так, как будто имеет нужду в этом крещении. Но Он не имеет никакой нужды в крещении, потому что нет такой правды, которой бы Ему недоставало. Он крестится, чтобы дать нам то, что нам необходимо, чтобы даровать нам спасение, и чтобы мы могли исполнить всякую правду.

В таинстве Крещения Господь с самого начала, прежде чем выйти на общественное служение, устанавливает правду, которая превосходит всякую другую правду. И в течение всей Своей жизни Он будет это утверждать и открывать. Вплоть до последнего часа, накануне Крестных Страданий, когда на Тайной Вечери, преклонившись до земли, «до конца возлюбив Своих учеников», смирившись до конца, Он покажет нам, в чем есть основание правды. И чтобы мы не перепутали никогда Его правду с какой-либо другой правдой, мы должны запомнить, что для всякого таинства, будь то Крещение или Евхаристия, обязательным условием является преклонение главы нашей пред Господом — то смирение, которому Он нас научает.

Лучше всего мы можем понять, что это означает, если вспомним, как Он отвечает апостолу Петру. Петр не в силах видеть, как его Учитель и Господь преклоняется пред ним до земли, как раб и как слуга, чтобы умыть ему ноги. Он говорит: «Вовек не умоешь Ты ног моих». Господь прерывает его и говорит ему: «Если не умою ног твоих, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8).

То же самое происходит в Крещении, когда Иоанн Предтеча хочет уклониться от того, чтобы возложить свою руку на Господа. Но Господь говорит, что это абсолютно необходимо. Как абсолютно необходимо положить Его смирение в основание нашей жизни. «Я образ вам дал, — говорит Он. — И если вы Мои ученики, то исполните это». «И блаженны вы, если разумеете это, когда исполняете все сие» (Ин. 13, 15—17).

Будем в течение всей нашей жизни учиться тайне Христова Божественного смирения. Но мы не можем иметь об этой заповеди никакого понятия — не то, что ее исполнить — пока не примем святое крещение. Потому что в крещении нам открывается, что Господь обнажился от всякой правды для того, чтобы обнажить нашу гордость, чтобы показать нам, как далеки мы от понимания и исполнения правды.

Прежде всего мы должны заботиться о том, чтобы здесь, на земле, уклоняться от всякой почести, от всякого превозношения. В этом заключается наша честь — страшиться защищать свое первенство, свое преимущество перед другими — в мире, где гордость, идущая от самого диавола, присутствует во всех грехах без исключения. Когда человек самоутверждается в своей праведности, его правда становится причиной гордости — той, которая является причиной всех грехов, вместе взятых.

В этом мире самохвальство и самореклама становятся нормой жизни, и не только в политике и экономике. Грех утверждается как норма, потому что человек, живущий по плоти, делает гордый вызов Самому Творцу. Хуже всего, что даже в Церкви Божией мы можем искать этого самоутверждения. Так ученики Христовы спрашивали Его, кто из них больший, когда Он шел ко Кресту (Лк. 9, 46). И сейчас можно искать каких-то особенных даров и особенной праведности, тогда как Церковь приближается ко временам антихриста, к дням своего распятия. Жизнь по плоти, говорит апостол Павел, исполнена себялюбия. И никто не может его преодолеть, как никто не может преодолеть смерть, пока не узнает Христа, Который дает нам истинную жизнь в смирении.

Будем сегодня размышлять и молиться о том, чтобы Господь дал нам истинное основание нашей правды на земле и в вечности. Он принял Святое Крещение, преклонил Свою главу под руку Иоанна, чтобы уничтожить вечное несчастье человека, отказавшегося преклонить свою главу под руку Божию.

И снова остановимся перед тем, что звучит в Евангелии на всенощной — перед тайною, когда сотрясаются небеса, видя смирение Христово. Когда Господь пришел на землю, стал, как один из нас, был положен Младенцем во хлеву рядом с животными, тогда отверзлись небеса, и явился Ангел со множеством воинства небесного, возвещая спасение всем людям и славу Богу. И то же самое происходит сегодня: Господь сходит во Иордан, отверзаются небеса, и мы видим Духа Святого видимым образом. И слышим Отца Небесного, возглашающего о Том, Кто преклоняет Свою главу под руку Иоанна: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Точно так же всегда происходит с нами. По мере того, как мы смиряемся на самом деле — научаемся мы жить по правде, и открывается нам небо и слава Божия.

Вот какой праздник совершает сегодня Церковь Христова, вот какую воду мы сегодня почерпаем и вкушаем. Вот о каком крещении напоминает нам Дух Святой, вот каким помазанием мы все помазаны — для того, чтобы жить среди людей и исполнять служение правды для Господа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Исключительный дар видеть Христову красоту
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
31.10.2019
Все статьи автора