Некоторые читатели, вероятно, решили, что мои критические замечания по поводу проповедания с амвона светскими лицами - отсебятина. Дабы разуверить таковых, приведу из «Новой скрижали» архиепископа Нижегородского и Арзамасского два маленьких параграфа, касающихся нашей темы.
§ 4. Амвон
От средины возвышения или солеи, далее во храме находится другое особенное возвышение, которое называется амвон. Амвон, по словами св. Германа, означает находившийся у св. гроба камень, который отвалил ангел, проповедуя и глаголя о воскресении мироносицам.
Так как на амвон восходят только священники и диаконы, образуя собою ангелов, и на нем читают Евангелие, посему на него и не дозволено всходить никому другому для какого бы ни было чтения. Разве только еще иподиаконы и чтецы, как правильно возведенные в чин церковнослужебный и архиерейским посвящением удостоенные исполнять звание свое, могут всходить на амвон. Об этом говорится и в 15 правиле собора Лаодикийского: «без малых риз никто на амвон не должен всходить, т.е. как сказано в толковании: никому не следует всходить на амвон, ни петь, ни читать людям Божественного слова, если кто на главе не имеет священнического пострижения, и не принял по св. правилам благословения от своего пастыря». Впрочем, помня, что для иподиаконов и чтецов, по их степени, назначено место на ступенях солеи, как показано выше, они при чтении апостольских посланий не всходят на амвон, а становятся на ступень оного. - Сверх того амвон этот называется диаконским, потому что на нем только диаконы читают Евангелие и ектении. (С.-Пб. Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1899. С. 28-29).
Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (XV век), в книге «Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств» пишет (в главе 114) о значении святого амвона при венчании на Царство: «Когда Царь исповедует веру и осенит себя крестным знамением - ибо обеты перед Богом должны быть верны и тверды, - тогда иерарх вручает ему на возвышении амвона символы власти, провозглашая его государем во всеуслышание перед народом, над которым он отныне царствует, и со священными молитвами помазывая на Царство божественным миром. Будучи запечатлен миром, печатью и помазанием Бога - Сущего Царя всех, Государь облекается силой, делается образом Его на земле...»
В главе 116 тот же блаженный Симеон пишет о церковном благословении сановников: «Раньше, после помазания Царя, все то же самое совершалось и над другими сановниками, ибо после избрания и царского определения они приводились в церковь. Перед святыми вратами, напротив престола, ставился аналой, и Патриарх совершал молитвы и благословения.
Между тем, Царь после помазания и благословения рукою священноначальника, возложив венец на главу и приняв Крест в знак благочестия, равно и так называемую акакию (это земля в мешочке, служащая символом тленности власти и внушаемого этим смирения), принимает приветствия от всех и сходит с возвышения, на котором совершалось священнодействие». (Блаженный Симеон Солунский. Объяснение православных богослужебных обрядов и таинств. «Благословение», 2009. С. 173-174).
Вот согласные православной традиции обряды. Если где-то практикуется проповедание светских начальников с церковного амвона, в этом нет ничего похвального, пожалуй, помимо совершенно исключительных случаев.
Весьма благодарен Вячеславу Макарцеву за справедливый в мой адрес упрек: На РБК - ведущем мультимедийном холдинге России - была опубликована фотография выступления Президента Владимира Путина с амвона на подписании акта о каноническом общении с РПЦЗ.
Мне следовало выразиться осторожнее, например, так: «Помимо совершенно исключительных случаев, никогда этого не делали (т.е. не всходили на амвон) руководители Российской Федерации». Воссоединение Московской Патриархии с РПЦЗ - как раз такой исключительный случай, потому как В.В.Путин имел в той принесшей радость всему Русскому мiру истории ключевое значение.
Царь и пророк Давид в свое время тоже нарушил священный закон, дерзнув употребить в пищу хлебы предложения при первосвященнике Авиафаре. Он остался не повинен перед Богом, потому что сделал это будучи в исключительной ситуации. Вне исключительных условий он ничего подобного не совершал.
Так и у нас: ни В.В.Путин, ни Д.А.Медведев не имеют обычая ни на Пасху, ни на Рождество Христово проповедовать со священного амвона. И если блаженной памяти Патриарх Алексий Второй и митрополит Лавр сочли нужным позволить Владимиру Владимировичу нечто особенное, они только подчеркнули исключительность того исторического момента. Это послужило славе Божией. Речь Путина касалась церковного строительства, примирения и звучала органично с выступлениями иерархов.
Подобного нельзя сказать о речи А.Г. Лукашенко. Например, об этой ее части: «Мы будем жить в абсолютно демократическом правовом обществе, как мы жили до сих пор, как бы нас не критиковали. Правда, критики, которые нас подвергали избиению в этом вопросе, сегодня умолкли, убедившись в том, что и демократии, и прав человека в Беларуси не меньше, чем у других. А я об этом говорил всегда». Что называется, почувствуйте разницу. Если кто-то считает, что это нормально, когда политик говорит с церковного амвона, пусть даст достойное богословское обоснование, а не прецедент с В.В.Путиным, лично у меня не вызывающий никакого отторжения по причине исключительности событий.
Из речи А.Г.Лукашенко следовало, что он воспринимает Церковь как часть Белорусского государства. Таковое понимание несправедливо. Потому что Глава Церкви - Христос. Он не является подданным республики Беларусь. Подданными могут быть члены Церкви, они обязаны исполнять законы государства, в котором живут, равно как и воздавать «кесарю кесарево». В протестантских государствах главой церкви объявляется монарх, как, например, в Англии. У папистов глава их церковного государства - первосвященник.
В основе же православной традиции - симфония, соработничество Государства и Церкви, при котором Глава Государства подчиняется церковному уставу, а священнослужители - государственным законам.
Обремененный вычурными титулами протоирей Александр Васькин наставляет: «Я всё же настойчиво просил бы жителей России заняться проблемами именно России, а не проблемами др. государства. А священникам следовало бы сосредоточиться на своём служении и перестать политиканствовать».
И кто же это пишет? Человек, не так давно выдавший целый политический манифест. Приведем из него для наглядности лишь два последних (из десяти) пункта рекомендуемых политических преобразований: «9. Для борьбы с особо опасными преступлениями и саботажем формирование специальных государственных органов с чрезвычайными полномочиями, в т. ч. с правом вынесения приговоров по упрощённой схеме.
10. Пересмотр дел политзаключённых, получивших громкий резонанс в обществе».
Возможно, я бы и согласился с озвученным выше советом, но только в исполнении другого человека. К тому же поднятая мною в данном случае проблема более церковная, нежели политическая. А по политическим вопросам я высказываюсь как публицист, а не политикан. Это немножко разные вещи.
Тот же автор в другом комментарии восклицает: «В буржуазной Польше - паны, а в социалистической Белоруссии - товарищи!» Согласен. Однако назвал я президента Белоруссии паном с целью сделать более выпуклым его поступок, в публицистике это допустимо.
Комментатор с ником «Евгений Ох» утверждает: «"белорусских бандеровцев" не существует». Рекомендую ознакомиться с интересной книгой: «Белорусский национализм против Русского мира» (итоговый доклад по деятельности националистических и экстремистских организаций в России и странах СНГ). Москва, 2015.
Подытожу, наконец, выше приведенные необходимые пояснения. Считаю, что священнослужителям и политикам необходимо соблюдать определенную дистанцию, не вторгаясь в области друг друга. Не должен священник командовать войсками, хотя в исключительных случаях это допустимо. Не должен политик проповедовать с амвона, опять же, помимо каких-то исключительных случаев.
Лучший в современном мiре образец симфонии дают нам Святейший Патриарх Кирилл и Президент В.В.Путин. Каждый из них произносит речи на своем месте, каждый оказывает другому подобающую честь: не больше и не меньше, но именно подобающую, не переступая опасных граней. Будем же подражать этим выдающимся людям.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
55. Ответ на 53., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
54. исправление п. 53
53. Еще по поводу проповедания с амвона
52. Ответ на 48., М.Яблоков:
51. Ответ на 50., Алционов:
50. Ответ на 38., М.Яблоков:
49. Ответ на 47., Алекс:
48. Ответ на 46., Алекс:
47. Ответ на 44., М.Яблоков:
46. Ответ на 42., М.Яблоков: