В западной культуре значительное место занимает карнавал, который просто немыслим без ряженья и надевания на участников действа всевозможных личин. Важной частью карнавала является венчание и развенчивание шута. Венчанный шут, изображающий монарха, в ходе развенчивания подвергался насмешкам, издевательствам и даже побоям.
В связи с украинскими событиями (а в них имел место раскол общества по признаку религиозно-культурной идентичности), президент Белоруссии в последнее время стал больше говорить о белорусской идентичности, для которой, разумеется, самое главное – отличаться от идентичности русской. Поскольку в наличии отличительных признаков маловато, приходится их искусственно создавать. Это вполне может привести к повторению украинского сценария под новым лозунгом - «Белоруссия не Россия».
Как в свое время ведущие украинские политики косо посматривали на Русскую Православную Церковь, в силу своей природы могущую только объединять, а не разделять части Русского мiра, так все более косо на нее смотрит пан Лукашенко.
Беда в том, что человек, постоянно смотрящий на что-то косо, довольно скоро просто косеет, становится неспособным ходить прямо, и в конце концов вскарабкивается на церковный амвон для озвучивания политических заявлений. Так в свое время на белорусских землях вела себя польская шляхта.
Итак, в праздник Рождества Христова пан Лукашенко взгромоздился на амвон Свято-Духовского кафедрального собора в присутствии белорусского экзарха для произнесения речи. После истории с плясуньями в Храме Христа Спасителя, кажется, многие восприняли ту простую мысль, что амвон – место священное, предназначенное для благовествования слова Божия. В царское время на амвон в определенные моменты богослужения разрешалось ступать Царю (при венчании на Царство – для священного миропомазания – и во время шествия для принятия святых Христовых Таин в алтаре). Проповедовать же с амвона ни один боговенчанный Царь не смел.
Никогда этого не делали руководители Российской Федерации. Не в обиду Александру Григорьевичу будь сказано (тем более что он показал себя незаурядным государственным деятелем, за что и снискал уважение): проповедающим на амвоне в праздник Рождества Христова он предстал в качестве карнавального персонажа, т.е. нанес собственной репутации непоправимый ущерб.
Забавного в этой истории мало, потому что Александр Григорьевич, во-первых, глава Государства с русской православной культурой; во-вторых, одним из основных предметов его речи были взаимные отношения Государства и Церкви.В этой отвратительной истории А.Г. Лукашенко предстал не сыном Церкви, но человеком, претендующим на власть в ней, этаким местечковым узурпатором, нахватавшимся бацилл протестантского цезаре-папизма.
А.Г.Лукашенко, давно приглашающий в Белоруссию римского понтифика, ради сиюминутных политических выгод силится понизить статус Русской Православной Церкви в сравнении с церковью Папской. Из чего это видно? Из его слов, например, этих: «Мы не были суверенным независимым государством в такой степени, в какой являемся сейчас. Естественно, все институты власти и организации, в том числе церковь, должны приспосабливаться к этому, также совершенствоваться в этом направлении. Но еще раз подчеркиваю, что все мы и церковь должны понимать - мы суверенны и независимы». Итак, Русская Церковь должна приспосабливаться к меняющейся политической конъюнктуре. А что же Папская?
Она, как известно, управляется главой государства Ватикан. Это субъект международного права с соответствующим дипломатическим корпусом и прочими атрибутами государственной власти. Ватикан заключает межгосударственные договоры. Они налагают на договаривающуюся сторону (на ту же Белоруссию) определенные обязательства.
Русская Церковь государством не является. Соответственно, не является и субъектом международного права. Она (с юридической точки зрения) всего лишь религиозное объединение. Поэтому когда Лукашенко говорит, что Церковь в Белоруссии не отделена от Государства, но подчиняется его законам, он может довольно легко перейти к следующему шагу – начать смотреть на Церковь как на государственное ведомство, механизм осуществления своей политики.
Для того, чтобы отношения Государства и Церкви выстраивались в традиционном ключе, т.е. по принципу симфонии, главе Государства нужно быть сыном Церкви. Сын не может самоутверждаться, нанося оскорбления матери.
Свои притязания на власть в Церкви Александр Григорьевич обозначил символическим действом проповедания с амвона. Он сделал вызов не людям, но Богу. Богоматерь, незримо управляющая Великой, Малой и Белой Русью как единым целым, постоянно молит Своего возлюбленного Сына, Христа Бога нашего, о низложении горделивых с престолов и возведении на них смиренных (Лк. 1:52). Православная Белоруссия, да и Россия молится за А.Г. Лукашенко. Быть может, он еще и образумится.
Покуда же можно заключить: Александр Григорьевич начал опасную игру. Если он, очертя голову, бросится в нее, участь его будет достойна только сожаления.
P.S. Некоторые горячие головы призывают устроить в Белоруссии референдум с вопросом о воссоединении с Россией, объявить это воссоединение приоритетом национальной политики и т.д. В настоящих условиях это неприемлемо, потому что немедленно вызовет международный скандал, следствием которого станет стремительное охлаждение отношений России с Белоруссией. Белорусские бандеровцы ждут подобных провокаций как манны небесной. Они будут положены в основу успеха их пропаганды.
Так что перестаньте заниматься подстрекательством к неразумным действиям. Гораздо большую пользу принесет в деле сближения великороссов с белорусами постоянное живое общение, деловые контакты, совместные проекты, постепенная экономическая и культурная интеграция, чему порукой – существующее (правда, более на бумаге, чем в действительности) Союзное государство. Если мы будем лениться вкладывать в обозначенную область свою энергию, это сделают Папская церковь и Польское государство, чтобы попытаться восстановить в Белоруссии свое господство.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
16. Ответ на 14., Алционов:
15. доп. п. 2
14. Ответ на 2., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
13. Re: Пан Лукашенко на амвоне
12. Re: Пан Лукашенко на амвоне
11. Ответ на 2., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
10. "Когда я слышу слово культура,моя рука тянется к револьверу"(Й.Геббельс).
9. Слава 24
8. Дополнение + Ответ на 2., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
7. Ответ на 2., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: