Нужно ли упоминать в СМИ национальную и религиозную принадлежность террористов?

Православные священнослужители о терроризме и религиозных доктринах

Новости Москвы 
0
567
Время на чтение 7 минут
Проект Федерального закона о запрете упоминания в СМИ национальной или религиозной принадлежности людей, причастных к террористической деятельности, внесен в Государственную Думу парламентом Чечни, сообщает Regions.ru со ссылкой на пресс-службу Совета Федерации.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина заявила: «Я полностью поддерживаю это предложение. Никакого отношения к экстремизму или терроризму истинная вера не имеет. К сожалению, особенно в последнее время, все чаще сталкиваемся с попытками придать борьбе с терроризмом религиозный оттенок».

«Многовековая особенность России — диалог религий, многоконфессиональность, доверительные отношения различных традиционных конфессий. Необходимо давать отпор такого рода провокациям», - заявила Елена Мизулина.

Такие предложения звучат не впервые, и каждый раз вызывают возражения. В частности, в свое время протодиакон Андрей Кураев написал, что считать терроризм вненациональным и внерелигиозным можно было бы, «если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так». Отец Андрей заметил, что Католическая церковь не открещивалась от гомосексуальных и педофильских скандалов, а решала проблему именно как свою. «Так что Царнаевы - это ваше, мусульманско-чеченское, дерьмо. А пьяный монах на спорткаре, подаренном сановным любовником - наше, русско-православное. Свое надо признавать своим, а не кричать о своей тефлоновости. Иначе от дерьма не избавиться», - не стесняясь в выражениях, заявил скандальный протодиакон.

Многие указывали также, что запрет упоминать что-либо в СМИ в наше время вообще не действует: журналисты будут применять намеки и эвфемизмы, вроде «уроженец такой-то страны» или «выходец из такого-то региона», а в блогах будет расходиться любая информация, которая к тому же будет обрастать слухами и домыслами.

«Нужен ли запрет упоминать о национальности и вероисповедании террористов? Какие последствия он будет иметь?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что здесь есть два момента: законодательство, которое хочет решить какие-то проблемы, и реальная ситуация.

«Будет ли законодательство учитывать реальную ситуацию? Мы должны понимать, что терроризм, экстремизм всегда формируется в определенной религиозной доктрине. Как правило, эта доктрина берется в сектантских учениях. Есть совершенно четкие признаки сектантства: алогичность учения, разрывы в истории, провозглашается стремление вернуться к каким-то первоначалам. В христианских сектах, например, кто-то от Лютера начинает считать новое время, кто-то от Смита: выбрасывают сотни лет из истории. Так и в исламе: ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая группировка. - РНЛ), например, желает выбросить "ошибочные" времена всего существования ислама и начинает переносить нынешнюю действительность во времена Магомета. В результате выбрасывается накопленная культура, ее перестают оценивать адекватно, а те, кто придерживается традиционных концепций, мешает террористам, поэтому они начинают все уничтожать и называют их врагами. Так что надо смотреть, от какой религии отделилась секта. И приходится указывать: одна секта отделилась от ислама, другая от христианства, а третья вообще сатанинская. Это необходимо и для научного анализа, и для общественной информации. Тогда это позволяет выработать меры борьбы со злом, так что надо знать, с чем мы боремся. Если секта отделилась от традиционного ислама, то с этой сектой должны бороться в первую очередь представители ислама. Именно к ним обращался Владимир Путин, чтобы лидеры ислама брали контроль над ситуацией, объясняли заблудшим, что они заблудились. Иначе как бороться, не понимая корней? Так что такой закон был бы неправомочен именно в плане поставленных задач. Ну, перестанем мы говорить, что это исламская секта, - и кто тогда с ней должен бороться? Поэтому необходимо оповещать все сообщество, отделять зерна от плевел», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, полагает, что этот запрет ограничит людей, которые борются с террористами.

«Он будет им мешать. Если уж идет информация о террористах, то так или иначе информация об их религиозной принадлежности будет раскрыта. Мы, конечно, не должны давать религиозным конфессиям отрицательную характеристику в связи с угрозой терроризма, потому что террор вне религии. Но, к сожалению, террористы прикрываются религиозными убеждениями. И чтобы это не мешало работам спецслужб, ни в коем случае нельзя скрывать национальную и религиозную принадлежность преступников. Думаю, наша власть и наши спецслужбы должны предупреждать о том, что бандформирования, террористические организации прикрываются такими-то религиозными взглядами, чтобы люди могли себя защищать. Законодательно ограничивать наши власти и спецслужбы со стороны законодательных органов недопустимо», - заключил он.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что трудно сказать однозначно, нужно ли упоминать о национальности и вероисповедании того или иного террориста или, напротив, обязательно не упоминать об этом – случаи бывают разными.

«Возможно, иногда это не имеет никакого значения. Но бывает, что религиозная или национальная составляющая играет решающую роль – например, известно о национальных движениях, которые борются за создание своего государства или за отделение от другого государства. И часто, увы, способ решения этого национального вопроса для них именно террористические акты. Конечно, было бы абсурдным запретить упоминание о национальности этих людей – это делает невозможным понимание их претензий и причин нетерпимости. То же, наверное, можно сказать и о некоторых вероисповеданиях. Везде могут быть экстремисты, но я должен подчеркнуть: мировые традиционные религии относятся к террористической деятельности отрицательно. Все-таки теракты – удел маргиналов, хотя полный запрет на упоминание религии и национальности превратит описание событий почти в бессмыслицу. Я лично отношусь к запрету скептически, хотя очень хорошо понимаю причины, по которым его хотят ввести. Люди, слышащие слово "мусульманин", когда речь идет о терроризме, склонны обвинять не конкретную террористическую исламистскую группировку, а всех мусульман сразу, что неправильно. Так что причины попытки введения запрета понятны, но вот достигнет ли он цели, - сильно сомневаюсь», - заключил о. Михаил.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил, что, наверное, в России есть смысл вводить такой запрет. У нас все-таки семья народов, их отношения сформировались за долгие годы.

«Но если говорить о каких-то конкретных террористических движениях, конечно, они имеют и свое религиозное лицо, и национальное. То же касается и сектантских движений. Но если в России делать на этом акцент, мы можем добиться противостояния на религиозной или национальной почве. Так что, наверное, предложение правильное – но с политической точки зрения, учитывая наши особенности. А вообще террористы - люди конкретной национальности, у них есть свои взгляды, в том числе религиозные, свои интересы – это же очевидно. Спрятать такое невозможно», - подчеркнул он.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что запрет на упоминание религиозности террористов не нужен.

«Напротив, было бы лучше, если бы мы специально упоминали об их религиозности. Если сами террористы говорят, что совершают те или иные действия по религиозным соображениям, как мы можем об этом не говорить? Так что я согласен с отцом Андреем: не нужно от этого открещиваться. Эти люди говорят, что они исламского вероисповедания. Да, пусть они искажают исламское вероучение и пусть остальные мусульмане не такие, но их это касается в первую очередь, что нужно признать. Это очень важно. Иначе, если мы будет писать: "гражданин такой-то страны совершил теракт", тень будет падать не на какую-то религию, но на страну, откуда родом террорист. А причина-то теракта совсем не в патриотизме! Поэтому, думаю, все-таки нужно упоминать причины, по которым тот или иной теракт был совершен», - подчеркнул о. Михаил.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, заявил, что не может спокойно смотреть (а в последнее время особенно), как средства массовой информации превращают боль, страдание и горе в шоу.

«Моя душа плачет. Например, возьмем крушение нашего самолета над Синаем. На каждом канале были передачи, ток-шоу, посвященные этой трагедии. Как такое возможно? Мое сознание отказывается это воспринимать. Может, для нашего развращенного общества терроризм интересное зрелище, но у человека с нормальной психикой, способного сочувствовать чужому горю, это не может не вызывать отторжения. Давайте говорить прямо: сегодняшние террористические акты обязательно сопровождаются театральностью, и наши СМИ играют на руку террористическим организациям, когда смакуют их псевдоподвиги. На мой взгляд, есть очень хорошее решение проблемы: вообще не упоминать в СМИ ни о каких терактах, категорически запретить это. Может, я в чем-то мыслю наивно, но считаю, это будет действенно. Уже есть хороший опыт Израиля: его граждане не знают, где похоронены террористы (об этом известно только спецслужбам), их дома разрушены. С помощью этих, в том числе, мер там предотвратили одну из главных целей терроризма – запугивание населения. Я, конечно, соглашусь, что терроризм не имеет ни национальности, ни религиозных убеждений - это правда. Когда человек совершает теракт, он находится под влиянием людей, которые просто - напросто его используют. Ни один нормальный, здравомыслящий человек не совершит убийство другого человека – этому не учит никакая религия. Да, мы видим: в мире есть и христианские, и буддистские, и исламские террористы. Но это люди, которые хотят достичь каких-то собственных целей. Человек религиозный никогда не будет отстаивать свои убеждения с оружием в руках», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06