Главный редактор РНЛ и председатель «Русского собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов, неприемлемые для православных людей результаты голосования москвичей в пользу непереименования станции метро «Войковская», осмыслил на уровне высокого философского трагизма, написав, что православные получили поражение и урок, и что антисоветизм и антисталинизм не принимаются народной совестью.
Однако мне, как социологу, данное событие представляется более простым и менее трагичным. Во-первых, добровольное электронное голосование граждан в интернете (напомню, что таковых было 304074 человека) не является репрезентативным, то есть не представляет пропорционально все социально-демографические группы населения. Пока я не нашел в интернете количественных данных о представленности среди проголосовавших мужчин и женщин, групп по возрасту. В то же время имеются процентные распределения о результатах голосования внутри этих групп. Оказалось, что среди мужчин за переименование «Войковской» выступило 37, 76%, а среди женщин только 27,74% проголосовавших. Среди людей старше 45-и лет за переименование проголосовало 42,50%, а среди молодых в возрасте 18-24-х лет - лишь 26,69% . Получается: наименее хотят переименования женщины и молодёжь. Неужели именно они наиболее жестокосердны и симпатизируют убийце царской семьи, в том числе молодых девушек и подростка? Навряд ли. Скорее, они меньше других групп населения знают о том, кто такой был Войков.
Игра в мнимую объективность не позволила организаторам голосования поместить рядом с вопросом о переименовании биографическую справку о Войкове, что на самом деле и было бы соблюдением объективности и этики. Кроме того, процедура электронного голосования была по многочисленным отзывам весьма сложной. А значит как раз пожилые «некомпьютеризированные» православные граждане фактически имели меньший доступ к голосованию. И вообще в электронном самопроизвольном голосовании граждан имеется много возможностей для манипуляции. Возникает подозрение, что устроители голосования с самого начала, мягко говоря, лукавили. Репрезентативный социологический опрос (особенно телефонное интервью, выборка от 1500 до 3000 человек) был бы более объективным и обошелся дешевле. Триста тысяч «стихийно» проголосовавших, отнюдь не обеспечивают репрезентативности данных - об этом знает даже социолог-первокурсник. Кстати, 53,1% за непереименование «Войковской» - совсем не впечатляющий результат. В репрезентативном социологическом исследовании 3% сверх, так сказать, нелегитимной половины, феномен на уровне статистической ошибки.
Но трагичность в истории с попыткой переименования «Войковской» всё же присутствует. Она заключается прежде всего в очередном игнорировании властью, чиновничеством духовно-нравственной составляющей нашей российской, народной жизни. Нам, православному сообществу в Петербурге недавно отказали в установлении памятника митрополиту Иоанну, до того отказали в переименовании Свердловской набережной (ещё один мрачный персонаж, связанный с убийством царской семьи)... И самое главное, что именно эти действия власти препятствуют примирению «белых» и «красных» в нашей стране. По поводу белых - носителей православной ментальности и красных - представителей коллективистско-социалистического менталитета следует сказать особо. Вменяемые нормальные представители этих умонастроений вполне ладят между собой и понимают свою ценностную совместимость (признание традиционной духовности и нравственности, приоритетов семьи, детей, братства, взаимопомощи, справедливости, честного труда, патриотизма). Однако до сих пор в обеих группах встречаются зашоренные фанатики, которые не устают попрекать друг друга, одни - крепостным рабством, дворянско-помещичьим произволом, социальной несправедливостью, научно-технической отсталостью, другие - ленинско-сталинскими репрессиями, воинствующим атеизмом, языческим культом вождей, антирусской интернациональной политикой. При этом и те, и другие забывают, что в основном борются с ветряными мельницами прошлого. Но рецидивы случаются. В случае с «Войковской» как раз и проявился псевдокрасный троцкистский атавизм.
Тем не менее, очевидно, что только взаимопонимание и совместные усилия красных и белых могут справиться с глобалистским финансово-олигархическим порабощением страны «голубыми» либералами. Голубые при помощи СМИ, рекламы, интернета, всей инфраструктуры порока, которые в основном находятся в их руках, уже кое-чего добились в деле превращения российского населения и, в первую очередь, молодежи в потребителей и гедонистов. Исследования автора и его сотрудников свидетельствуют, что пятая часть молодежи жаждет жить в обществе потребления и комфорта [1], ещё одна немалая часть населения (опять же, прежде всего, молодежь) гибнет в западне наркомании, алкоголизма, проституции и криминала. Среди молодежи сформировалось и некое сообщество «граждан мира», космополитов, которые не стесняясь, говорят о своей ненависти к «рашке» и желании «свалить» из неё. Опрос в Петербурге весной этого года показал, что 27% молодежи не считают себя патриотами России [2].
Когда Анатолий Дмитриевич пишет о 85% православных в России, которые почему-то не проявились во время голосования против Войкова, должен его поправить: это совершенно неверная цифра, порожденная непрофессиональными или недобросовестными людьми. Такого процента православных не было даже в царской России. Так, в 1870 году в стране было 70,8% православных, зато проживало много представителей других конфессий (католики, протестанты, «магометане», иудеи и др.) [3]. Если же говорить о наших российских современниках, то такому подвижнику как митрополит Иоанн (Снычёв) в Петербурге (не самом православном городе в стране) удалось за недолгое время увеличить число православных верующих в два раза, до 57,5% в 1995 году - году его смерти. В настоящее время в нашем городе православными себя называют 55,5% жителей. Когда же мы думаем о более целеустремленных православных гражданах, то таких не более 30%. Это те, кто желают жить в «обществе веры и любви к ближним» [1]. Между прочим, за переименование «Войковской» проголосовало 34,65% голосовавших. Это были, в первую очередь, православные, «белые». Но в московском голосовании главную роль, на мой взгляд, всё-таки, сыграло простое невежество и нелюбознательность наших взмыленных в жизненной гонке граждан, а также активность псевдокрасных манипуляторов.
Что же касается настоящих красных, то среди них целеустремленных больше, чем среди белых, где-то 45% российских граждан, которые хотят построить «общество социальной справедливости», «общество честных людей труда» [1].
Ну, а чтобы люди в России, особенно молодые, не голосовали за станцию под именем палача царской семьи, юных невинных девушек и отрока, нужны наши современники - герои и пассионарии, люди веры и долга, впитавшие лучшее от белых и красных, такие как Евгений Родионов и Алексей Мозговой. Но станции метро их именами ещё не названы и фильмы о них ещё не сняты. А наша молодежь всё продолжает воспитываться на американских фильмах об американских героях, между прочим, убивающих десятками и наших солдат (Рембо, Джеймс Бонд). Или на сагах об американских красавчиках-вампирах. Один балабановский Брат на российских экранах утверждает справедливость на Родине и в Америке: «Вот ты, американец, думаешь, что сила в деньгах, а я думаю, что сила в правде!». Давайте и мы, братья и сестры, смотреть правде в глаза , говорить правду и, всё-таки, что-то делать ради правды и её победы.
Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
Литература
1. Семёнов В.Е. Ценностно-нравственная поляризация в современном обществе // Родная Ладога. 2014. №1. С. 95-99
2. Семёнов В.Е. Для 50% молодежи День Победы - символ гордости...//Русская Народная Линия. 6.05.2015
3. Россия. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. СПб. 1898 (репринт, 1991). С. 86
9. Ответ на 8., Логик-методолог:
8. А если действительно смотреть правде в глаза...
7. В.Е.Семёнов - 5. Рудовскому
6. Ответ на 3., Модератору
5. Re: Если смотреть правде в глаза
4. Ответ на 3., Lucia:
3. Re: Если смотреть правде в глаза
2. Начнем по новой
1. Re: Если смотреть правде в глаза