Как воспитать патриотов России?

Известные пастыри о перспективах «Российского движения школьников»

Как сообщалось, Президент России Владимир Путин подписал указ о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». 

«Как бы вы ответили на вопрос "Какую систему ценностей нынешнее российское общество может предложить подросткам"? Как добиться, чтобы детская организация не стала школой лицемерия и карьеризма, как это произошло в позднем СССР?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что у нас разная молодежь. «Одни молодые люди готовы к одной системе к ценностей, другие - к другой, - пояснил он. - От чего это зависит? Ну, конечно, от взрослых, от воспитания в семье. От того, что происходит у нас на телевидении, что они видят в интернете, с кем общаются, какие жизненные примеры им показывают». 

«Я помню организацию пионеров, а потом и комсомольцев, в которую для меня лично, как для человека верующего, было делом доблести не вступать. Тогда такого человека считали белой вороной, что в детском и юношеском возрасте всегда чревато последствиями, что я вполне на себе прочувствовал, - признался отец Михаил. - Для молодых людей мнение ровесников, сверстников очень важно. Если нет возможности формально войти в какую-то организацию, неизбежно возникают неформальные компании - и зачастую те, где употребляют наркотики, алкоголь, совершают грехи или даже преступления». 

«Поэтому для меня очевидно: молодежи нужно предлагать различные совместные организации, но так же очевидно, что такие организации должны быть разными, учитывая разнообразные интересы молодых людей, - предложил он. - В частности, у нас в Церкви у молодежи, которая верит в Бога, хочет быть при любых жизненных обстоятельствах, в юности и в более зрелом возрасте, есть возможность объединиться и делать что-то важное, полезное. Для меня движение тимуровцев, названное так по повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" за исключением идеологической, атеистической, коммунистической составляющей было таким, с которого стоило брать пример. Помощь другим, в особенности пожилым, немощным - пример православного, христианского к ним отношения». 

«Конечно, - продолжил пастырь, - можно создавать разные организации. На мой взгляд, очень хорошо, если молодой человек, ищущий друзей в соответствии со своими убеждениями, имеет такую возможность. Так что я не вижу в таких идеях ничего плохого. Единственная проблема состоит в том, что любые организации, как правило, со временем становятся формальными и бюрократическими. Советский Союз во многом разрушило то, что декларировавшиеся идеалы на поверку оказывались пустыми, никому не интересными фразами. А молодежь как никто чувствует фальшь - и вот этой фальши хотелось бы избежать».
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «любая школа становится школой карьеризма и приспособленчества, если в ней преподают учителя с соответствующим настроем. Как только такие учителя появились, школа с любыми ценностями станет таковой. Поэтому самая главная задача - воспитать учителя, который мог бы масштабом своей личности через себя показать идеал». 

«А дальше вопрос: каков этот идеал? Идеалы всегда имеют религиозную основу, - пояснил он. - Если это атеизм, то идеалом будет Маркс, Ленин или поздний Сартр, Камю и прочие. У традиционных конфессий понятно, кто идеал. Это всегда нечто недостижимое, но к чему можно стремиться. Но у большинства нынешних людей, даже у тех, кто по роду своему исповедует традиционную религию, идеалы прагматические, кальвинистские, когда человек считает себя угодником Богу и проявляет это в своей успешности. Но на этой основе создавать что-либо невозможно. Это противоречит менталитету, культуре всех народов России. Потому у нас либерализм отторгается, наши традиционные ценности противоречат ему. Нельзя быть любителем Тургенева и Достоевского, понимать их правильно, и быть при этом протестантом-кальвинистом, то есть бороться за прибыль чуть ли не любой ценой». 

«А когда понимаешь Евангелие и классику целостно, тогда и нужно создавать молодежные организации в содействии с традиционными организациями или на их основе. Иначе не получится. Нельзя вступить в ту же воду дважды, нельзя повторить пионеров или, например, перетащить к нам бойскаутов. Вот у нас в Рязани есть детская организация "Витязи". Мальчишки там изучают военное дело, Закон Божий, рукопашный бой – все, что им интересно. И воспитываются в православном духе православными людьми. Это как раз образец того, какой может быть детско-юношеская организация», - заключил отец Сергий.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, сказал, что «ценности, которые можно предлагать молодежи, универсальны: любовь к Родине, к своей истории, к своему языку, стремление к творчеству и общечеловеческие нравственные нормы - честность, порядочность, чистота. Мне кажется, сегодня призывать к этому не значит призывать к чему-то надоевшему и устаревшему. Да, и в пионерской организации было много хорошего, но сегодня, мне кажется, важно показать, насколько актуальны идеалы, имеющие тысячелетнюю историю». 

«Мы говорим, что христианство – вечная, и в то же время новая религия, - отметил пастырь. - Она призывает общество к развитию, к тому, чтобы идти не назад, а вперед, но до сих пор эти идеалы не воплотились. И поэтому, мне кажется, нужно дать обществу какой-то ориентир в то время, когда, казалось бы, ориентиров нет; незыблемую шкалу ценностей, когда, кажется, все ценности относительны». 

«А что касается лицемерия – фарисейство болезнь многовековая, любого сообщества и коллектива. Всегда есть люди, которые говорят одно, а делают другое. В христианстве борьба с фарисейством в себе самом - один из стержней духовной жизни. Кстати, лозунг "Быть, а не казаться" христианский, он вполне может стать лозунгом новой молодежной организации», - предложил отец Петр.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, полагает, что «такие молодежные организации могли бы существовать и успешно работать, если бы молодые люди сумели себя там как-то проявить – в спорте, в музыке, в занятиях физикой или чем-то еще. Но это должны быть не скучные дополнительные занятия, а масштабные интересные мероприятия, лагеря. Понятно, что организовывать такие молодежные организации нужно при поддержке государства». 

«На Западе есть студенческие объединения, которые предполагают создание целых лиг, - например, футбольных. Такие молодежные организации помогали бы молодым людям отыскать свое место в жизни, определиться в отношении своего будущего. Эти организации нужно оградить от политического влияния, а вот воспитывать нравственность в молодых людях необходимо. Не знаю, насколько возможно сделать воспитание религиозным, если речь идет о светских людях, но общие знания об общественных, религиозных ценностях, думаю, дать следует», - заключил отец Николай.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает, что самая главная ошибка – попытка решить проблему административно-командным способом. «А нужны не команды и не идеи, - убежден он. - Нужны примеры, причём примеры живые! То есть нужны воспитатели, вожатые, руководители – назовите, как хотите. Детей нужно увлекать собственным примером. Возьмите любой успешный молодёжный проект. Всегда изначально в нём есть искренние, увлеченные взрослые люди. Так что нужно всячески поощрять и помогать людям, которые имеют энтузиазм (а такие пока ещё есть), тогда это не будет лицемерием».
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Это действительно очень сложная проблема, и не совсем понятно, как ее можно решить. Воспитывать подростков в ХХ веке было проще, потому что советская система была замкнутой. Да, в конце СССР она себя дискредитировала, но в начале эпохи, в 1920-30-е годы система была эффективна, - это была кузница кадров, которая в условиях господства единой идеологии формировала личности. Мы знаем людей, которые до конца сохраняли идеалы и были им верны, они создавали общество, которое в середине ХХ века было сформировано в нашей стране. А мы живем в условиях либерализма, демократии и навязать систему ценностей подросткам невозможно. Поэтому не будет толку, если убрать одну рекламу и повесить другую». 

«Но в условиях возможности выбора должна быть очевидна позиция общества и государства по определенным проблемам, - считает пастырь. - А это вполне может быть сформулировано в условиях нашего общества, как давно сформулировано в Европе и США, где в рамках этой системы ценностей ребята и воспитываются. Проблема в том, что в нашем государстве эта система не выработана. Поворот к патриотическим ценностям и традиционному воспитанию произошел сейчас, когда Россия оказалась в тяжелой международной ситуации. Но это пока не привело к формулированию системы. Хотя это можно реализовать через социальную рекламу, кино, школьное образование, досуг». 

«Во всяком случае, если государство действительно положит ряд разумных принципов в основу воспитания детей, это принесет ощутимые политические плоды, как это уже было в нашей истории. Если имеется целенаправленная политика, то она эффективна. Европейское и американское общество вполне монолитно в отношении ряда проблем, и я думаю, у России тоже получится», - заключил отец Андрей.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Проблемы семьи и брака"
«Многодетные семьи — это гордость России»
ВРНС предлагает внести в законодательство России базовые основы народосбережения, включая определение брака как союза мужчины и женщины и признание зачатия началом жизни человека
09.11.2019
«Нас очень тревожит убыль населения»
Вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова заявила, что интернет-зависимость большой части российской молодежи оказывает разрушительное воздействие на институт семьи
08.11.2019
Ради спасения жизни детей
В течение месяца Церковь откроет четыре приюта для беременных женщин
08.11.2019
Все статьи темы