«Самой страшной угрозой Русскому миру является крайний национализм»

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии V Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом

Новости Москвы 
0
482
Время на чтение 10 минут
Вчера Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в открытии и пленарном заседании V Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, сообщает Патриархия.ru.

Мероприятие состоялось в конгресс-зале Центра международной торговли в Москве.

Собравшихся приветствовали министр иностранных дел России Сергей Лавров и председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко.

Затем к участникам конгресса обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Я сердечно приветствую всех вас, собравшихся в столице России на ставшем уже традиционным всемирном форуме представителей русскоязычных общин, - произнес Святейший Владыка. - Хотел бы от души поздравить присутствующих с отмечавшимся накануне общенациональным праздником — Днем народного единства, днем прославления Казанской иконы Божией Матери. Вся многовековая история нашего Отечества убедительно свидетельствует о том, что способность к преодолению разделений, консолидация перед лицом внешних и внутренних вызовов неизменно была и остается одним из важнейших, определяющих качеств нашего народа».

«Знаменательно, - продолжил он, - что данный форум проходит в год празднования 1000-летия со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, уникальной фигуры в отечественной истории. Подобно равноапостольному царю Константину, князь Владимир не побоялся противостать воззрениям своего окружения, связывавшего языческие культы с властью, богатством и, как мы бы сегодня сказали, карьерным успехом. Он изменил ценностные ориентиры своего народа, на века определил цивилизационный вектор его духовно-нравственного и культурного развития. Своим житием святой князь Владимир явил всем нам добрый пример подвига — как личного, так и общественного — подвига, оказавшего судьбоносное влияние на историю многих народов и жизнь миллионов людей».

«В прошлом году мы отмечали другую значимую дату: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, игумена Радонежского, прославившегося не только высотой своей подвижнической жизни, - напомнил Его Святейшество. - Из истории мы знаем, что в условиях феодальной раздробленности русского государства и жесткого противостояния различных княжеств друг другу Преподобный призывал своих современников к миру и единству, к объединению русских земель ради борьбы с внешним врагом. И победа, одержанная нашим воинством на Куликовом поле под предводительством князя Димитрия Донского, ознаменовала собой начало духовного и культурного возрождения Руси».

«Внутреннее единство — вот ключ, открывающий двери многих возможностей, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Ведь там, где единство, — там необоримая сила и духовное братство. Там, где единство, — там настоящая любовь и взаимная поддержка. Там, где единство, становятся возможными великие «прорывы» в человеческой истории: материальные, духовные и цивилизационные. Пример подобного народного единения был явлен нашими отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой отмечается в нынешнем году. Мы преклоняем свои главы перед подвигом нашего народа, вставшего на защиту Родины. Церковь, взирая на историю человечества сквозь призму веры, свидетельствует о том, что победа в этой войне также была проявлением милости Божией к нашим народам, сплотившимся для противостояния захватчикам».

«Однако отечественная история знает не только победы, - отметил он. - Мы помним и о поражениях, которые были вызваны духовным ослаблением народа, умалением национального единства. И, может быть, провиденциально, что мы отмечаем праздник народного единства в день, когда поклоняемся Казанской иконе Божией Матери, в день, который свидетельствует об исторической победе нашего народа, о способности нашего народа к самоорганизации, к сильному и сплоченному противостоянию внутреннему врагу. Смута в умах, в политической и экономической жизни Руси в XVII веке была опаснейшим испытанием, которое народ наш прошел с честью, сохранив себя и свою страну. Среди духовных поражений можно назвать и революцию 1917 года, и братоубийственную гражданскую войну, породившие неслыханную волну эмиграции соотечественников. Октябрьский переворот, гибель Царской Семьи, вакханалия беззакония, предательства и террора, массовые репрессии — всё это стало огромной трагедией для нашего народа. Страна потеряла миллионы людей, которые либо погибли, либо были вынуждены навсегда покинуть Россию».

«Оказавшись на чужбине, наши сограждане встали перед дилеммой: либо утратить свою духовную и культурную идентичность, а затем раствориться, ассимилироваться с другими народами, либо вновь явить свою способность к единению. В связи с этим я хотел бы процитировать очень важные слова святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, выдающегося представителя русской эмиграции, замечательного священнослужителя, иерарха Русской Церкви Заграницей. Он говорил следующее: "Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего... Не выполняя же своего задания, даже унижая Православие своей жизнью, наше Зарубежье имеет перед собой две дороги: или обратиться на путь покаяния и измолив у Бога себе прощение, возродившись духовно, сделаться способным возродить и страдающую нашу Родину, или быть ему окончательно отверженным Богом и оставаться в изгнании, гонимым всеми, пока постепенно оно не выродится и не исчезнет с лица земли". Именно в зарубежье родился феномен "другой" России. Ее "инаковость" проявлялась в отношении тогдашней, советской России, но это было то же самое Отечество с его многовековой историей и духовной культурой. Воспоминания и искреннюю любовь к нему и увозили с собой наши братья и сестры. Сколько мы знаем рассказов о том, что изгнанники, покидая отчий дом, заворачивали в платочки несколько горстей родной земли, дабы в дальних странах, где придется им осесть, чувствовать свою неразрывную связь с Родиной!» - привел один из примеров Святейший Владыка.

«Говорят, - продолжил он, - что русский народ недружный, приводя в пример внутреннюю организацию и взаимопомощь других национальных диаспор. Но первая волна русской эмиграции, при наличии в ней разномыслия, все-таки опровергает это утверждение. Наши эмигранты, споря друг с другом на улицах Парижа, Белграда и других западных городов о судьбе России, о причинах общенациональной трагедии, тем не менее, сохраняли связь друг с другом и создали феномен Русского зарубежья, отличительной чертой которого был не только высокий интеллектуальный уровень, отражением чего стали выдающиеся достижения соотечественников в различных областях науки, искусства, техники, но и способность к сохранению веры, духовных ценностей народа, родного языка и культуры. Именно в среде русских изгнанников появились многочисленные союзы, общества, кружки, воинские объединения, кадетские корпуса, научные и богословские школы, ярко выразившие стремление соотечественников к консолидации. Главная особенность русской послереволюционной эмиграции заключается в противодействии ассимиляции и в сохранении своей веры и культуры. Русские в изгнании в большинстве своем не становились французами, немцами и американцами с "русскими корнями". Они всегда оставались русскими, православными, всегда верили в возрождение России, любви к которой были верны и прививали ее последующим поколениям».

«Служа в 70-е годы за рубежом, я еще застал представителей той самой первой эмиграции, которые выехали из России, - вспоминает Его Святейшество. - Многие из них даже на исходе своих дней не имели паспортов тех стран, в которых жили. Они шли на сознательное самоограничение во многих сферах жизни, но делали это только для того, чтобы через получение паспорта иного государства не пресечь ту связь с Родиной, которую они любили сквозь слезы. Огромное значение для всей многомиллионной русской диаспоры имела Церковь, ставшая объединяющей силой, центром притяжения для наших зарубежных братьев и сестер. Она утешала их, поддерживала и восполняла их душевные и духовные силы. Стремление наших соотечественников сохранять веру предков было настолько сильно, что люди, перебравшиеся на новое место жительства, первым делом заботились о построении храма или, по крайней мере, устройстве молитвенных помещений. Многие передавали в качестве дара вывезенные из России семейные святыни и реликвии, которые и поныне можно встретить в наших зарубежных приходах. Несли и последние сбережения с надеждой общими усилиями обрести место молитвы и духовного утешения. Показательно, что это происходило на фоне неимоверных трудностей с обустройством собственного быта эмигрантов, которые ютились во временных жилищах».

«Такая необыкновенная любовь к дому Божиему прививалась и последующим поколениям, - отметил он. - Всегда с особым чувством вспоминаю свой опыт жизни вдали от Родины, связанный с назначением меня настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве. Храм был совсем маленький, домовый, и в него мало кто ходил, потому что просто боялись: такое было время, "холодная" война. Однако была группа прихожан, благодаря участию которых осуществлялась регулярная богослужебная жизнь. В те годы приходилось по крупицам объединять вокруг себя представителей послереволюционной эмиграции, их детей и внуков, а также тех, кто покинул Отечество в более позднее время. Я благодарю Бога, что Он провел меня через этот опыт соприкосновения с людьми, пострадавшими в результате нашей национальной трагедии, но сохранившими и силу веры, и любовь к своему Отечеству».

«И сегодня наша Церковь продолжает нести свою ответственную миссию среди соотечественников, пребывающих за рубежом, - заверил Предстоятель Русской Церкви. - Нередки случаи, когда именно на чужбине люди обращаются к Церкви, переосмысливают свое отношение к вопросам веры. Как ни парадоксально, зачастую в сотнях и тысячах километров от исторической Родины соотечественники начинают знакомиться с Православием, хотя в свое время, проживая на родной земле, не проявляли к нему особенного интереса. Мы постоянно сталкиваемся с этим явлением и понимаем, что это неслучайно, ведь человек, живущий вдали от Родины, нуждается в тех силах, которые ему придает связь с родной страной, со своей землей, а самое главное — с тем духовным стержнем, который всегда объединял наш народ. Пастырский опыт показывает, что наибольшей сопротивляемостью к потере культурной идентичности обладают верующие люди. Это стало особенно очевидным при рассмотрении жизни последних волн нашей эмиграции. Там, где нет веры, паспорта сразу меняются и Родина забывается. Чтобы получать более высокую зарплату, человек разрывает связь с родной колыбелью. А люди верующие сохраняют эту связь, потому что центром их духовной жизни становится храм, участие в церковных Таинствах, в общей молитве, в жизни прихода, в жизни общины. Конечно, это имеет очень важное значение, в том числе для социального сплочения русской эмиграции. Очень часто именно при приходах создаются разного рода организации, дискуссионные клубы, кинолектории, творческие кружки и школы. И это тоже очень важная сторона церковной жизни, хотя, конечно, самой основной, самой главной является общая молитва, которая часто соединяет людей сильнее, чем узы кровного родства».

«Церковь была и остается хранительницей единства народа, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Она не позволяет расколоть верующих по национальному, территориальному или политическому признаку. Важным принципом устроения наших зарубежных приходов является объединение в вере поверх национальных и языковых различий, а также политических предпочтений. И то трагическое, что сегодня происходит в отношениях братских народов на пространствах бывшего Советского Союза, — в первую очередь имею в виду украинскую трагедию, — принципиально не изменило характер приходской жизни нашего народа за рубежом. Там, где были русские и украинцы, там они и продолжают оставаться вместе. И неслучайно на ослабление нашей Церкви сегодня направлены усилия крайних националистических сил на Украине, потому что они ясно понимают: покуда есть общее духовное пространство, никакие суверенитеты, никакие границы, никакие экономические противоречия не могут разрушить эту внутреннюю, духовную общность людей».

«Позвольте мне продолжить эту мысль и сказать, что самой, может быть, страшной угрозой всему Русскому миру являются крайний национализм и неприятие представителя иной национальности, иной культуры, - убежден Первоиерарх. - Такие люди не уживаются в Церкви, им там тесно, душно. Они не соглашаются с главными посылами Церкви, объединяющими людей. Вот почему сегодня Церковь наша, как никакая другая организация, страдает от действий крайних националистических сил, в том числе подпитывающих своей негативной энергией братоубийственный конфликт на Украине. Послание нашей Церкви соотечественникам, находящимся за рубежом, просто и неизменно: помнить, что мы — один народ Божий, который созидает свое будущее в верности многовековой духовной традиции и в открытости к окружающему миру. Но для того чтобы выходцы из стран исторической Руси могли оставаться частью единой цивилизации, сохранять свою самобытность, веру, традиционную систему ценностей и, конечно же, общий язык, одних лишь усилий Церкви недостаточно. Необходимы совместные церковно-государственные труды, а также усилий организаций соотечественников. Это тот путь, который нам предстоит пройти вместе».

«Наше Отечество и наш народ переживали взлеты и падения, победы и поражения. И всегда верным средством устоять в борьбе оставалось единство народа. Хотел бы призвать всю многомиллионную русскую диаспору хранить, как драгоценную жемчужину, единство со своей исторической Родиной, друг с другом, сохранять единство Церкви, которая всегда находится вместе со своим народом, как в Отечестве, так и за его пределами. Господь да хранит всех вас», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

После перерыва в работе пленарного заседания принял участие Президент России В.В.Путин.

В своем выступлении Глава государства, в частности, отметил: «Мы видим, что все более значимую роль в расширении гуманитарных связей соотечественников с Россией играет Русская Православная Церковь и другие наши традиционные конфессии. Российское зарубежье всегда объединяло людей самых разных национальностей и вероисповеданий. И очень важно, что сегодня вы вместе решаете общие задачи, задачи, стоящие перед нашей страной».

Конгресс, который проходит в Москве 5-6 ноября, посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В мероприятии участвуют около 400 представителей российских общин из 97 стран, в том числе иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, несущие свое служение за рубежом.

Среди участников форума: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, епископ Корсунский Нестор (Франция), руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, управляющий Патриаршими приходами в Италии епископ Богородский Антоний (Италия), заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) (Ливан), секретарь Гаагской и Нидерландской епархии протоиерей Григорий Красноцветов (Нидерланды), настоятель Патриаршего подворья в Дублине протоиерей Михаил Насонов (Ирландия), настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге священник Даниил Луговой (ЮАР), настоятель храма преподобного Иова Почаевского в Буэнос-Айресе священник Олег Забусень (Аргентина) и др.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии