Не озлобят ли людей принудительные «Дни трезвости»?

Известные пастыри о предложениях запретить продажу алкоголя по средам и пятницам

Инициатива петербургских депутатов ввести еженедельный «День трезвости», т.е. запретить торговлю алкоголем один день в неделю встретила у одних – резкое неприятие, а у других - горячую поддержку.  

Член комиссии Мосгордумы по охране общественного здоровья Алексей Мишин сообщил, что его коллеги рассмотрят идею запретить продажу алкоголя по пятницам. Он заявил, что такой запрет положительно скажется на здоровье граждан, а также поможет снизить количество ДТП на столичных улицах в последний день рабочей недели. «Пятница – наиболее подходящий для этого день. У многих отдых с алкоголем начинается в пятничный вечер и затем переходит на все выходные. В результате в понедельник они выходят на работу не просто не отдохнувшими – но зачастую с выраженным астеническим синдромом», - добавил депутат. 

Эту идею поддержали Роспотребнадзор и помощник председателя правительства России, бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко (который, правда, выразил сомнения в ее осуществимости). А Владимир Жириновский предложил стремиться к тому, чтобы «трезвое» время было всегда – кроме выделенного «часа алкоголика». 

«Постепенно, не сразу мы придём к тому, что будет сокращено время в течение рабочего дня, всё меньше будет магазинов, которые продают спиртное, всё меньше часов, когда можно купить алкоголь. И, может, придёт время, когда оставим один час алкоголика. И будут специальные места в городах, где они будут стоять в очередях и все будут их видеть. Это позор. Они будут там получать свою дозу спиртного. И вот это будет вариант», — сказал Жириновский. 

С другой стороны, критики подобных нововведений указывают, что такие ограничения без нужды раздражают людей и даже увеличивают потребление алкоголя – люди делают «запасы», которые, однако, подолгу не хранятся. Кроме того, запреты стимулируют самогоноварение. 

Раскритиковали и ссылку петербургских депутатов на то, что у православных среда (как и пятница) – постный день: она и неуместна в светском государстве, и неверна (вино по средам и пятницам церковным уставом не запрещается), и вдобавок напоминает советскую пародию на православные посты – «рыбные дни» в столовых. 

Корреспондент Regions.ru поинтересовался у священнослужителей, насколько, на их взгляд, разумны попытки ввести своего рода светские аналоги постных дней. 

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, рассказал, что в Канаде, где он был, после пяти часов вечера вообще нельзя купить спиртное, даже кружку пива. «Разве только в ресторане по очень высокой цене, и обязательно надо оплатить еще закуску, без этого никак, - пояснил он. - И там пьяные не валяются на улицах, люди практически не пьют. Почему бы нам по такому пути не пойти, почему полумеры всегда принимаем? Смелее надо. А то робко как-то предлагают вводить запрет на продажу. Алкоголь приносит большие доходы. Если бы у нас в бюджете были другие источники прибыли, такой проблемы бы не было».
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что необходимы меры, которые должны как-то остановить спивание населения. «Но это все будет неэффективно, пока государство и бизнес будут гнать спирт-ректификат, - а его добывают из любой дряни, в отличие от классического дистиллята, - подчеркнул он. - Кроме того, это тонкий химический яд, он быстро отравляет организм, быстрее усваивается. Поэтому те, кто активно пьет ректификат, быстрее спиваются, чем те, кто пьет классические дистилляты, хорошие вина. А у нас пивные суррогаты и ректификат по главе угла». 

«Это бизнес, от которого отступать не собираются предприниматели и государство, потому что это одна из серьезных статей дохода, это гигантские прибыли. Самое страшное, что народ с этим согласен. Принятый в качество ГОСТа ректификат – это геноцид по отношению к собственному народу, - убежден отец Андрей. - И тут вдруг начинают декларировать ограничительные меры, которые якобы уменьшат алкоголизацию населения? Так откажитесь прежде всего от использования ректификата! Ограничительные меры будут только озлоблять население. Такие меры лишь позволят сохранить хорошую мину при плохой игре, вот, мол, мы боремся с алкоголизмом, а на деле толку никакого».
 
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, полагает, что истина где-то посередине. «Действительно, - отметил он, - идеи неплохие, но одни звучат слишком радикально, другие - утопически. Есть, конечно, здравое зерно и в рассуждениях тех, кто "за", и тех, кто "против". Как показала практика советских времен, сокращение продажи алкогольных напитков стимулирует людей их запасать, а также изготовлять самим. С другой стороны, можно констатировать: когда магазины, торговые точки, торгующие алкоголем, удалены от общественных мест, это благотворно сказывается на состоянии общества, на трезвости населения». 

«Тем не менее, - продолжил отец Александр, - думаю, что начинать нужно не с сокращения продажи алкоголя - хотя и это необходимо, - а с пропаганды трезвого образа жизни. А у нас, напротив, вернули рекламу пива по телевидению, мотивировав это грядущим масштабным спортивным событием. Пиво считают наименьшим злом - это не крепкий алкоголь, оно вызывает аппетит. Нас самом деле это не так. Тем более, что пиво у нас продают не натуральное, а синтетический напиток с содержанием алкоголя». 

«Мне кажется, решение проблемы состоит в том, чтобы всё общество - и духовные, и светские власти - объединили усилия для пропаганды трезвого образа жизни. Нужно, чтобы вернули ЛТП, которых алкоголики в советское время (я это помню) сильно боялись. Это хотя и лечебные учреждения, но со строгими условиями содержания. Сейчас ЛТП "упразднили". Нет у нас и медицинских вытрезвителей, - а они тоже препятствовали тому, чтобы выпившие появлялись на людях в таком состоянии. Мне кажется, нужно начинать именно с этого, и осторожно выводить торговлю спиртным за пределы общественных мест», - предложил пастырь.

«Сокращать его продажу, конечно, не стоит, иначе мы добьемся противоположного эффекта - натянем одеяло на голову, оголив ноги. Начнется торговля самогоном и суррогатами, а у нас и так уже умерло от этого немало соотечественников. Пьяница все равно найдет, где ему напиться, - уверен отец Александр. - Так что лучше этого не делать, лучше или ввести часы продажи алкоголя, или удалить точки, где им торгуют, подальше от общественных мест, чтобы они не находились в шаговой доступности, а поездка за спиртным была чревата некоторыми трудностями». 

«Нужно также вводить более жесткий контроль за продажей алкоголя несовершеннолетним. Не секрет, что во многих местах спиртное продают даже детям – я сам был тому свидетелем. Если за это активнее возьмутся контролирующие органы, нарушителей закона будут лишать лицензии, штрафовать – со временем мы увидим эффект. Но прежде всего, нужно пропагандировать здоровый образ жизни, говорить об этом чаще и с различных трибун. Ну и, конечно, те, кто об этом говорит, должны сами вести трезвый образ жизни - чтобы быть примером того, чему учат», - заключил священник.
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что «любые ограничения, которые человек сам на себя накладывает, всегда благотворно сказываются на его жизни». «Если человек хочет изменить себя, обойтись без самоограничений невозможно, - пояснил он. - В то же время любые ограничения, которые на людей накладывает кто-то другой, чаще всего превращаются в дополнительную пытку». 

«Думаю, - продолжил отец Алексий, - нужно предлагать людям какие-то другие способы ограничивать количество спиртного, а кроме светлых идей и пропаганды здорового образа жизни вряд ли что-то еще окажется действенным. Поэтому, честно скажу, я не верю в успех предлагаемого предприятия. Это станет еще одним издевательством над людьми. Мы, конечно, привыкли, что на нас под благими предлогами время от времени накладывают ограничения. Но лучше, если все же наша власть хотя бы обеспечит контроль над качеством алкоголя, который продается в магазинах, и исключит возможность появления "околоалкогольной" продукции, не соответствующей ни заявленному названию, ни марке. Это было бы, наверное, более эффективным способом борьбы с употреблением спиртного. Ну, и конечно, нужно повышать цены на алкоголь - чтобы люди задумывались, что они пьют».
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сказал: «С одной стороны, какие-то предложения, чтобы народ не спивался, это всегда хорошо – и для народа, и государства. Но такой подход мне напоминает какой-то очередной эксперимент над народом: мы помним, как у нас когда-то ради благих целей вырубали виноградники, людей сажали за производство самогона дома. Думаю, обсуждение этой темы – положительное начинание, но предлагаемая мера, на мой взгляд, не будет действенной. Считаю, что акцент в законотворческой деятельности должен быть все-таки перемещен на профилактику, разъяснительную работу среди молодежи и подростков, на ограничение рекламы (скрытой в том числе). А также - на развитие культуры, спорта и, конечно, на духовно-нравственное воспитание, о котором мы непрестанно говорим последние 20 лет».
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает, что один «трезвый» день в неделю пьянство в России не остановит. «Да, неплохо бы устраивать себе такие дни – это даст возможность, отказавшись от алкоголя, провести время с пользой, - отметил он. - Конечно, неплохо, если христиане будут воздерживаться от употребления спиртного в постные дни, в которые Церковь сугубо чтит отказ от этого. Критики этих предложений говорят, что у нас светское государство – но если человек дорожит своей культурой, своими традициями, считает себя православным - почему бы ему так не поступить? Нас же не заставляют делать обратное – пить в эти дни. Так что в принципе предложение санкт-петербургских и столичных депутатов неплохое. Сколько матерей, детей страдают оттого, что в их семье пьет близкий человек!» 

«Однако одними запретами результата не добиться, - предупредил пастырь. - Меры должны приниматься на государственном уровне. Нужно менять сознание народа. Не будет у нас идеологии, четкой позиции государства, вряд ли что-то мы изменим за один день. Государство должно также вкладывать деньги в пропаганду вреда алкоголя. А если мы просто введем запреты – ну, будут продавать спиртное из-под полы, поставят дома самогонные аппараты. Мы уже все это проходили – вспомните "сухой закон"».
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, сказал: «Как всегда – запретить! Когда же власть имущие осознают, что нужно не запрещать, репрессировать, наказывать, а просвещать, воспитывать, разъяснять? Давайте еще запретим болеть больше двух недель в году! И поликлиники не нужны - запрещено болеть, и всё! Нужно подойти к этому вопросу неформально, творчески - есть же ресурсы, и люди талантливые есть. В первую очередь - профилактика! Это вам любой врач скажет. А потом - помощь тем, кто страдает от недуга. Жириновский предлагает на позор всех выставить, а людей надо любить, - может быть, особенно тех, кто подвержен заболеваниям. Ведь алкоголизм - это болезнь».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
Как лечить алкоголизм. Православный взгляд
В Москве прошла лекция «Как уберечь детей и взрослых от вредных привычек. Причины зависимостей и их профилактика»
11.11.2019
Судье Попову и Путин не указ?
Накануне судебного заседания по «Делу Каклюгина» идет сбор подписей за лишение квалификации судьи, пытающегося засудить невиновного человека
11.11.2019
Кто-то продолжает координировать организованное преступное сообщество «людей в погонах»
Обращение подсудимого по сфабрикованному уголовному делу врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина к депутату ГД Наталье Поклонской
09.11.2019
Свободу Николаю Каклюгину!
Художница Анна Тимина призывает подписать петицию в защиту невинного узника
06.11.2019
Все статьи темы