Проповедь или соблазн?

Известные пастыри неоднозначно восприняли выступление иеромонаха Фотия в шоу «Голос» на Первом канале

Как сообщалось, председатель Собора православной интеллигенции, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз выразил недоумение по поводу участия насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонаха Фотия (Мочалов) в шоу «Голос» на Первом канале. 

Известные пастыри прокомментировали в интервью Regions.ru выступление иеромонаха Фотия. 

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что «вначале нужно выяснить, действительно ли отец Фотий получил благословение на свое выступление – а если правда, то, зная митрополита Климента как строгого архиерея, не думаю, что он просто так такое благословение дал». «Видимо, - предположил он, - на это были какие-то причины, и он хорошо подумал, прежде чем отправлять иеромонаха на шоу. Что же касается отца Фотия - он лишь исполнил благословение, какие к нему могут быть претензии?» 

«Я сам, правда, все-таки считаю, что не нужно благословлять на такие дела, - признался владыка. - Человек должен подвизаться в монастыре, хвалить своим голосом Бога, умилять людей, но не выступать на сцене, тем более в таких публичных местах. Важно еще вот что: если монаху удастся благодаря своему голосу привести людей ко Христу – это будет благо. Тогда благословение митрополита будет оправдано. Если же это выступление станет соблазном для Церкви, людей - горе тому через кого приходит соблазн. И тут каждый должны делать выводы: и правящий архиерей, и наместник монастыря. Да и сам иеромонах должен задать себе вопрос: "Я соблазнил людей, расколол общество, или, наоборот, через меня пришли люди ко Христу?"»
 
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Телевидение сейчас очень многими воспринимается исключительно как источник развлечений, причем подчас совершенно несообразных с высокой нравственностью и культурой. И в этом смысле у многих возникает удивление и даже неприятие: как же в этот самый источник входит нечто противоположное. А на самом деле, если говорить здраво, то телевидение должно быть источником просвещения нравственного и культурного». 

«Поэтому нужно, чтобы на телевидении как можно больше было представлено именно подобных вещей, - убежден он. - И почему надо воспринимать конкурс "Голос" как нечто некультурное, неприятное и безнравственное? Вовсе нет. Поэтому и участие там священнослужителей, которое наоборот облагораживает этот конкурс, вполне допустимо». 

«Кстати, - отметил отец Сергий, - реакция зала на выступление отца Фотия была замечательна. Я видел это своими глазами. И само поведение иеромонаха весьма достойное, и он показал высокую культуру владения голосом, поэтому я не вижу тут ничего ужасного. Наоборот, это надо воспринимать как призыв: "Давайте сделаем любой наш конкурс таким, чтобы в нем участвовали и представители духовенства". Чтобы это было не безнравственное и пошлое развлечение, а значимое с культурной, духовной стороны, и тогда все будет нормально. А конкурсы, которые в принципе неприемлемы для священнослужителей, этим и доказывают, что их лучше не проводить и изъять с телеэкрана. Это развращает нашу молодежь, воспитывает ее на других ценностях и идеалах». 

«Участие Церкви в жизни нашего народа и общества, наоборот, должно быть значительно усилено, - призвал пастырь. - А сейчас, к сожалению, в обсуждениях в основном представлены люди, которые подчас имеют и антицерковную, и русофобскую, и антигосударственную позицию. А почему, собственно, так должно быть? Разве служители Церкви - это не представители народа? Они же не с Марса прилетели. Это наш народ выдвигает из своей среды духовное сословие, и это сословие должно представлять позицию наших граждан на всех таких значимых обсуждениях, мероприятиях, в том числе и на песенных фестивалях».
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, посетовал, что «в нашей стране произошел отрыв от нормальных традиций. У нас сейчас две крайности: либо что-то сильно духовное, либо абсолютно бездуховное, светское». 

«Если вспомнить, в Европе до "сексуальной революции" середины XX века были распространены певческие конкурсы, в которых традиционно принимали участие приходы, монастыри, приходские общины, - напомнил он. - Это ни у кого не вызывало отторжения, так как было естественным течением жизни. Сегодня у нас вследствие вымораживания духовности произошло заметное расслоение общества. Для меня вопрос заключается в том, кто кого перековывает в свою веру? Если выступление иеромонаха действительно способно обратить к вере или как-то раскрыть уже забываемую культуру зрителям этого шоу, я счел бы его оправданным. Но если происходит обратное – погружение духовного лица, да еще монаха, в шоу-бизнес, - безусловно, это недопустимо». 

«Что преобладает в мотивах отца Фотия, и что будет в дальнейшем на этом проекте, я не знаю, - признался отец Алексий. - Чем руководствовался он, принимая в нем участие, равно как лица, благословившие его на это выступление, мне тоже неизвестно. Сам я не смотрю шоу «Голос», как, в общем-то, и иные шоу - по причине отсутствия там понятной мне культуры. Как правило, это клоны закоокеанских телешоу. Если предположить, что выступление отца Фотия поможет сохранению и развитию отечественной культуры, пожалуй, его можно одобрить. Но я скептик, и думаю, что звучание в этом шоу даже замечательного голоса, и участие в нем прекрасного человека вряд ли изменит систему шоу-бизнеса, которая сформировалась в нашей стране».
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «это ошибка отца Фотия». «Монах - человек, который уходит из мира сознательно. Его задача - внутренне духовное делание, - напомнил он. - Да, оно очень трудное, но молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мир держится. Поэтому, мне кажется, отец Фотий принял неправильное решение. Монахи не должны участвовать в таких мирских мероприятиях. Если вспомнить историю монашества, Антоний Великий возвращался из пустыни в мир, чтобы решать важнейшие церковные дела, а не культурные». 

«Что касается белого духовенства, тут тоже важны какие-то продуманные установки - священник находится в гуще жизни, но, очевидно: его сан накладывает на него определенные ограничения. Поэтому решения должны быть продуманными - в каких мероприятиях принимать участие, а в каких нет», - заключил отец Александр.
 
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, подчеркнул: «Не то что в телеконкурсе, а в любых зрелищных мероприятиях участие монаха подпадает под каноническое запрещение. И никакими благими намерениями и возможными результатами этого не оправдаешь». 

«У нас известен один священник-киноактер, - но он хоть честно сказал, что ему деньги нужны, у него семья. А тут никакого оправдания нет. Как говорится, страсти играют измученной душой этого монаха. И ему бы по идее хорошую добрую командировку на Соловки или еще дальше, чтобы он понял - так нельзя делать. Тем более в наших современных условиях нельзя компрометировать, подвергать испытаниям звание монаха. Так что мое отношение к этому крайне отрицательное», - заявил отец Александр.
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, признался, что не против попыток священников где-либо выступать. «Я и сам занимаюсь медийной деятельностью, – пояснил он. - Надо только помнить о мере и вкусе, не выходить за рамки того, что называется искусством, поступать именно в высоком понимании этих критериев, исходя из общекультурного их понимания, чтобы это не задевало чувства верующих. А если произведение и его исполнение соответствует высоким культурным образцам, не смешивается с "попсой", то почему бы и нет. Безусловно, когда образцы духовного искусства стоят в одном ряду с попсой, это обесценивает настоящее искусство и вообще выглядит странно». 

«Так что важно иметь чувство меры, художественный, культурный вкус, хотя иногда можно позволить какое-то дерзновение, но только как свидетельство о христианской культуре по отношению к культуре светской», - заключил отец Андрей.
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, задал вопрос: «А если бы на месте этого иеромонаха оказался апостол Павел?» «Он когда-то пришел в Ареопаг к людям, беседовавшим на отвлеченные темы и развлекавшимся, - напомнил пастырь. - Его почти никто не услышал, но на жизнь некоторых это событие все-таки сильно повлияло. Наверное, если бы оно не повлияло и на нас с вами, вряд ли бы вошло в состав апостольских Деяний. Вот почему нельзя однозначно судить о тех явлениях, которые происходят на наших глазах. Быть может, нам что-то непонятно, мы в чем-то точно не приняли бы участия, но мир изменился, а мы не всегда можем подстроиться к нему». 

«Возможно, - предположил он, - есть люди, способные более чутко на это реагировать, быть может, у них есть вдохновение, которого нет у нас. В любом случае нужно с интересом смотреть на происходящее и делать выводы, лишь глядя на результаты. Я не вижу никаких причин поступать иначе и не пожелать этому иеромонаху успеха и добрых плодов от его неожиданного решения».
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Я не могу ни осуждать, ни одобрять отца Фотия, - просто не имею на это права. Если он действующий иеромонах и брал благословение для выступления, то это ответственность его священноначалия». 

«Мне кажется важным не то, что он пел, а как реагируют слушатели. Для многих православных это некий соблазн, несуразица. Потому что иеромонах должен служить в монастыре, и вообще монахом становятся, чтобы уйти от мира и служить Богу, а выступать на шоу - это не цель монашеской жизни, - подчеркнул отец Андрей. - Поэтому некоторые восприняли в штыки выступление отца Фотия, который не имел в виду ничего плохого, и само его выступление не было безобразным». 

«Безусловно, - продолжил он, - есть несоответствие между его саном и передачей, в которой он принял участие. Грубо говоря, мухи отдельно - котлеты отдельно. Все что связано с саном, это вещи, которые для большинства людей не будут ассоциироваться со светским телеканалом. Так что надо обратить внимание на общую реакцию: если в целом отрицательная, то выступление не вполне оправдано».
 
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, напомнил, что ролик с выступлением монахини на итальянском «Голосе» набрал миллионы просмотров. «Пела она, как мне показалось, посредственно, но видимо, из-за пикантности ситуации рейтинги зашкаливали, - полагает пастырь. - Тогда я даже пошутил в своем блоге в "Живом журнале": "Пока православные спят, католики занимаются миссионерской деятельностью", что вызвало гневные отклики некоторых православных. Но тогда в моем понимании это было чем-то вроде слияния католичества со светским обществом». 

«А когда выступил отец Фотий, отклики были другими. Мне позвонила мама, а потом начали писать пользователи. Отзывались они о выступлении отца Фотия восторженно, и я по-другому посмотрел на это, - признался он. - Я подумал, что такие выступления, наверное, могут иметь и миссионерский эффект - люди, видя, что поет монах, и делает это хорошо, заинтересовавшись, посмотрят и другие песни. Вполне возможно, подумал я, это может стать еще одним мостиком между Церковью и светскими людьми». 

«Но в чем-то я согласен с отцом Алексием: еще куда бы ни шло, если бы в этом шоу выступал семейный батюшка. Все-таки монах приходит в монастырь для того, чтобы отречься от мира, от самого себя. Бывали даже случаи, когда первые годы к монахам не пускали родных – мир затягивает. Так что мнение у меня все-таки двойственное впечатление от участия в шоу отца Фотия», - отметил пастырь. 

«Что же касается самого выступления - батюшка спел неплохо, - считает отец Святослав. - Он не кривлялся, не танцевал. Так что я не вижу в этом ничего особо криминального и не каноничного. Если выступал он с разрешения священноначалия, если митрополит Климент разрешил ему это, почему мы должны осуждать отца Фотия? Тем не менее, думаю, такие публичные выступления должно быть исключением: все-таки монахам нужно находиться в монастыре, молиться вдали от светского мира и посторонних глаз».
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «В этих возражениях мне слышится опасная тенденция: призыв к маргинализации христианства. Я тоже монах, только у меня нет ни слуха, ни голоса, так что я не могу судить о таланте отца Фотия. Ну, поет и поет. Он же ничего плохого не делает, не нарушает ни гражданских, ни божеских законов. Если бы он снял рясу, сбежал из монастыря, пренебрег обетами – другое дело. Но он все делает в рамках монашеской дисциплины. Или монах должен безвылазно сидеть в монастыре? Я и сам сейчас не в монастыре, а в общественной организации по помощи матерям и детям». 

«Что плохого в участии монаха, наделенного даром, в общекультурном деле, посвященном песенному искусству? – задается он вопросом. - Любое дело, которое люди совершают на земле, может иметь отрицательные последствия. Если бы монах пошел в публичный дом, была бы беда. Но что он делает такого, за что можно обвинить? Ничего! Я не раз слышал подобные разговоры. На самом деле это вредоносный шум, очередная попытка запудрить людям мозги с тем, чтобы облик Церкви для них превратился в карикатуру».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Проблемы церковной жизни"
Замаячила катастрофа нашей церковной политики
Есть ли шансы поражение обратить в победу?
09.11.2019
Об Иисусовой молитве
И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 2
08.11.2019
Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»
Центр информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии
06.11.2019
Все статьи темы