Проповедь или соблазн?

Известные пастыри неоднозначно восприняли выступление иеромонаха Фотия в шоу «Голос» на Первом канале

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
2145
Время на чтение 9 минут
Как сообщалось, председатель Собора православной интеллигенции, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз выразил недоумение по поводу участия насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонаха Фотия (Мочалов) в шоу «Голос» на Первом канале.

Известные пастыри прокомментировали в интервью Regions.ru выступление иеромонаха Фотия.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что «вначале нужно выяснить, действительно ли отец Фотий получил благословение на свое выступление – а если правда, то, зная митрополита Климента как строгого архиерея, не думаю, что он просто так такое благословение дал». «Видимо, - предположил он, - на это были какие-то причины, и он хорошо подумал, прежде чем отправлять иеромонаха на шоу. Что же касается отца Фотия - он лишь исполнил благословение, какие к нему могут быть претензии?»

«Я сам, правда, все-таки считаю, что не нужно благословлять на такие дела, - признался владыка. - Человек должен подвизаться в монастыре, хвалить своим голосом Бога, умилять людей, но не выступать на сцене, тем более в таких публичных местах. Важно еще вот что: если монаху удастся благодаря своему голосу привести людей ко Христу – это будет благо. Тогда благословение митрополита будет оправдано. Если же это выступление станет соблазном для Церкви, людей - горе тому через кого приходит соблазн. И тут каждый должны делать выводы: и правящий архиерей, и наместник монастыря. Да и сам иеромонах должен задать себе вопрос: "Я соблазнил людей, расколол общество, или, наоборот, через меня пришли люди ко Христу?"»
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Телевидение сейчас очень многими воспринимается исключительно как источник развлечений, причем подчас совершенно несообразных с высокой нравственностью и культурой. И в этом смысле у многих возникает удивление и даже неприятие: как же в этот самый источник входит нечто противоположное. А на самом деле, если говорить здраво, то телевидение должно быть источником просвещения нравственного и культурного».

«Поэтому нужно, чтобы на телевидении как можно больше было представлено именно подобных вещей, - убежден он. - И почему надо воспринимать конкурс "Голос" как нечто некультурное, неприятное и безнравственное? Вовсе нет. Поэтому и участие там священнослужителей, которое наоборот облагораживает этот конкурс, вполне допустимо».

«Кстати, - отметил отец Сергий, - реакция зала на выступление отца Фотия была замечательна. Я видел это своими глазами. И само поведение иеромонаха весьма достойное, и он показал высокую культуру владения голосом, поэтому я не вижу тут ничего ужасного. Наоборот, это надо воспринимать как призыв: "Давайте сделаем любой наш конкурс таким, чтобы в нем участвовали и представители духовенства". Чтобы это было не безнравственное и пошлое развлечение, а значимое с культурной, духовной стороны, и тогда все будет нормально. А конкурсы, которые в принципе неприемлемы для священнослужителей, этим и доказывают, что их лучше не проводить и изъять с телеэкрана. Это развращает нашу молодежь, воспитывает ее на других ценностях и идеалах».

«Участие Церкви в жизни нашего народа и общества, наоборот, должно быть значительно усилено, - призвал пастырь. - А сейчас, к сожалению, в обсуждениях в основном представлены люди, которые подчас имеют и антицерковную, и русофобскую, и антигосударственную позицию. А почему, собственно, так должно быть? Разве служители Церкви - это не представители народа? Они же не с Марса прилетели. Это наш народ выдвигает из своей среды духовное сословие, и это сословие должно представлять позицию наших граждан на всех таких значимых обсуждениях, мероприятиях, в том числе и на песенных фестивалях».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, посетовал, что «в нашей стране произошел отрыв от нормальных традиций. У нас сейчас две крайности: либо что-то сильно духовное, либо абсолютно бездуховное, светское».

«Если вспомнить, в Европе до "сексуальной революции" середины XX века были распространены певческие конкурсы, в которых традиционно принимали участие приходы, монастыри, приходские общины, - напомнил он. - Это ни у кого не вызывало отторжения, так как было естественным течением жизни. Сегодня у нас вследствие вымораживания духовности произошло заметное расслоение общества. Для меня вопрос заключается в том, кто кого перековывает в свою веру? Если выступление иеромонаха действительно способно обратить к вере или как-то раскрыть уже забываемую культуру зрителям этого шоу, я счел бы его оправданным. Но если происходит обратное – погружение духовного лица, да еще монаха, в шоу-бизнес, - безусловно, это недопустимо».

«Что преобладает в мотивах отца Фотия, и что будет в дальнейшем на этом проекте, я не знаю, - признался отец Алексий. - Чем руководствовался он, принимая в нем участие, равно как лица, благословившие его на это выступление, мне тоже неизвестно. Сам я не смотрю шоу «Голос», как, в общем-то, и иные шоу - по причине отсутствия там понятной мне культуры. Как правило, это клоны закоокеанских телешоу. Если предположить, что выступление отца Фотия поможет сохранению и развитию отечественной культуры, пожалуй, его можно одобрить. Но я скептик, и думаю, что звучание в этом шоу даже замечательного голоса, и участие в нем прекрасного человека вряд ли изменит систему шоу-бизнеса, которая сформировалась в нашей стране».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «это ошибка отца Фотия». «Монах - человек, который уходит из мира сознательно. Его задача - внутренне духовное делание, - напомнил он. - Да, оно очень трудное, но молитвами праведников, которые оставили все, чтобы служить Богу в тишине и одиночестве, мир держится. Поэтому, мне кажется, отец Фотий принял неправильное решение. Монахи не должны участвовать в таких мирских мероприятиях. Если вспомнить историю монашества, Антоний Великий возвращался из пустыни в мир, чтобы решать важнейшие церковные дела, а не культурные».

«Что касается белого духовенства, тут тоже важны какие-то продуманные установки - священник находится в гуще жизни, но, очевидно: его сан накладывает на него определенные ограничения. Поэтому решения должны быть продуманными - в каких мероприятиях принимать участие, а в каких нет», - заключил отец Александр.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, подчеркнул: «Не то что в телеконкурсе, а в любых зрелищных мероприятиях участие монаха подпадает под каноническое запрещение. И никакими благими намерениями и возможными результатами этого не оправдаешь».

«У нас известен один священник-киноактер, - но он хоть честно сказал, что ему деньги нужны, у него семья. А тут никакого оправдания нет. Как говорится, страсти играют измученной душой этого монаха. И ему бы по идее хорошую добрую командировку на Соловки или еще дальше, чтобы он понял - так нельзя делать. Тем более в наших современных условиях нельзя компрометировать, подвергать испытаниям звание монаха. Так что мое отношение к этому крайне отрицательное», - заявил отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, признался, что не против попыток священников где-либо выступать. «Я и сам занимаюсь медийной деятельностью, – пояснил он. - Надо только помнить о мере и вкусе, не выходить за рамки того, что называется искусством, поступать именно в высоком понимании этих критериев, исходя из общекультурного их понимания, чтобы это не задевало чувства верующих. А если произведение и его исполнение соответствует высоким культурным образцам, не смешивается с "попсой", то почему бы и нет. Безусловно, когда образцы духовного искусства стоят в одном ряду с попсой, это обесценивает настоящее искусство и вообще выглядит странно».

«Так что важно иметь чувство меры, художественный, культурный вкус, хотя иногда можно позволить какое-то дерзновение, но только как свидетельство о христианской культуре по отношению к культуре светской», - заключил отец Андрей.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, задал вопрос: «А если бы на месте этого иеромонаха оказался апостол Павел?» «Он когда-то пришел в Ареопаг к людям, беседовавшим на отвлеченные темы и развлекавшимся, - напомнил пастырь. - Его почти никто не услышал, но на жизнь некоторых это событие все-таки сильно повлияло. Наверное, если бы оно не повлияло и на нас с вами, вряд ли бы вошло в состав апостольских Деяний. Вот почему нельзя однозначно судить о тех явлениях, которые происходят на наших глазах. Быть может, нам что-то непонятно, мы в чем-то точно не приняли бы участия, но мир изменился, а мы не всегда можем подстроиться к нему».

«Возможно, - предположил он, - есть люди, способные более чутко на это реагировать, быть может, у них есть вдохновение, которого нет у нас. В любом случае нужно с интересом смотреть на происходящее и делать выводы, лишь глядя на результаты. Я не вижу никаких причин поступать иначе и не пожелать этому иеромонаху успеха и добрых плодов от его неожиданного решения».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Я не могу ни осуждать, ни одобрять отца Фотия, - просто не имею на это права. Если он действующий иеромонах и брал благословение для выступления, то это ответственность его священноначалия».

«Мне кажется важным не то, что он пел, а как реагируют слушатели. Для многих православных это некий соблазн, несуразица. Потому что иеромонах должен служить в монастыре, и вообще монахом становятся, чтобы уйти от мира и служить Богу, а выступать на шоу - это не цель монашеской жизни, - подчеркнул отец Андрей. - Поэтому некоторые восприняли в штыки выступление отца Фотия, который не имел в виду ничего плохого, и само его выступление не было безобразным».

«Безусловно, - продолжил он, - есть несоответствие между его саном и передачей, в которой он принял участие. Грубо говоря, мухи отдельно - котлеты отдельно. Все что связано с саном, это вещи, которые для большинства людей не будут ассоциироваться со светским телеканалом. Так что надо обратить внимание на общую реакцию: если в целом отрицательная, то выступление не вполне оправдано».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, напомнил, что ролик с выступлением монахини на итальянском «Голосе» набрал миллионы просмотров. «Пела она, как мне показалось, посредственно, но видимо, из-за пикантности ситуации рейтинги зашкаливали, - полагает пастырь. - Тогда я даже пошутил в своем блоге в "Живом журнале": "Пока православные спят, католики занимаются миссионерской деятельностью", что вызвало гневные отклики некоторых православных. Но тогда в моем понимании это было чем-то вроде слияния католичества со светским обществом».

«А когда выступил отец Фотий, отклики были другими. Мне позвонила мама, а потом начали писать пользователи. Отзывались они о выступлении отца Фотия восторженно, и я по-другому посмотрел на это, - признался он. - Я подумал, что такие выступления, наверное, могут иметь и миссионерский эффект - люди, видя, что поет монах, и делает это хорошо, заинтересовавшись, посмотрят и другие песни. Вполне возможно, подумал я, это может стать еще одним мостиком между Церковью и светскими людьми».

«Но в чем-то я согласен с отцом Алексием: еще куда бы ни шло, если бы в этом шоу выступал семейный батюшка. Все-таки монах приходит в монастырь для того, чтобы отречься от мира, от самого себя. Бывали даже случаи, когда первые годы к монахам не пускали родных – мир затягивает. Так что мнение у меня все-таки двойственное впечатление от участия в шоу отца Фотия», - отметил пастырь.

«Что же касается самого выступления - батюшка спел неплохо, - считает отец Святослав. - Он не кривлялся, не танцевал. Так что я не вижу в этом ничего особо криминального и не каноничного. Если выступал он с разрешения священноначалия, если митрополит Климент разрешил ему это, почему мы должны осуждать отца Фотия? Тем не менее, думаю, такие публичные выступления должно быть исключением: все-таки монахам нужно находиться в монастыре, молиться вдали от светского мира и посторонних глаз».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «В этих возражениях мне слышится опасная тенденция: призыв к маргинализации христианства. Я тоже монах, только у меня нет ни слуха, ни голоса, так что я не могу судить о таланте отца Фотия. Ну, поет и поет. Он же ничего плохого не делает, не нарушает ни гражданских, ни божеских законов. Если бы он снял рясу, сбежал из монастыря, пренебрег обетами – другое дело. Но он все делает в рамках монашеской дисциплины. Или монах должен безвылазно сидеть в монастыре? Я и сам сейчас не в монастыре, а в общественной организации по помощи матерям и детям».

«Что плохого в участии монаха, наделенного даром, в общекультурном деле, посвященном песенному искусству? – задается он вопросом. - Любое дело, которое люди совершают на земле, может иметь отрицательные последствия. Если бы монах пошел в публичный дом, была бы беда. Но что он делает такого, за что можно обвинить? Ничего! Я не раз слышал подобные разговоры. На самом деле это вредоносный шум, очередная попытка запудрить людям мозги с тем, чтобы облик Церкви для них превратился в карикатуру».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В поисках подковы
Новый комментарий от С. Югов
16.04.2024 23:31
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:20
По молитвам прмц.Елисаветы Феодоровны
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:15
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.04.2024 22:04
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29