В Санкт-Петербурге находится с визитом председатель Народного Совета Донецкой Народной Республики Андрей Евгеньевич Пургин. В ходе поездки он встречался с политиками, депутатами, общественными деятелями Северной столицы. 1 сентября Андрей Пургин дал эксклюзивное интервью заместителю главного редактора «Русской народной линии» Александру Тимофееву.
Александр Тимофеев: Вчера глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко опроверг сообщения СМИ о том, что в республике будет проводиться референдум по присоединению ДНР к России. Этот информационный вброс он связал с местными выборами в ДНР, запланированными на 18 октября. Какие ожидания Вы связываете с этими выборами и как бы Вы прокомментировали сообщения о референдуме?
Андрей Пургин: Эти местные выборы являются фактором стабилизации общества. Люди должны ощущать свою сопричастность, напрямую участвуя в жизни государства, ведь чем больше выборов и иного рода влияния людей на государственные процессы, тем устойчивее общество. Поэтому для ДНР большой минус, что до сих пор не были проведены выборы, через которые нужно легализовать местные власти. Эти выборы назначаются в ситуации войны, но, тем не менее, рано или поздно все равно выборы необходимо было проводить. Конечно, не стоит им предавать слишком большого значения, к ним нужно относиться как к нормальному процессу, который должен быть в государстве.
Что касается референдума, то я к нему отношусь не столь категорично, потому что существует определенный запрос на дискредитацию самой идеи референдума. Мы не должны забывать, почему произошла «Русская весна» - это одна из причин нашей борьбы за справедливость, за наше возвращение в лоно русской цивилизации. Наша революция носила мультипликационный характер – экономический, антиолигархический, было немного «левой» направленности, но, тем не менее, это была национально-освободительная борьба. Поэтому я не исключал бы проведение подобного референдума в будущем. Он явился бы логическим завершением определенных процессов. Сегодня пока рано об этом говорить, поэтому вбросы о референдуме являются попытками дискредитации самой идеи включения нас в русский мир. Но идея не мертва. Люди часто недовольны не самими действиями, а тем, что ничего не делается. Но наши действия должны быть направлены на сближение с Россией, с русским народом, на приобщение к процессам, протекающим в евразийском пространстве, к интеграционным действиям России в Евразийский экономический союз и в едином экономическом пространстве. Эти процессы пока носят не политический, а экономический характер, хотя уже есть запрос на общую валюту. Поэтому в целом я не стал бы отметать идею референдума. Западные СМИ раструбили слухи о референдуме, о котором изначально заявила противная сторона, пытающаяся дискредитировать эту идею, которая для нас является конечной целью.
А.Т.: Не могли бы Вы дать оценку современному состоянию Донецкой Народной Республики. Каковы ее политические перспективы?
А.П.: На сегодняшний день ДНР – это форпост, острие русской цивилизации. Республика борется за свою свободу, за правду, за право на жизнь. Мы ни в коем случае не отказываемся от Харькова, Одессы или Днепропетровска. Мы прекрасно помним историю, существование Донецко-Криворожской республики и весь юго-восток Украины воспринимаем как единый индустриальный центр, говорящий по-русски и являющийся частью Русской Православной Церкви. Сегодня в республике весьма тяжелая экономическая и гуманитарная ситуация. Есть определенный кризис идей. Моя поездка в Санкт-Петербург преследует одну из задач начать работу с патриотическо-политической элитой. Мы делимся опытом противостояния оранжевым революциям, западному влиянию через НКО, разъеданию через сектантские структуры. В ДНР востребованы идеологические основы, которые должны формироваться на нашем общем пространстве русского мира, от которого мы себя не отделяем. Мы надеемся, что рано или поздно станем единым центром с Харьковом, Запорожьем, Одессой.
А.Т.: В государственном отношении?
А.П.: Предлагаю отойти от представлений первой половины ХХ века, ибо сегодня понятия суверенитет, государство и независимость поменяли смысл. Теперь не ясно, есть ли в Европе государства, так как там всем заправляет брюссельская бюрократия, спокойно манипулируя государствами. Поэтому в этом случае смешно говорить о суверенитете стран Европы. Поменялись сами понятия «суверенитет» и «независимость», которые ныне являются академическим предметом, а на практике глобализация и развитие общества внесли несметное количество корректив. Независимых стран можно посчитать на пальцах одной руки, и при этом они зависимы от мира и друг от друга.
А.Т.: В России в средствах массовой информации среди публицистов высказываются отличные друг от друга мнения касательно целей, которые преследует руководство ДНР. Желает ли республика присоединения к России? Имеют ли руководители ДНР общую позицию относительно будущего республики или существуют различные течения в политической элите ДНР?
А.П.: Предлагаю не делить мир на черно-белые цвета. Мы не живем в бесцветном мире. Восприятие ДНР и ЛНР зиждется на образе матрешки: есть маленькие, а есть большие матрешки, к которым присоединяется Запорожская, Криворожская республики и т.д. Большая матрешка – это русское цивилизационное пространство, которое ныне строится с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Арменией и т.д. Действует матрёшечный принцип. Поэтому неправильно все упрощать, сводя все к «или», а есть еще «и».
А.Т.: Все же хотелось бы понять траекторию движения ДНР.
А.П.: Раскраска в черно-белые цвета является одним из недобросовестных приемов, который используется НКО и иными структурами для продвижения сетевых оранжевых революций.
А.Т.: Официальные лица ДНР вчера заявили о том, что Киев нарушает Минские соглашения о прекращении огня с 1 сентября. Как Вы оцениваете военную ситуацию в республике и боеспособность армии ДНР? Способны ли Вооруженные силы республики отражать атаки украинской армии?
А.П.: Армия ДНР способна вести оборонительные бои и защитить республику. Я не думаю, что стоит ждать больших проблем. Сегодня военная ситуация в республике сложная, потому что есть политическая, а есть фактическая ситуация. Политическая ситуация состоит в том, что на Украине нет групп, жаждущих большой войны. Конечно, есть отдельные группки, но они не входят в правящую элиту, которая, в свою очередь, желает иметь вялотекущий конфликт, позволяющий держать общество в мобилизационном наморднике, в состоянии, когда можно обвинить любого человека, который чем-то недоволен или выдвигает параллельные концепции, в том, что он работает на Москву и является врагом Украины. Мобилизационное общество позволяет легко и удобно сохранять олигархическую верхушку, которая сегодня управляет Украиной. Но в реальности около 70-80 тысяч составляют группировку со стороны Украины, частью которой являются территориальные батальоны – люди, весьма формально подчиняющиеся украинскому государству. Есть группировки, которые заинтересованы в большой эскалации конфликта. Когда Порошенко встречался с Меркель и Олландом, заверяя весь мир в том, что Киев является приверженцем Минских соглашений и стремится к политическому урегулированию ситуации на Донбассе, в это время в четыре утра зверски расстреливался с крупнокалиберной артиллерии центр Горловки. Целенаправленно разрушали школу, убивали людей, снаряды влетали в квартиры. Это была сознательная вызывающая провокация, совершенно специально во время заявлений Порошенко о мире и о политическом согласии. Сложилась ситуация, когда в десятитысячной группировке почти нет кадровых военных, а лишь солдаты, пришедшие после шестой насильственной мобилизации, имеющие вдобавок много оружия, а также территориальные батальоны. Без политического решения мы сидим с сигаретой на бочке с порохом в надежде избежать взрыва, потому что мы специально не тычем бычком в порох. Такая ситуация крайне опасна.
А.Т.: Вчера произошло много важных событий, в частности, с 1 сентября основной валютой ЛНР стал российский рубль. Кремль оперативно отреагировал в лице пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, который заявил, что переход Луганской народной республики на рубль являлся вынужденной мерой, связанной с тем, что Киев установил экономическую блокаду. Последует ли ДНР примеру ЛНР?
А.П.: Этот вопрос не имеет ответа, потому что Луганская народная республика зафиксировала реальную ситуацию на своей территории. В ДНР ситуация аналогична. Если изначально из 20 касс в магазине одна принимала рубли, а остальные гривны, то теперь в любом крупном супермаркете Донецка найдется лишь одна гривенная касса. 90% товарооборота в ДНР совершается в рублях. Украинская блокада привела к тому, что финансовые, торговые, закупочные потоки развернулись в сторону России и российского рубля. Луганск зафиксировал не политическое решение, а логически завершившуюся ситуацию.
А.Т.: Вы являетесь председателем Народного Совета ДНР. Какие первоочередные задачи стоят перед этим государственным органом?
А.П.: Мы оперативно решаем задачи, которые перед нами ставит исполнительная власть. Это разрешение всевозможных административных коллапсов, которые могут возникнуть без законотворческой деятельности парламента. Также мы решаем задачу создания определенного политического класса. Депутаты – немаловажный политический класс, который заточен на то, чтобы не только писать законы. В ДНР непрофессиональный парламент, в который входят люди, никогда доселе не бывшие депутатами или частью властной элиты. Наши депутаты изначально должны родиться как политический класс, поэтому они много общаются с российскими коллегами, ездят по республике, принимают граждан и участвуют в различных политико-общественных мероприятиях. Парламент должен быть кузницей кадров будущей политической элиты Донбасса. Это не менее важная задача, чем разруливание административных коллапсов.
А.Т.: Каковы сегодняшние связи между ДНР и Россией?
А.П.: На межпарламентских уровнях существует взаимодействие, проходят встречи с депутатами Государственной Думы. Общение происходит на уровне местных и думских парламентариев. Есть попытки поставить взаимодействие на регулярную основу, которая позволит ДНР учиться у опытных российских депутатов, потому что наш политический класс находится на голом месте, наши областные советы являлись выставочным пространством, которые никогда ничем не занимались в унитарной Украине. Депутатская деятельность была общественной нагрузкой, а местные парламенты - клубами по интересам. В Донецкой области в областном совете числилось 120 человек, но когда богатые люди перестали вмещаться в этот список, его расширили до 180 персон. Областной совет не нес никакой политической нагрузки. Это была определенная политическая тусовка, мало решавшая практических вопросов. Ныне ситуация кардинальным образом изменилась, на нас свалился вал практической работы, а между тем профессиональная подготовка наших депутатов находится на низком уровне. Мы должны в срочном порядке использовать опыт извне.
А.Т.: В заключение хотелось бы Вас спросить о нынешнем состоянии церковного окормления населения ДНР. Ведь большинство граждан республики являются православными людьми. Лишены ли они пастырского попечения?
А.П.: Жители ДНР не лишены церковного окормления. Есть множество проблем, заключающихся в том, что украинские военные сознательно уничтожают храмы. В республики частично или полностью разрушено около 70 храмов в результате целенаправленного попадания снарядов. Многие храмы разрушены до основания, но, тем не менее, судя по данным из епархии, количество прихожан увеличивается. Русская Православная Церковь является объединяющим началом, являясь инициатором организации бесплатных столовых. Только в Горловке ежедневно бесплатно питаются 4700 человек. Во многих небольших городках и деревнях Церковь является центром, организующим питание, заботу о стариках и т.д. Некоторые клирики уехали из неактивной зоны боевых действий, но из населенных пунктов, где идут боевые действия, никто из священнослужителей не выехал! Духовенство, пребывая под шквалом огня, не покидает свою паству, испытывая те же проблемы, что и все наше полумобилизованное общество.
7. Re: «Наши действия должны быть направлены на сближение с Россией
6. Re: «Наши действия должны быть направлены на сближение с Россией
5. Re: «Наши действия должны быть направлены на сближение с Россией
4. Re: «Наши действия должны быть направлены на сближение с Россией
3. непонятно
2. Re: «Наши действия должны быть направлены на сближение с Россией
1. Туда-сюда-обратно, тебе-и-мне-приятно