У Бога один день как тысяча лет,
И тысяча лет как один день (2 Петр. 3, 8).
Ту ясную для православного христианина истину, что святые живы и действуют в этом земном мiре подчас более мощно, нежели во время своего телесного здесь пребывания, явил нынче день памяти святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Он создал Русское православное государство, и по прошествии тысячи лет встал во весь свой исполинский духовный рост в качестве его вождя.
Не человеческими только усилиями совершилось в этот день торжество православной веры. В
Москву – как центр вселенского Православия (отнюдь не в порабощенный всемiрным олигархатом Киев) – съехались представители всех поместных Церквей. Сначала они предстали перед небесным Царем – Христом (на Божественной литургии); потом – отправились на прием в священный Кремль, где были встречены правителем России Владимиром. А привлек их сюда Патриарх, также носивший мирское имя Владимир. Всё это не простые совпадения, но действие Божественного Промысла.
Согласитесь, трудно представить подобный прием у глав государств, в пределах которых расположены иные главенствующие кафедры поместных Церквей: в Стамбуле, Александрии, Дамаске, Иерусалиме, Афинах, Никосии, Софии, Белграде, Бухаресте, Тбилиси, Варшаве, Праге, Вашингтоне, Тиране. Правители этих стран либо, в лучшем случае, равнодушны к Православию, либо не свободны в своих действиях. Так что нравится это кому-то или нет, Россия возвращается к своему историческому призванию – быть хранительницей и защитницей вселенского Православия.
Духом святой князь Владимир присутствовал всюду, где совершалась служба в его честь. Но особенно его дух царил в Храме Христа Спасителя. Он освятил своим земным подвигом союз на Руси Государства и Церкви, союз правителя и предстоятеля церковного. И этот дух Святой Руси проник в современность, чтобы вдохнуть в нее жизнь, чтобы наполнить ее высшим смыслом служения Христу.
Когда в Храме Христа Спасителя возглашалось многолетие, прежде был помянут Патриарх, затем – «тезоименитый Президент России
Владимир Владимирович Путин», и уже после – «преосвященнейшие митролиты, архиепископы, епископы» и т.д. Думаю, в этом многолетии прозвучал соборный голос русского народа. Так и должно быть, ибо соборность не подвид якобы родового понятия демократии, как утверждают некоторые, плохо разобравшиеся в вопросе люди, а нечто принципиально иное. Это голос совести верующего народа, это глас Божий. И раздается он не на шумных выборах или митингах, а в священной тишине предстояния Богу.
Посвященная Великому Князю Владимиру служба в Храме Христа Спасителя научает нас тому, что именно к таким событиям, а не к прениям на телепередачах, должно быть приковано внимание людей, желающих быть в центре кардинальных общественно-политических перемен, как это издревле повелось на Руси.
Патриарх в своей глубокой по содержанию, но сказанной на одном дыхании, проповеди много цитировал «Слово о законе и благодати» преподобного Илариона, митрополита Киевского, современника Великого Князя Ярослава Мудрого, в котором со святым дерзновением впервые прославляется креститель Руси. Напомнив о сокрушении святым князем языческих идолов, Святейший показал воочию куда более страшных идолов современности, которые губят души людей. Патриарх отметил, что святой князь прослыл в народе с ласковым именем «Красное солнышко», которое дали ему не приближенные, а самые простые люди, потому что своим светом он согревал подданных и приближал их ко Христу, являя им живой пример истинной веры, подкрепленной делами. И Святейший призвал всех верующих к деятельности, к личному духовному подвигу, без которого невозможно преображение общего Отечества.
На сугубой ектении звучала молитва из чина Торжества Православия о преодолении разделений и водворении единства и любви. Эта единодушная молитва, надеемся, принесет свои плоды.
По окончании службы были освящены хоругви – победные знамена Церкви - с изображением равноапостольного правителя Руси. Они должны направиться во все епархии Русской Церкви как руководство к действиям на местах в духе святого князя.
На приеме в Кремле «тезоименитый Президент России» сказал: «Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации.
Принятие христианства было основано на глубокой любви князя Владимира к родному Отечеству, на его серьёзных духовных размышлениях, на поиске единого начала, способного сплотить народ и объединить разрозненные земли.
«Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её», – говорит «Повесть временных лет». Прекратив междоусобицы, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства».
Человек, произнесший эти слова, и сам действует в духе святого князя. Он не дал на разорение супостатам крещенскую купель равноапостольного Владимира – древний Херсонес. Он поддерживает свою власть не страхом, а милостью. Он доступен для народа, и этим утверждается принцип единоначалия, могущий противостоять хищным поползновениям олигархов.
В ответном слове Патриарх озвучил мысли, которые вполне можно назвать продолжением слов Президента: «религиозный выбор русского правителя был ещё и выбором христианского уклада, общественной жизни, стиля культуры и образа мышления, выбором некоего цивилизационного кода, отличающегося тем, что на основе христианских ценностей создалось такое общественное устройство и сформировались такие общественные отношения, которые в равной степени открыли возможности для человека любой религии и любых взглядов жить вместе с большинством народа, не чувствуя своей ущербности и не подвергаясь дискриминации. Замечательно, что эти принципы, которые, конечно, как в семени, были заложены во времена князя Владимира, и сегодня процветают, давая возможность существования и мирного развития нашей страны».
Затем Патриарх обратился непосредственно к В.В.Путину: «Хотел бы обратить особые слова поздравления к тем, кто носит имя святого равноапостольного князя, в том числе к нашему Президенту. Вы сегодня двойной именинник, и по имени, и по отчеству.
Именоваться в честь крестителя Руси – это, конечно, и честь, и ответственность. Желаю Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, и всем, кто сегодня празднует день тезоименитства, всегда видеть своего небесного покровителя в качестве высокого, великого примера. И, со своей стороны, верю, что святой князь Владимир простирает своё покровительство над всеми, кто носит его имя и кто продолжает его дело».
А что же Киев, древняя купель русского народа? И он, в лице верных чад Русской Церкви торжествовал в честь своего крестителя, и сюда прибыли, пусть и более скромные, делегации некоторых поместных православных Церквей, чтобы принять участие в богослужении. Как сообщил официальный представитель УПЦ МП, в Крестном ходе, состоявшемся после литургии, которую возглавил блаженнейший митрополит Онуфрий, приняли участие до ста тысяч человек.
Кого не было с торжествующей в Киеве Русью? Не было нынешних правителей. Порошенко праздновал в кампании с раскольником лжепатриархом Денисенко. А его речь явилась отвратительной пародией на возвышенную проповедь русского Патриарха и мудрую речь русского правителя. Вслед за своими лукавыми наставниками он лгал и клеветал на историю и современность. Он говорил о крещении Украины в 988 году, о знаменитых «украинских» князьях – Владимире и Ольге, о «первом украинском митрополите» Иларионе, хотя никакой «Украинской митрополии» в X-XI веках, как знает всякий мало-мальски знакомый с отечественной историей, не существовало. Порошенко клеветал на Россию, говоря об ее агрессии. И с особым ожесточением призывал на головы своих врагов кары небесные.
Все, казалось бы, в его речи было продумано. Не хватало одного – поддержки народа и благословения Божия. Не может пребывать такое благословение на клеветнике, на подпитывающем раскол в Церкви и разжигающем вражду, сеющем смерть. Не внял святой князь молитве Порошенко, потому что духом своим он более сроден со Святополком Окаянным, убийцей святых сыновей Владимира Бориса и Глеба. Прибыли на встречу с Порошенко представители украинских религиозных деноминаций из США и Канады. И как некогда Святополк бежал из Киева, преследуемый страхом, так, быть может, скоро побежит в США или Канаду сам Порошенко, который силится утвердить свою власть не милостью, а страхом.
Бог внемлет не тем, что сеют расколы и ненависть, как тот же лжепатриарх Филарет, ездивший в Америку просить оружия для продолжения бойни, а тем, что ищут любви и примирения. По окончании Божественной литургии Патриарх Кирилл произнес в молитве следующие слова: «Еще молимся Тебе, Спасителю нашему, чрез благовернаго великаго князя Владимира благоволившему избрати род наш в наследие Свое и в купели Крещения даровати Духа Святаго, о еже Церковь нашу Святую от расколов и нестроений соблюсти, в единомыслии веры ея утвердити, и миром оградити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй».
Уместным здесь будет привести одно известное пророчество праведного Иоанна Кронштадтского: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу: крепкая своей верой в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия