Уместно ли ношение хиджаба в школе?

Православные священнослужители о религиозной традиции и светском образовании

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
1296
Время на чтение 9 минут
Подавляющее большинство наших соотечественников (74%) ответили «нет» на вопрос «Левада-центра»: «Допустимо ли посещать занятия в учебных заведениях в хиджабе?», сообщает Regions.ru.

36% «скорее не одобряют» и 38% «определенно не одобряют» этого. Только 18% не считают необходимым запрещать мусульманским девушкам приходить на учебу в таком виде, а каждый пятый (9%) не имеет мнения на этот счет.

Резче всего против хиджабов в учебных заведениях настроены москвичи: против высказался 91% жителей столицы. Кроме того, чаще среднего «против» бывают настроены пожилые люди.

Отметим, что хиджаб – это не паранджа, закрывающая лицо, а платок, прикрывающий волосы. Напомним также, что примерно до начала 1960-х гг. головной убор (шляпку или платок) на людях носили все женщины и в Европе, и в России: этого требовали нормы приличия. Правда, сейчас эта норма забылась: даже воцерковленные православные женщины чаще всего покрывают голову только в храме.

«Чем, на ваш взгляд, объясняется столь решительное неприятие мусульманской одежды в учебных заведениях? Разрешили бы вы школьницам ходить в платках, если бы это зависело от вас?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что здесь мы имеем дело с целым наслоением стереотипов.

«Речь идет в основном о высших учебных заведениях, потому что представить себе отдельно исламскую, православную, иудейскую школу – это можно, и такие есть в той же Москве. Там принята определенная форма одежды, как раз ходят в головных уборах, и это не вызывает никаких вопросов. Высшее образование формировалось в рамках жесткой конфессиональной ориентации. В основном это были университеты при Церкви, основным предметом в университетах была теология. Они были христиански ориентированными. Поэтому и коллизия такая: сталкиваются две мощные традиции – создатели системы высшего образования и другая конфессиональная ориентация. Мне кажется, именно с пониманием этого и надо формировать принципы: высшая школа сейчас светская, принимают в вузы не по конфессиональному признаку, но историческая традиция принадлежит христианской конфессии. Конечно, в Иране или еще где-то это будет иначе, но в России и Европе именно так. Необходимо соблюдать уже установленные светские нормы. Понятно, что мы, православные, тоже хотим, чтобы женщины носили платки, и не только в церкви, но мы этого не требуем. Значит, требовать, чтобы так было у других, тоже нет необходимости. Тем более, хиджаб - не просто платок, а идентифицирующий конфессиональную принадлежность элемент одежды», - отметил священник.

«Что касается школ, тут есть критерий регионального характера. Понятно, что в нашей Рязанской области, как и во всей центральной части России, где доминирует православное сообщество, должны существовать принципы терпимости и взаимного уважения к нашим традициям. Равно как если мы приедем в Татарстан, мы должны уважать местные традиции. Там имеют право и возможность носить платки, а православные иконы в публичных местах будут неуместны. В целом проблема ношения платков больше надумана, идет это со времен СССР, поскольку министерство образования действует советским методом, подавляя все конфессии, кроме атеизма», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что «хиджаб – это все же не просто платок, а именно часть одежды, которая выглядит для наших современников декларативной в отношении определенной религиозной принадлежности».

«Причем ислам многими нашими светскими соотечественниками рассматривается именно как нечто агрессивное или даже связанное с террористическим намерениями. Действительно, это не всегда имеет прямое отношение к исламу в чистом виде, а нам известны разновидности исламской сектантской культуры. Часто это не нейтральное обозначение религиозной принадлежности, а именно агрессивное. Хотя платок, хиджаб каждый имеет право носить в общественном месте. Так что тут противоречие. С одной стороны ощущение исходящей угрозы, а с другой стороны некий общий дресс-код, который требует, чтобы все были одинаковы, а это тоже принуждение. У нас нет единого идейного единства, понимания, чтó есть норма одежды, поведения в современном светском обществе. У нас нет общего знаменателя, абсолютного требования, кто как должен быть одет, поэтому такие противоречия, разнобои и страхи», - подчеркнул священник.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», заявил, что лично он не видит ничего страшного в том, что люди следуют своим религиозным предпочтениям в одежде.

«В некоторых европейских странах ношение хиджабов в учебных заведениях запрещено, в других нет. Думаю, протест москвичей и других россиян вызван, в первую очередь, тем, что люди воспринимают их не просто как религиозную одежду, а как демонстрацию желания приезжих установить у нас свои порядки. Если эти религиозные нововведения в одежде и поведении основаны именно на желании привнести нечто свое, новое, или вызваны протестом против того, что уже существует, мне кажется, хиджабы носить не стоит. Последствия всего этого могут быть нежелательными. Если же это религиозное установление, я не против, хотя и здесь должна быть умеренность, - ведь так можно дойти и до ношения паранджи. Интересно все же, чем вызвано внезапно возникшее желание носить хиджабы в учебных заведениях? Раньше, в советское время, такого не было и в мусульманских республиках, а значит, сейчас это явное нововведение даже для родителей девочек, которые так ходят в школы. Мне кажется, нужны дополнительные исследования причин, по которым стали носить такую одежду. Пусть поработают социологи, историки, другие специалисты - тогда и можно будет принимать решение», - подчеркнул о. Михаил.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «такая постановка вопроса вызвана не серьезными жизненными обстоятельствами или противоречиями – она, скорее, носит какой-то провокационный характер».

«Почти в любой религиозной традиции маленьким девочкам и девочкам школьного возраста никто не предписывает покрывать голову вне храма. Поэтому проблема, на мой взгляд, надумана. Это тот случай, когда на чем-то концентрируют внимание, чтобы не решить проблему, а создать ее. Не думаю, что такие ответы люди давали в свете последних событий: "Левада-центр" готовит опросы заранее, это серьезная организация. И этот опрос, скорее всего, готовился до того, как произошли трагедии, связанные с деятельностью ИГИЛ. Да и появление самого ИГИЛ, по сути, спровоцировали – проявили неоправданную агрессию против мусульманских стран, и получили такую реакцию. Не проявляйте агрессию, и реакции не будет», - заключил он.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, рассказал, что, когда он учился в школе, девочки иногда ходили в платках – например, когда хотели скрыть неудачную стрижку, или после педикулеза.

«Но разница между платком и хиджабом все же есть. Сейчас хиджаб ассоциируется, в первую очередь, с деяниями, которыми "прославили" себя "Братья-мусульмане", ИГИЛ, террористы и так далее. Обратите внимание: на листовках, развешанных в общественных местах, потенциального террориста представляют в виде человека в хиджабе. И таких листовок в городах-мегаполисах больше, чем в провинциальных. Как следствие - ассоциация у наших соотечественников: хиджаб – террорист. К сожалению, небезосновательная. Отсюда отрицательное отношение к ношению хиджаба. По-человечески хочется уважать традиции представителей различных конфессий и религиозных групп, но боюсь, вслед за разрешением носить хиджабы возникнет вопрос о легализации многоженства, возможности ношения буддистских религиозных нарядов. Думаю, "подтянутся" и нетрадиционные религиозные объединения, желающие носить свою нетрадиционную религиозную одежду. Поэтому лучше носить одежду светскую. Так будет меньше поводов для провокаций и расшатывания устоев наших образовательных учреждений», - считает священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что нет ничего плохого, если женщина прикрывает голову в знак смирения.

«Но реакция москвичей, да и остальных россиян мне понятна: мы представители другой культуры, и у многих демонстрация иной традиции вызывает отторжение. Происходит столкновение двух культур. Кроме того, многие, не разбираясь, ставят знак равенства между традиционным и радикальным исламом. А последние события у многих людей вызывают тревогу. С радикальным исламом у людей ассоциируются и хиджабы. Чтобы не было конфликтов, мусульманкам, носящим хиджабы, наверное, лучше обучаться в специализированных классах или в религиозной школе. Считаю, нам нужно искать компромисс. Не стоит идти на конфликт, чтобы отвоевать право ходить в платке. К тому же многие мусульмане - богатые люди, и открыть исламскую школу для них труда не составит. Есть православные школы – ну, пусть будут и исламские. Решение, которое бы устроило всех, найти нетрудно, было бы желание», - заключил о. Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, заявил, что ему трудно судить, почему люди столь категорично выступают против ношения хиджабов, но высказал свою точку зрения.

«В школе к учащемуся предъявляют определенные требования. Они его дисциплинируют и ставят знак равенства между всеми учениками независимо от их национальной, религиозной принадлежности или уровня доходов родителей. Мне кажется, это очень важный принцип, который всегда декларировался в школе. Кто бы ты ни был - сын богатого купца, аристократа (если, конечно их дети наравне со всеми посещали занятия), или из простой семьи, все равно должен соблюдать определенную форму одежды. Я выступаю за то, чтобы этот принцип соблюдался в школе, а дети не соревновались бы в том, у кого более дорогая или модная одежда – это очень сильно разрушает психику ребенка и приводит к нездоровым отношениям в детском коллективе. Думаю, в вопросе с хиджабами надо иметь в виду этот же принцип. Необходимы какие-то нормы, - например, школьная форма, которую должны носить все дети. Поэтому ношение хиджабов, на мой взгляд, в школе нежелательно», - продолжил он.

«Часто люди, которые выступают с крайне либеральных или антицерковных позиций, говорят: "Тогда не нужно носить и крестики". Да, если ребенок носит крестик как украшение, демонстрируя его, это тоже неправильно. Нательный крест должен быть скрыт под одеждой. Тем не менее, все-таки нельзя сравнить христианский крест с одеждой, если она заметно меняет облик человека, ее носящего. А вот небольшие знаки отличия, которые не выбиваются из общей формы, принятой в учебных заведениях, вполне допустимы. Ни в коем случае нельзя запрещать и мусульманскую атрибутику, но все-таки хиджаб - нечто другое. Это не просто символ принадлежности к религии, он несет определенную смысловую нагрузку. Думаю, это, прежде всего, некое ущемление и демонстрация второстепенности роли женщины в обществе, знак ее покорности – мужу, Богу… И хиджаб слишком контрастирует с обликом других учащихся. Думаю, именно это лежит в основе резкого неприятия хиджабов в обществе. Не говоря уж о том, что многие атрибуты мусульманства ассоциируются с современными террористами, с ИГИЛ – думаю, это тоже влияет на настроение людей, которые так категорично отвергли возможность ношения хиджабов», - заключил священник.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил: «Наверное, плохо, когда люди приходят в театр в джинсах и кедах, а не в костюмах и вечерних платьях. И одежду для храма нужно надевать, когда идешь именно туда. А в школе, мне кажется, все ученики должны одеваться так, как большинство людей. Различие показывает неравенство».

«Говорят, мусульманкам нельзя ходить по-другому. А почему нельзя? Они что, не люди, что ли? Я был в Турции и видел там мусульманок, которые ходят в шортах, с пирсингом и с тату – нормальные мусульманские девчонки. А в мечеть они одеваются так, как этого требуют их традиция. Вообще, мне кажется, идет какая-то наглядная агитация из Саудовской Аравии. Например, татарская национальная одежда всегда была традиционной. Но нет, теперь саудиты говорят: "Одевайтесь, как положено в Саудовской Аравии, а то, как вы одевались раньше – плохо". Это рушит уклады. И хиджабы в школы, мне кажется, надевают, чтобы показать неравенство, отделить себя от других школьников, сразу заявить: "Мы не такие, как вы". А вообще я плохо представляю себе, как вызывать девочку в хиджабе к доске, спрашивать у нее урок и тем более говорить, что она его плохо выучила. Это все равно, что человека во фраке вызвать из оркестровой ямы и начать с ним диалог во время действа на сцене. Те, кто носят хиджабы, вызывают ощущение специфической религиозной традиции или карнавала – у кого как», - продолжил он.

«Вообще мне нравится школьная форма. Я застал последний год, когда ввели новую, синего цвета. Мне казалось, это здорово и демократично. Она мне очень нравилась. Хорошая была форма, не знаю, почему ее отменили. Ну а сейчас давайте будем ходить в хиджабах? - Мне кажется, это неправильно. Я понимаю, если, к примеру, монах приехал с каким-то поручением в Москву, и гордо идет по улице в своей монашеской одежде. Но мы же не увидим его в театре, да и в школу преподавать его тоже, наверное, не пустят. Мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы дети сами себя чувствовали и комфортно, и в равном положении. Другое дело, если речь идет о каких-то закрытых учебных заведениях, - да и там не всегда носят религиозную одежду. Я знаю много монастырей, где есть приюты для девочек: приют-пансион при Покровском Хотьковском ставропигиальном женском монастыре, при Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре, в Свято-Никольском монастыре города Малоярославца. Но девочки там одеты нормально, никто не наряжает их как послушниц или монахинь. А вот в храм они действительно приходят в платочках», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52