Азы Христовой любви

Великорецкий Крестный ход вновь собрал паломников со всей страны на берегах реки Великой

0
459
Время на чтение 9 минут
Вновь благодарю Господа за то, что позволил прикоснуться к чуду Великорецкого Крестного хода. Это незабываемое событие, драгоценная жемчужина, зародившаяся в сердцевине земли русской более 600 лет назад, притягивает к себе из глубины веков всех людей без различия возраста, пола, образования, житейского опыта, соединяя их в воедино, нанизывая молитвы каждого паломника в молитвенное ожерелье славы Господней, славы святителя Божьего Николая. Любовь нашего народа к Николушке Угоднику, своему милостивому заступнику и ходатаю пред Господом, как нигде более искренне и полно изливается в делании Крестного пути, следовании по обету предков за честной его иконой шаг за шагом, по песку и глине, по асфальтовому шоссе и лесным колдобинам, преодолевая дождь и солнцепек, шепча молитвенные слова и постепенно укрепляясь верой.

Мне кажется, главное, чему нас, новоначальных христиан, «работников одиннадцатого часа» учат трудности Крестного хода - это терпению, из которого, как пишет апостол Павел, рождается опытность, научающая нас надежде, «а надежда не постыжает», поселяя в наших сердцах доверие к Божией любви. Вступая на путь Великорецкого Крестного хода, мы полностью доверяемся Богу на шесть дней пути во всем: где будет отдых, какой будет пища, какая будет погода - ливень или зной, даже в том, как поведут себя твои собственные ноги – смогут ли они нести твое тело до благословенной цели. Лично от тебя зависит только одно – молиться и крепко надеяться, что святитель Николай все устроит, хотя и больно, и невмоготу становится подчас. А еще временами возникающее ощущение явственного присутствия Божия рождает в душе страх и трепет, а с ними мысль, что уж лучше не думать ни о чем – так милостиво и чудно исполняется в Крестном ходу то, что невзначай пожелалось.

Несмотря на тяготы этого пути, поток крестоходцев с каждым годом все увеличивается - видимо, велико в русском народе стремление земным путем приобщиться к опыту духовной жизни. Известны исторические свидетельства, что до революции в Вятке на проводы Крестного хода, который тогда частично проходил по реке, собиралось более 100 тысяч паломников. В нынешнем, 2015 году, вятские средства массовой информации сообщили, что праздник в Великорецком посетило около 100 тысяч человек! Цифра серьезная, и совсем недавно – лет 15 назад – фантастическая, но, тем не менее, реальная. Со своей стороны, соглашусь, что на этом празднике паломников было гораздо больше, чем в прошлом году. Это особенно заметно по поздней литургии, самой многолюдной из четырех, служащихся в этот день в Великорецком. Молящихся на берегу реки Великой за митрополичьей службой, которую возглавляет владыка Вятский и Слободской, всегда бывает много, но на этот раз народ стоял буквально всюду, где только можно стоять, весь берег реки перед храмом-алтарем, от края до края сосновых склонов и вокруг часовни над источником был густо усыпан празднично одетыми людьми.

Каждый новый Крестный ход кажется мне самым удивительным и благодатным. Воспоминания о нем становятся драгоценностями, каждая из которых освящена душевным теплом и благодарностью к святителю Николаю, позволившему заметить, почувствовать и пережить бывшее. Рассказывать о них можно долго, что мы и делаем, встречаясь с друзьями с прихода, с которыми вместе бредем по Вятским увалам или знакомясь с новыми попутчиками, втягивающимися в орбиту Великорецкого Крестного хода. В этом году таким неожиданным попутчиком, прикоснувшимся к таинству путешествия чудотворного образа святителя Николая на реку Великую, стал епископ Уржумский и Омутнинский Леонид – глава Уржумской епархии, входящей в Вятскую митрополию. Владыка Леонид назначен на эту кафедру недавно - осенью прошлого года, а до того нес послушание благочинного в Санкт-Петербурге, в храме Успенского подворья Оптиной пустыни – в моем приходе.

И как промыслительно Господь устроил эту встречу! Владыку хорошо знают многие прихожане Успенского подворья, и несмотря на его перевод в Вятские края, высокое и ответственное назначение, не теряют с ним связь, поддерживая общение через интернет. Собираясь в Крестный ход, мы получили известие, что епископ Леонид будет участвовать в Великорецких торжествах и намеревается пройти первый участок Крестного пути до села Макарье. Сообщившая эту новость сестра вспомнила, как несколько лет назад на Успенском подворье рассказывала о Великорецком ходе тогда еще иеромонаху Леониду, и как тот вздохнул с сожалением, что ему, по монастырскому послушанию, скорее всего, никогда не участвовать в этом Крестном шествии. И вот, мы узнаем, что епископ Уржумский и Омутнинский Леонид будет сослужить митрополиту Вятскому и Слободскому Марку молебен в Успенском соборе Вятки перед выходом Великорецкого образа в Крестный ход!

Наверное, очень нужна была нам эта встреча, потому что она все-таки состоялась, несмотря на то, что график у епископа напряженный, условия Крестного хода зачастую вносят какие-то изменения в действия его участников, и мобильная связь время от времени отказывает. На привале в Макарье, когда наш небольшой отряд прихожан-петербуржцев, изведав первые прелести Крестного пути под палящим солнышком с «диагнозом» + 30 градусов в тени, лежал под сенью скромных кустиков за оградой церкви, нас нашел владыка Леонид. Обрадовавшись долгожданной встрече, мы повскакали с пенок, окружили владыку, такого знакомого и внезапно-доступного, одетого в черный подрясник, напоминавший то недавнее время, когда всех нас объединял подворский храм на Васильевском острове.

Владыка улыбался широко и сердечно, как будто все мы самые задушевные его приятели, и с первых слов в нашем кружке установился простой, доверительный тон разговора. Нас интересовало, прежде всего, мнение епископа о Крестном ходе, впечатления, которые он успел получить за первый день пути. Владыка Леонид рассказал, что еще раньше ему приходилось слышать, что люди идут в Крестный ход с некоторой целью, а точнее просят у святителя Николая исполнения определенных своих желаний. Кто хочет найти вторую половину, кто молит о чадородии, кто-то хочет определиться в жизни - и со временем человек получает просимое.

Но сейчас из разговоров паломников он услышал, что сам Крестный ход так затягивает, что у некоторых даже появляется какой-то азарт. Действительно, такое состояние приходится наблюдать у некоторых паломников. Однако в Крестном ходе неуместно соревнование: кто большее количество лет пройдет или, кто меньше будет отдыхать на привалах. Епископ заметил, что каждому следует честно разобраться, что заставляет его, пройдя до реки Великой один раз, вновь и вновь браться за подвиг Крестного пути? Тут беседа наша прервалась, привал закончился, а владыке Леониду нужно было возвращаться в Уржум, но он пообещал, что свои размышления о Крестном ходе запишет и поделится с нами, что и сделал после. Однако слова его о том, чтобы каждому разобраться, что же зовет его на берега Великой, запали в душу, став для нашей группы камертоном этого паломничества.

Вот что пишет Епископ Уржумский и Омутнинский Леонид о Крестном ходе: «Никто не будет спорить, что Крестный ход, а особенно такой продолжительный, который собирает паломников не только со всей России, но и длится почти неделю, – это величайший подвиг. Совершая подвиг, мало кто задумывается, что это слово означает. С. И. Фудель, – духовный писатель, философ и богослов, – в своих воспоминаниях пишет: «Слово “подвиг” имеет корнем “двиг”, “сдвиг”, то есть движение. Подвиг есть всего только движение к Богу». Все те подвиги, которые Господь нам помогает совершать, должны нас постепенно подвигать, приближать к Богу. Они нас учат молиться, учат общаться с Богом.

Не важно, сколько человек пройдет Крестных ходов, даже какой отрезок пути в одном Крестном ходе он сможет одолеть, важно, чтобы это ему помогло приблизиться к Богу. Важно, чтобы предпринятый подвиг способствовал воцерковлению человека, становлению в нем истинного христианина, помог научиться предавать себя в волю Божию и жить по святым заповедям Божиим.

К сожалению, не все мы это понимаем. Часто видим, как человек легко проходит не один Великорецкий Крестный ход, а в храме появляется редко, не участвует в таинствах Церкви и не живет христианской жизнью. Такое явление наблюдается в среде паломников крестных ходов, подвигаемых на совершения таких трудностей различными причинами (азартом, соревнованием и даже гордостью).

Господь, как чадолюбивый отец, дает нам просимые нами блага, исполняет наши просьбы, но не для того, чтобы мы остались теми же. Он откликается на наши прошения единственно для того, чтобы мы изменились, чтобы подготовить нас к вечной жизни, чтобы эти исполненные просьбы приблизили нас к Нему. Бог должен стать центром нашей жизни, наша воля должна сообразоваться с Его святой волей. Только тогда мы станем Его, Христовы, и наше наименование «христиане» станет действительным, отражающим жизнь Христову в нашей жизни.

Понимание этого – есть путь к получению самого главного блага: чтобы наша жизнь наполнилась смыслом и стала христоцентричной, когда Христос становится центром нашей жизни, и все наши мысли и движения совершаются только ради Него».

Перечитывая эти строки, возвращаюсь мысленно к великорецким дням, вспоминаю, как товарищи мои, превозмогая усталость, помогали друг другу, стараясь подбодрить, облегчить, чем возможно, тягость пути. С какой благодарностью принимается любое участие и помощь от незнакомых, рядом идущих людей, с каким радушием вятичи угощают вымотанных путников кто - ключевой водой, кто - горячим чаем, кто - соленым огурчиком или вареньем, и понимаю, что над всем этим царит любовь, та самая, христианская, о которой говорит владыка. Начиная с самого простого, с внимания друг ко другу, с умения, через собственное бессилие, заметить нужду ближнего и поддержать, да хотя бы улыбкой – ничего, мол, брат, святитель Николай с нами, дойдем! Может, кому-то покажется слишком просто, но, когда тебе самому невмоготу, то без молитвы, без призывания имени Христова, и на эту-то малость сил не хватает. Вот и учит нас святитель Николай азам Христовой любви.

Невозможно быть исполненным Христовой любви и не любить Отечество, и этому тоже учит путь Великорецкого Крестного хода – так властно влекут к себе просторы Вятских увалов, бесконечная череда холмов и равнин, цветущие поля и леса-леса-леса. О том, какая красота встречает путников в самом Великорецком на берегах реки Великой, и как чудно Господь сохранил ее в первозданном виде от посягательств богоборцев, желавших стереть память о святом месте, много написано, но лучше увидеть самому. Расскажу напоследок лишь эпизод с одного из переходов на пути к Медянам. Чтобы добраться до этого села, крестоходцы преодолевают долгий и крутой подъем, который в любую погоду дается нелегко: если солнце – скрыться от пекла и пыли негде, если дождь, то осклизлая глина превращает холм в катальную горку.

Кажется, вот вскарабкаешься на вершину и рухнешь, закрыв глаза. И тут, поднимаясь на самый верх, замечаю группу паломников, которые неподвижно стоят и смотрят в одну сторону. Гляжу туда и вижу… Россию! Дух захватило от открывшегося с высоты великолепия убегающих в синюю-синюю даль зеленых полей, перелесков, холмов, деревушек. Рядом замерли такие же, пораженные дивным видением, крестоходцы. Насмотревшись вдосталь, уставшие от дороги люди, как будто укрепившись духом от увиденной живой красоты родной природы, напитавшись ее силами, продолжили свой путь во славу святителя Николая, по обету предков. 
 
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии» 
 

 
Великорецкий Крестный ход

 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 
Великорецкий Крестный ход
 

 
Великорецкий Крестный ход
 

 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Леонидовна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Леонидовна Бархатова
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59