Как сообщалось, в замке Эльмау на юге Германии 8 июня завершился двухдневный саммит глав государств и правительств стран Группы семи.
Итоги саммита G7 прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Группа восьми возникла в 1975 году по инициативе президента Франции Валери Жискар д’Эстена, который недавно посетил Россию и высказался против исключения нашей страны из G8. Но нужно уточнить, что не было никакого исключения, ведь Группа восьми – это неформальный международный институт, который не подразумевает ни устава, ни членства, ни иных формальных рамок. Как показывает практика, подобные организации также необходимы. Есть официальные международные институты, где все делается по уставу и регламенту, годами закрепляясь в международном праве. Однако иногда лидерам стран надо быстро и оперативно согласовать некоторые политические моменты, поэтому появилась Группа семи, где лидеры напрямую обмениваются мнениями по текущим событиям. Решения G7 носят рекомендательный характер, но ведущие страны могут договориться о том, чтобы совместно действовать в официальных международных организациях. Долгое время Группа семи была институтом западных государств, где они согласовывали свои позиции. Во второй половине 20 века были три центра силы: США, Европа, Япония. Эти страны согласовывали общие действия, прежде всего, в экономике и политике. В1990 году Михаил Горбачев обратился с просьбой принять Советский Союз в Группу семи, расширив эту организацию до G8. После окончания саммита в Лондоне лидеры западных стран провели встречу с Горбачевым, но
СССР не приняли в свою структуру. Иначе обстояло дело с ельцинской Россией, которую поддерживал Запад. Наша страна шла на большие уступки, поэтому включение в G7 некоторые рассматривали как поддержку прозападного российского курса. В свою очередь, Запад ожидал, что наша страна продолжит идти на уступки, превратившись в младшего партнера США. Однако россияне выступили за самостоятельное и независимое развитие России. Нас объединяет много общего с европейскими странами, но мы имеем свои особенности.
Включение России в Группу семи, которая превратилась в G8, имело большое значение и для самой организации, так как она охватила все северное полушарие: Владивосток, Ванкувер, Северная Америка, Европа и Евразия. С приходом России G8 превратилась в глобальную организацию. Кроме того, наша страна стала представлять интересы новых развивающихся стран таких как, Китай и Индия, а также государств – экспортеров нефти, потому что все члены Групп восьми являлись импортерами черного золота. Только совсем недавно США примкнули к экспортерам нефти.
Когда Россия в конце 20 века вступала в G7, ее члены являлись высокоразвитыми странами мира, на их долю приходилось более половины всей мировой экономики, мирового промышленного производства. Ныне ситуация изменилась, экономической державой №1 становится Китай, на втором месте – США, а на третью позицию вышла Индия. Остальные члены G8 вылетели из первой десятки наиболее экономически развитых стран. Восходящие страны-гиганты: Россия, Китай, Индия, Бразилия образуют новую семерку, экономика которой больше экономики G7. В прошлом году из-за событий на
Украине лидеры G7 не приехали на саммит в Сочи, когда Россия была председателем саммита. Я уже говорил, что в организации отсутствует процедура исключения из Группы, поэтому эти семь стран просто не приехали в Россию, тем самым, сорвав этот саммит. Они провели скомканный аналогичный форум в Брюсселе. Ныне лидеры G7 провели встречу в Баварии, но теперь эти страны уже не представляют более половины мировой экономики. Группа семи – это саммит бывших лидеров, собрание пенсионеров. Ныне в мире сменился лидер. Представьте себе, что в забеге на длинную дистанцию один спортсмен долго лидировал, но не рассчитал свои силы, поэтому на финише его обходит более удачный соперник. Так же обстоит дело с G7. Мир являлся на протяжении 500 лет европоцентричным, с момента открытия Колумбом Америки, европейцы стали вырываться вперед и Европа стала центром мировой политики и экономики. Но затем центр силы переместился в Северную Америку, потому что США являются продолжением европейской цивилизации. Европейцы и американцы думали, что их гегемония продлится вечность, но в мире нет ничего вечного – рухнула Римская Империя и иные великие государства. Ныне более удачливые конкуренты обошли лидирующих полтысячелетия стран. Лидеры Группы семи еще не могут до конца осознать свое изменившееся положение в мире. Участие России, страны с огромными возможностями и потенциалом, могло быть позволить G7 остаться лидирующей глобальной организацией. Но из-за узкополитических интересов лидеры Группы семи оттолкнули Россию. Вместо того, чтобы выступать консолидирующим центром, притягивать к себе новые страны, они отталкивают другие государства, что свидетельствует об ущербности их политики. Когда организация является мировым лидером, то она приглашает другие страны, но G7 уже не может убедить в своей правоте, так как в основе лидерства западных стран лежат не только выдающиеся научные, экономические достижения, но и несправедливые формы организации мирового порядка. В свое время страны Группы семи получали огромные прибыли и доходы, перераспределяя мировое богатство в свою пользу и в ущерб другим государствам.
Если в начале 21 века Германия продвигала и развивала свои отношения с Россией, уступив ей своей место председательствования в G8 в 2006 году, то восемь лет спустя немцы уже явились одним из инициаторов исключения России из этой организации. Подобные события отразятся на российско-германских отношениях. Сейчас США, западные страны и Россия исповедуют разные идеологические ценности. Наша страна выступает за сохранение национальных интересов и за отстаивание своих ценностей, права на самостоятельное развитие. В свою очередь, западные страны объединились в Европейский Союз, в котором растворились национально-государственные особенности, свои оригинальные черты. Объединенная Европа уже потеряла национальные ценности и интересы, попав под влияние США.
В свое время Германия включала Россию в Группу восьми, потому что это не только давало возможность развиваться европейской экономике, но и делало Европу самостоятельным игроком на мировой арене.
Ныне G7 называют группой 1+1, где тон задают США, выдвигая все установки для всех остальных стран организации. Во времена членства России, когда Германия и Франция проводили независимую политику от США, в Группе восьми происходили дискуссии, возникали споры, в которых рождалась истина. Нынешняя встреча в Баварии напоминает инструктаж, когда США наставляют своих вассалов. Лидеры западных стран внимательно записывают установки Обамы. Репортерам становится не интересно, ведь для того чтобы узнать, как будет вести себя Берлин, Париж или Лондон, достаточно съездить в Вашингтон и разузнать о планах США. Поэтому на пресс-конференции большинство журналистов задавало вопрос о России: вернется ли наша страна в G7 или не вернется? Другие вопросы не обсуждались, ибо все было решено заранее в ущерб Европе и в пользу США, стремящихся сохранить свое глобальное лидерство. Сейчас влияние G7 на мировую политику и экономику сузилось, ведь появились иные форматы. Как говорит пресс-секретарь Президента России, эти организации эффективны, потому что за ними стоит реальная экономическая мощь – рост, развитие и перспективы. Когда разразился мировой кризис в 2008 году, G8 не смогла эффективно его разрешить, поскольку представляла уже меньшую часть мировой экономики. Поэтому вспомнили о Группе двадцати. Когда отмечали наступление третьего тысячелетия, то в ООН в 1999 году собрали представителей 20 наиболее развитых экономик мира. Но более этот формат не собирался, так как не был востребован, потому что работали существовавшие институты. В 2008 году вспомнили о двадцати развитых странах, и этот формат теперь работает регулярно. Россия принимает в нем активное участие. В G20 западные страны уже в меньшинстве, поэтому этот саммит не лишен серьезных споров, ведь Обама уже не может выступать в роли инструктора. В прошлом году были попытки ограничить участие России в саммите двадцатки в Австралии, но они нашли непонимание у большинства членов этой организации. Премьер-министр Австралии начал хамить русской делегации, нашему лидеру, но подобное поведение не украсило австралийскую дипломатию.
В формате БРИКС собираются пять стран-гигантов, представляющих все основные континенты: Азию, Евразию, Африку, Америку. Россия в этой группе председательствует, будущий саммит пройдет в Уфе. Россия активно участвует в других форматах или руководит ими. Поэтому не приходится говорить об изоляции нашей страны. Группа семи, отказавшись от сотрудничества с Россией, ничего не приобрела, а наоборот, начала подсчитывать потери и убытки от своего решения исключить нашу страну из G7. В свое время через Россию предлагали Китаю присоединиться к G8, но руководство Поднебесной поблагодарило за приглашение и заявило, что вступит в Группу восьми, но только тогда, когда возникнут соответствующие условия. Китайские дипломаты оказались достаточно дальновидными. Китай вместе с Россией сформировал БРИКС, ШОС, заняв ведущие позиции в G20. Это свидетельствует о том, что формат Группы семи принадлежит к 20 веку. Если бы не монополия западных стран в СМИ, то саммит G7 прошел бы еще менее заметно. Если когда-то Группу семи называли клубом мировых лидеров, то теперь это клуб середнячков.