8 мая Президент России Владимир Путин принял в Кремле председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, сообщает пресс-служба Кремля. Председатель КНР прибыл в Москву с официальным визитом по приглашению главы Российского государства. По итогам российско-китайских переговоров принято Совместное заявление об углублении всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, а также Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». В присутствии лидеров двух стран подписан солидный пакет двусторонних документов.
Об итогах российско-китайских переговоров и негативной реакции либералов рассуждает в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Эти злопыхатели –даже не либералы, а западники, которые в 90-ые годы были во власти, приведя страну не к либерализму, а к олигархии. Эти деятели не оставили после своих реформ никакой т.н. либеральной экономики, а только олигархический капитализм, который мог привести страну к украинскому сценарию.
Западники ХIХ века были независимыми от иностранных грантов, в отличие от их современных последователей. Они стремились брать на Западе лучшие образцы культуры и науки. Ныне только лишь в США создано более 12 тысяч неправительственных организаций, финансируемых американским правительством через различные каналы. В 90-ые годы российским политикам предлагали не только сотрудничать с этими организациями, но и отдавать на откуп месторождения страны. До развала Советского Союза была подготовлена Энергетическая хартия, согласно которой все энергетические месторождения в Европе объявлялись общим достоянием европейцев. В документе речь шла не только о совместной разработке, но и о том, что западные организации имели право подать соответствующую заявку и добиться получения того или иного месторождения в России. При возникновении споров – недоплата налогов, нарушение экологии - вопрос разрешался в европейском суде, а не в российской юрисдикции. А когда Россия робко спрашивала об иных областях сотрудничества, то ей дерзко отвечали: «Не беспокойтесь, все останется по-старому». Самое смешное, что либеральное правительство России подписало эту Энергетическую хартию, но парламент ее не ратифицировал.
Например, Россия сотрудничала с американской компанией Excel Mobil, с которой были запланированы совместные проекты в Арктике, но в Вашингтоне приказали не иметь никаких дел с Москвой, поэтому эта компания наряду с General Motors ушла из нашей страны. Ныне китайцы замещают американцев на российском рынке. По мнению наших либералов, сотрудничество с западными компаниями – это хорошо и правильно, а сотрудничество на аналогичных условиях и по тем же правилам с Китаем – это плохо. Либералы преследуют не интересы России, а выгоду для групп мирового капитала, которым они симпатизируют или косвенно их представляют. Если бы в России появилась прокитайская партия, то стали бы говорить все с точностью да наоборот: сотрудничество с Китаем – хорошо и правильно, а с Западом – плохо.
Ныне в современном мире происходят серьезные геополитические сдвиги. Напомню, что в конце 80-ых годов
СССР также попал в серьезную экономическую ситуацию, однако у государства не было опыта выхода из подобных масштабных кризисов, отсутствовали финансовые фонды, резервы, поэтому все вопросы решались под кредиты. Западные страны давали Горбачеву кредиты исключительно на политических условиях. Прекрасно известен печальный итог сей политики. В то время СССР некому было помочь, ведь Запад контролировал 70-80% мирового производства, финансового рынка, поэтому раздражить США означало обречь страну на раннюю или позднюю гибель. Правительство Мосаддыка в Иране, которое национализировало американские компании и выступило против сотрудничества с американцами на кабальных условиях, недолго продержалось, и было свергнуто в 1952 году, а СССР противоборствовал с Западом почти полвека.
Сегодня Запад производит меньше половины промышленной продукции, Европейский Союз, уповавший на рыночные механизмы, провел деиндуструализацию стран ЕС. Капитал идет туда, где выше прибыль и меньше издержка, где больше дешевой силы и потребителей. Подобный сценарий произошел в Азии, куда ушли капиталы, которых перетянули технологии. Ныне в азиатско-тихоокеанском регионе выпускается более 50% мирового ВВП. Ныне происходит переоценка ценностей, но во главе западных стран элиты находятся лидеры, сформировавшиеся в период победы в Холодной войне, которые предпочитают использовать экономические, финансовые ограничения, энергетические бойкоты. Они желают любую страну поставить на колени.
Советники Обамы готовят ему речь, в которой докладывают о том, что экономика России разорвана в клочья, но, быть может, они переписывали речь с конспектов 80-ых – 90-ых годов?! Однако экономика России держится, наша страна вызывает интерес у инвесторов. Могу с уверенностью заявить, что китайцы не занимаются благотворительностью, я их неплохо знаю, а на днях снова уезжаю в Поднебесную на форум, где будут обсуждать проект «Экономический пояс Шелкового пути». В начальной стадии обсуждения совместных проектов китайские коллеги критиковали Евразийский Союз, говоря о том, что есть еще более лучший проект «Экономический пояс Шелкового пути». Но Россия выступала за Евразийский Союз, поэтому руководство двух стран пытается найти компромисс в сочетании Евразийского Союза с проектом китайцев. Заинтересованность Китая в России свидетельствует о том, что у нашей страны есть перспективы, ведь множество стран желали бы видеть у себя китайские капиталы.
Западные лидеры бойкотировали празднование великой Победы. Но 10 мая приехала
Ангела Меркель, подчеркивающая на всех конференциях, что у России и Германии существуют огромные политические разногласия, которые она не намерена урегулировать. Если бы она имела желание их решать, то заявила бы, что были разногласия, но мы их преодолеем. Меркель приехала для решения экономических вопросов, быть может, даже для обсуждения отмены санкций. Наши либералы любят говорить, что Россия экономически разгромлена, но канцлер Германии более информированный человек в силу своего положения и обстоятельств, поэтому она не рассматривает Россию как страну, которая заключает неудачные контракты, и чья экономика лежит в руинах. Меркель хочет договариваться о дальнейшем экономическом сотрудничестве, ведь свертывание отношений с Россией ведет к серьезному сокращению ВВП Германии.
Против России применили все санкции, которые были использованы против СССР, но наша страна устояла, ее экономика не развалилась, а продолжает развиваться, поэтому такие страны, как Китай, Индия, Южная Африка стали сближаться с Россией вместо того, чтобы испугаться и в панике припасть к лидерам США и Европы со словами: «Простите нас, мы вам возражали, поэтому мы больше так не будем. Мы видим, как серьезно вы наказали Россию». Нет, эти государства понимают, что Западу можно спокойно противостоять, ведь он производит менее 50% мировой промышленности.
В свою очередь, Китай заявил о создании инвестиционного банка восточной Азии, капитал которого сопоставим с МВФ. Американцы отказались в этом участвовать, но 56 стран, в том числе союзники США, согласились вступить в этот проект. Как говорится: дружба дружбой, политика политикой, а в экономическом плане этот банк станет вторым по влиянию в мире, а через несколько лет и первым на всей планете.
В мире происходят серьезные геополитические сдвиги. Политика санкций, давление, сохранение тех преимуществ, которые были достигнуты на предыдущем этапе развития мирового сообщества, уже не соответствуют реалиям. В былые времена подобные ситуации разрешались с помощью мировых войн. В свете этих рисков парад Победы на Красной площади также имел цель упредить военный вариант развития событий. Россия восстановила армию, налажены союзные отношения с Китаем в военной сфере, поэтому я надеюсь, что хватит мудрости у поколения, выросшего в годы Холодной войны, не развязать мировую войну.
Новое поколение политиков, которое придет через одно-два десятилетия будет иным и станет воспринимать силу Китая и восстановившуюся мощь России как реальность, ища компромиссные варианты. Например, в ту же Вторую мировую войну лидеры США, Великобритании долго заседали вместе с руководством СССР, признавая страну, которую 10-15 лет тому назад считали страной-изгоем.
Ныне закладывается конфигурация, очерчиваются контуры мира, который будет через 10-15 лет, когда завершится переход от однополярного к многополярному миру, в котором Россия должна занять достойное место. Надо обсуждать именно эту тему, а не отдельные контракты. Подход либералов ошибочен, ведь они ратуют за подписание контрактов с Западом, который им симпатичен и ругают за договоренности с Китаем, который недолюбливают. В корне неверно рассуждать в духе: нравится – не нравится. В геополитике и геоэкономике есть серьезные правила: лидеры стран должны действовать, исходя из национальных, геополитических, глобальных, макроэкономических интересов. Если симпатии, личная дружба совпадают с экономическими и геополитическими интересами, то хорошо. Если не совпадают, то приходится жертвовать симпатиями. Однако если продолжить исходить из симпатий, то будет нанесен ущерб своей стране в пользу третьих стран.