Сегодня часто и по делу и без дела, к месту и не к месту говорят о глобальных вызовах. А на самом деле глобальный вызов только один – это ответ человека, семьи, народа, на вопрос «жить или не жить?»
В этом контексте абсолютный вызов - это Страшный суд, который поставит пред лицом Смерти и Жизни не только каждого человека, каждый народ, каждое государство, но и все человечество. Пред лицом этого вызова все исчезает, и остается только истина, как в плавильном огне остается только чистый металл. Именно пред лицом этого вызова – вызова вызовов мы и должны понять, каким должно быть российское воспитание, какой должна быть стратегия его развития.
Понимаю, что для большинства российских людей слова о Страшном суде – это не более, чем вопрос о том есть ли жизнь на Марсе. А для большинства верующих людей - это закрытый вопрос, потому что есть слова Евангелия: «О Нем знает только Отец Небесный» (Мф. 24:36). И поэтому мы не можем знать ни дня, ни часа Страшного суда.
Однако сводя этот вопрос к этому евангельскому ответу, не оказываемся ли мы в роли фарисеев, о которых Христос сказал: «Лицемеры. Приметы неба понять можете, а примет времен нет» (Мф.16: 2-3).
И если говорить о приметах, то я бы напомнил следующее: сколько людей потешалось и потешаются над Библией, и особенно над Апокалипсисом, считая его вообще бредом. Но пока богоборцы заходились в сатанинском хохоте и сходили с ума от лютой ненависти, доказывая что наука разоблачила ложь и мракобесия религии, и они отказываются от нее, потому что религия служит угнетению человека, а наука обеспечит всем и почти всех сделает счастливыми, именно наука и подготовила все необходимое для Страшного суда.
Поэтому не пришло ли сегодня время наконец-то опомниться в своем ерничестве и спросить себя: «Стоп. А разве не сбывается Апокалипсис на наших глазах? Разве не отравлено не то, что треть травы, моря и леса, а уже вся трава, весь лес и все море? Разве не приготовлены печати на «чело и десницу»? Разве не наготовлено столько ядерного оружия, что им можно не один, а множество раз сжечь землю? А если добавить сюда АЭС, нефте-и газопромыслы, нефте- и газопроводы, химическую промышленность и т.д., то горючего хватит на то, чтобы десятки раз сжечь Землю.
Но разве религия подготовила все это? Нет. По «иронии истории» все это сделала та самая наука, которая, по мнению богоборцев, была самым главным и важным средством разоблачения религиозного дурмана, суеверия и мракобесия.
«Ну и что нам теперь ждать Страшного суда и ничего не делать?» - тут же воскликнет либеральная часть нашей интеллигенции.
Да нет, надо не Страшного суда ждать, о сроках которого, мы ни то, что года, даже века знать не можем, а просто наконец-то понять, что если в своем прогрессивном беге мы заменили стулья пороховыми бочками, то это вовсе не значит, что мы ничего не должны делать, потому что сегодня вечером все взлетят на воздух, а это значит, что теперь в доме нельзя курить, и тем более разводить огонь, иначе и в самом деле в любой момент все взлетят на воздух.
Соответственно, если мы наготовили дров столько, что их хватит на то, чтобы несколько десятков раз спалить Землю, и дело осталось только за спичкой, чтобы это жуткое пламя вспыхнуло, то надо подумать, что станет этой спичкой и как не зажечь спичку.
А этой спичкой, как свидетельствует Новый Завет, станет полная потеря веры, полная духовно-нравственная деградация людей и общества; человека и человечества. Чтобы убедиться в этом достаточно открыть Новый завет и прочитать абсолютно точный ответ. И звучит он так: «Когда приду на Землю, застану ли веру хоть в ком-нибудь» (Лк. 18:8). Святитель Игнатий Брянчанинов разъясняет этот ответ следующим образом: «Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия "и безопасности: тогда внезапно постигнет их пагуба" (1Сол.5:3); тогда внезапно наступит кончина мира, которой он, в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать» .(Свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»).
Итак, Страшный суд начнется тогда, когда человечество дойдет до дна своего отступления от Бога в следствие своего окончательного духовно-нравственного падения. И при этом мы должны ставить вопрос не о сроках Страшного суда, которые так любят объявлять разные секты, а о том, чтобы понять: человечество уходит от Страшного суда или приближается к нему? Давайте задумаемся над историей человечества Нового времени: за это время человечество приблизилось или удалилось от Бога?
Конечно же, удалилось. И это видно во всем: стремительно быстрыми темпами идут дехристианизация, деэтизация, рассоциализации, деидеологизация, депедагогизация и т.д. человечества, идет дефамилизация, т.е. распад семьи и т.д.
Но человечество даже не замечает этого, и даже не задумывается о гибельной опасности этих явлений. Состояние воистину аналогичное состоянию перед Всемирным потопом. Об этом Иисус Христос свидетельствует: «Они ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17:27).
Чем современное общество отличается от допотопного общества? Единственно, что грехи современных людей возросли невиданно по сравнению с грехами тех людей. И опасность грехов современных людей многократно опаснее тем, что допотопные люди не знали истинного Бога, и Господь тогда не восходил на Голгофу, чтобы спасти каждого человека. После Рождества Спасителя, его Крестной смерти, его Воскресения и Вознесения, создания Церкви – все знают об истинном Боге. Поэтому тяжесть греха богоборчества, бездуховности, безнравственности после пришествия Христа возрастает многократно.
Конечно, наша либеральная интеллигенция, тут же заявит, что я воюю с наукой, потому что Церковь всегда воевала с наукой. Конечно, уместно спросить, а когда Православная Церковь воевала с наукой? Сколько ученых она отправила на костер? Или хотя бы в тюрьму? Когда она вообще осуждала науку? И на худой конец, не вижу я, чтобы кто-то из православных ученных публично сжигал свои научные дипломы и аттестаты. Нет, дело не в науке.
Наука сама по себе не является ни средством служения истине и добру, ни средством получения доходов. Объективно, наука– это вещь, зависимая от смысла жизни общества. Каково общество, такова и наука. Общество духовно и нравственно, и наука служит духовному и нравственному обогащению общества, служению истине, облагораживанию природы, украшению всей окружающей среды, всего мира. Смысл жизни общества - служение мамоне, и наука становится средством получения прибыли любыми способами. Что же касается науки как средства решения вопроса бытия Божия, то наука-это одно из средств в решении этого вопроса. Более того, наука знает множество способов доказательства бытия Божия. Но она не знает ни одного доказательства Его небытия. Однако, с гордостью говоря, что большинство современных ученых атеисты, мало кто задумывается над тем, что ученые, потерявшие Бога, тут же объявляют и то, что никакой души нет. А отбросив душу тут же теряют и человека.
«Какая душа?- вновь вскричит наша либеральная интеллигенция, – Ведь наука доказала, что никакой дущи нет. И психология доказала, что никакой души нет».
Это какая же психология доказала? Часом не американская, изучая крыс и мышей, бегающих по лабиринтам. Хотя, если заставить бегать по тем же лабиринтам тех же экспериментаторов, разве результаты будут другими? Странно. Атеисты любили обличать религию в том, что она доказывала свои утверждения с помощью разных махинаций. Но доказательства отсутствия души с помощью крыс – это не махинация?
Но в том-то и дело, что человек без души, - это такое же невозможное существо, как животное без жизни. Оставила жизнь животное и скоро от животного останутся одни воспоминания. Покинула душа человека и человек перестает быть человеком.
И становится понятным, что эпоха Просвещения, многое сделавшая для человека, в тоже время совершила самое страшное для него - она потеряла собственно человеческое в человеке, и тем самым она потеряла то, что веками нарабатывало человечество и его гении в поисках сущности человека, подменив понимание человека частными антропологическими открытиями, например, физиологическими.
В чем состояло главное антропологическое открытие Аристотеля? В том, что он понял, что человек от всего живого отличается разумной душой. Эта идея, по-настоящему была раскрыта в христианском богословии.
Эпоха же Просвещения, не успев доказать, что Бога нет, а то и вовсе вслед за Ницше провозгласив: – «Бог умер», тут же похоронила и душу человека. Но похоронив душу – она похоронила и человека, потому что душа и есть то, что отличает человека от всего живого, то есть то, что делает человека человеком. Воистину сбылись слова И.С.Аксакова: «Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».
Но человек без души – это даже не животное, как свидетельствует Библия, а скот бессмысленный. И здесь мы вместе с Раскольниковым, кричавшим: «Разве я старушонку убил? Я себя убил!» - должны воскликнуть « Разве я Бога потерял? – Я человека потерял!»
Но направив человека на путь антропологической деградации, эпоха Просвещения поставила на грань разрушения и всю окружающую среду, всю Землю, отравив все: почву и воду. Более того, она повернула всю природу на путь ее полного разрушения. Что такое земля? Сегодня фактически грунт, которой без удобрений уже ничего не дает. Наука сделала генномодифицированные семена, которые не дают потомства. Но ведь когда-то грунт не будет давать хлеб, сколько не бухай в него удобрений. И семена не смогут прорастать в растения.
Так теряя в себе образ человеческий, человек закономерно разрушает все окружающее, а себя обрекает на непрерывное падение, падение в пламя Страшного суда.
Тогда не пришло ли время понять следующее. Если час Страшного суда целиком и полностью зависит от уровня духовно-нравственного состояния человечества, то нельзя ли хотя бы приостановить его духовно-нравственную деградацию? А еще лучше пойти по пути духовно-нравственного возрождения, с тем, чтобы дать возможность нормального существования обществу и людям?
Духовно-нравственное возрождения начинается с восстановления полноты духовной и нравственной жизни человека. А для этого необходимо полноценное духовно-нравственное воспитание.
Что такое духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования и развития души человеческой.
Самым важным в возрождении духовно-нравственного воспитания является воссоздание его оптимального содержания. А для этого надо понять, что подобно тому как в основе любого вида воспитания лежит свое оптимальное содержание: так для умственного воспитания лучшим содержанием является система научных ценностей; для эстетическо–художественных и т.д., точно также для духовно-нравственного воспитания есть свое оптимальное содержание - система традиционных религиозных ценностей.
Разумеется, ни один вид воспитания не обходится только своими базовыми ценностями, а непременно включает в свое содержание и ценности других сфер и культур. Соответственно, и духовно-нравственное воспитание включает в себя массу других ценностей: общечеловеческих, общегосударственных, народных, научных, эстетических и т.д.
Но, основу, безусловно, составляет система религиозных ценностей. Если их нет, то нет и духовно-нравственного воспитания: в лучшем случае есть компенсаторное воспитание, а компенсация не может заменить само явление, саму вещь, подобно тому, как хороший слух не может заменить зрение, но только в какой-то мере его компенсировать.
Но, как скоро мы ставим вопрос о религиозном содержании духовно-нравственного воспитании, так сразу же мы сталкиваемся с глубочайшим расколом общества, отдельных социальных сфер, в том числе науки и культуры по отношению к этим ценностям. Более того, именно по отношению к религиозным ценностям проходит самый глубинный раскол общества, человечества; раскол, который сегодня определяется как раскол между либеральной и консервативной частью общества. И содержательной, ценностной основой этого раскола является отношение этих частей к религиозной традиции, к традиционному христианству, другим традиционным религиям. Либеральная часть общества, даже признавая на словах христианскую традицию, реально ее все равно отрицает, поскольку ее религиозная позиция состоит в том, что не человек должен жить по заповедям Божиим, а Бог должен действовать по тем законам и правилам, которые считает приемлемым для Бога либерал.
Консервативная часть сознательно или бессознательно ориентируется на традиционное христианство, стараясь жить в соответствии с ее нормами, заповедями, ценностями. В самом же консерватизме есть люди, требующие абсолютной консервации традиции, а есть люди ее развивающие.
Конечно, на первый взгляд позиция либералов с их главным тезисом: «Все во имя человека, все для блага человека» предпочтительнее, особенно на фоне тех христиан, которые говорят: «А для нас на первом месте Бог. Мы на первое место ставим Христа!»
Но в том-то и дело, что в этой позиции христиан есть глубочайшая ошибка, и откровенная ущербность. И эта ущербность состоит в том, что в ней нет понимания, что для христианства человек не менее значим, чем для либерализма. И для христианства человек стоит на первом месте. А в противном случае, ради чего Христос вочеловечился и принял крестную смерть? Он же принял крестную смерть «нас ради и нашего ради спасения». Значит, в христианстве человек считается куда большей ценностью, чем в либерализме, потому что ради человека Иисус Христос взошел на Голгофу. Человеческое сознание даже близко не способного понять масштаб и цену этой жертвы. Значит различие во взглядах на человека в либерализме и христианстве не в приоритетности человека и Бога, а в исходно-определяющем понимании человека, в кардинальной разнице понимания смысла и образа жизни человека.
Для либерала смысл жизни ограничен получением благ, все равно каких благ в этой земной жизни. И соответственно вся стратегия жизни построена на получении все большего и ничем не ограниченного получения благ. Идеал такого общества – современное общество потребления. Вот почему либерализм все время идет по пути расширения дозволенного человеку. Наверное, нет ничего, чтобы современное либеральное сознание не разрешило человеку. Разве с одним внешним ограничением, чтобы самого либерала никто не трогал, и никто не мешал его счастью.
Но в том-то и дело, что человек не только существо телесно-интеллектуальное, но и духовно-нравственное. И следовательно, человек должен жить не только по законам жизни существа телесно-интеллектуального и социального, но и духовно-нравственного. И жить он должен по объективным духовно-нравственным законам, т.е. заповедям которые человеку дал Бог. Неисполнение этих законов, нарушение их есть беззаконие. А таким людям уже две тысячи лет назад сказано: «Уйдете от меня все творящие беззакония». И все творящие беззакония безусловно уйдут в ад. «И будет там плач и скрежет зубов» (Мф.13: 38-42).
Вымысел? Но почему так страшно для человека современное либеральное общество, о котором более ста лет назад К.Н.Леонтьев писал: «Если можно жить и действовать при подобных условиях, то как же было бы не жить и не действовать спокойно при учреждениях новых и столь мягких?.. Однако мы видим, что нигде люди на этих мягких учреждениях остановиться не могут, и все цивилизованное человечество теперь несметной толпой стремится в какую-то темную бездну будущего...бездну незримую еще, но близость которой уже на всех мало-помалу начинает наводить отчаяние и ужас!.. (с.273) (Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) / Общ. ред., сост. и коммент. Г.Б.Кремнева; вступ. ст. и коммент. В.И.Косика. – М.: Республика, 1996. – 799 с.)
Напротив, христианство говорит, что человек может быть подлинно счастлив только в том случае, если он живет не только с учетом телесно-интеллектуальных и социальных законов, но и законов развития своей бессмертной души. При этом высшей целью и смыслом жизни для христианина становится обретение жизни вечной. А спастись, т.е. наследовать жизнь вечную, человек может только в одном случае, если он будет жить по заповедям Христовым, потому что заповеди Христовы – это и есть истинная норма жизни человека. Отступление же от нее ведет к наполнению земли и общества грехом, что приводит в конце-концов к разрушению и окружающей среды, и самого человека.
Следовательно, различие между либерализмом и консерватизмом заключается не в степени любви к человеку, а в самом понимании человека, понимание образа его жизни, понимании оптимальной траектории его развития.
«Как узко», - говорят либералы. Христианство все время ограничивает человека и поэтому христианство не должно диктовать свои правила человеку. Религия вообще должна быть частным делом каждого человека. А общество должно быть толерантным.
Но в том-то и дело, что общество либо живет, либо не живет по истинным законам. Эти законы объективны, их нельзя самому установить. И нельзя самому установить норму добра и зла. Зло также не может уживаться с добром, как ложка дегтя в бочке меда. Заставьте либералов есть такой мед. И общество должно понять, что не могут жить вместе добро и зло. При этом добро надо сеять, а зло взойдет само. Чтобы был хлеб, надо посеять пшеницу. И при этом по пшенице вырастут и сорняки. Но если не посеять пшеницу, то сама по себе она вообще не вырастет. А вырастут только сорняки.
Таким образом, для того, чтобы человек жил успешно, он должен жить по истинным законам. А чтобы сформировать нравственного, духовного человека, мы должны его воспитать. А для этого должно быть системно организовано духовно-нравственное воспитание, в основе содержания которого лежат традиционные религиозные ценности.
Чтобы создать оптимальную систему духовно-нравственного воспитания, мы должны понять очень важную педагогическую истину – реально систему ценностей человек усваивает не от абстрактного воспитателя, учителя, а через те или иные социальные педагогические институты, важнейшими из которых являются семья, школа и социум, представленный множеством сфер от Церкви до армии. Нельзя воспитать христианина в нехристианской семье, нельзя воспитать нравственного ученика в безнравственной школе, нельзя воспитать святого человека в обществе охваченном грехом.
И как только мы понимаем, что вопрос успешного воспитания – это вопрос полноценного духовно-нравственного состояния этих институтов, так сразу же становится понятным, что самым страшным результатом богоборческого эксперимента в нашей стране стали не разрушенные храмы и уничтоженные святыни, самым страшным стало разрушение самого образа этих социальных институтов.
При этом если Советский Союз сформулировал свой идеал этих социальных институтов, - в стране строили советскую семью, советскую школу и советское общество, и это единство идеалов семьи, школы и общества позволяло добиваться значительных успехов в воспитании, то теперь мы даже не знаем, какую семью, школу и общество формируем. Разрушен сам образ семьи, школы, общества, и соответственно самого воспитания. Мы никак не можем понять, что разрушенный идеал человека, семьи, общества – это не менее страшная трагедия, чем убийство человека, семьи и общества. Убитая семья есть убитая семья. Но если в обществе потерян идеал настоящей семьи, то жизнеспособной семьи все равно не будет. Растянутость смерти семьи во времени не отменяет факта ее смерти.
И понеся эти, по-настоящему жуткие потери, мы даже не догадываемся об истинной опасности этих потерь. Задумаемся над следующим фактом. Мы все время возмущаемся преступлениями разрушителей храмов. Но над ними, их детьми и внуками уже давно совершен «Божий суд». Суд более беспощадный, чем суд людской. И наказание более страшное, чем наказание, которые понесли гонимые в застенках НКВД. Не думаю, что смотреть всю жизнь не бесконечные страдания болеющих страшными недугами детей и внуков легче, чем муки любого заключенного в ГУЛаге. Да и какой бы человек не пошел на Соловки, чтобы не видеть страдания своих детей и внуков.
На самом же деле самым страшным в Советском Союзе стало то, что произошло переформатирование идеалов важнейших социальных институтов на их менее истинные формы.
Однако постсоветская Россия не только не вернулась к истинным идеалам социальных сфер, но и вовсе потеряла эти идеалы. Поэтому давайте задумаемся на минуту, что мы потеряли. Более пятисот лет - от Крещения до середины XVI века - потребовалось русскому народу, чтобы создать идеальную модель семьи – православную семью; семью как «домашнюю церковь», «малую церковь», ту самую Церковь во главе которой стоит сам Иисус Христос; сделать ее массовой формой семьи русского народа. Создание этого идеала семьи стало началом русского демографического чуда, начавшегося в XVI веке и позволившего русскому народу в начале XX века стать одним из самых великих народов.
Разрушили этот идеал за несколько десятилетий советской власти, заменив православную семью идеалом советской семьи. Демографические показатели стали намного скромнее.
В постсоветский период вообще отказались от какого-то идеала семьи. Результат? Сегодня все решают демографическую проблему России, разумеется в классическом российском варианте: кто виноват? Разумеется, ответ сводится к словам известной песни: «люди разное про нас говорят, все решают кто из нас виноват». В данном же случае: то ли женщины, которые не хотят рожать; то ли мужчины, которые не хотят кормить.
А на самом деле рожает и кормит детей не женщина и не мужчина, а семья. И чем более благополучна семья, тем больше в ней детей. А благополучие ее, как и любого явления, определяет ее норма. Чем ближе семья к норме, тем больше в семье детей. Норма семьи – моногамная семья, а идеальная норма семьи – семья «малая церковь». Теперь эта форма семьи, как массовая форма семьи России, разрушена. Сколько времени теперь потребуется страна, чтобы восстановить такую семью? Во всяком случае, одним десятилетием дело не обойдется.
Но семья не только рождает, но и порождает человека. Она всесторонне формирует его, в том числе и духовно, и нравственно. Духовно-нравственное воспитание начинается в семье и проходит всю жизнь человека в семье. Чтобы это воспитание в семье проходило, также естественно и органично, как происходит в семье обучение языку, необходимо иметь семью в наибольшей степени этой задаче соответствующей. А такой формой семьи является православная семья. Значит, сегодня надо воссоздать традиционную семью, семью как малую домашнюю церковь.
Итак, для успешного духовно-нравственного воспитания в семье должна осуществляться осознанная целенаправленная стратегия восстановления традиционной российской семьи: семья – «домашняя церковь».
Восстановление традиционной семьи важно и с точки зрения восстановления истинной «технологии» семейного воспитания. Самый главный недостаток в понимании форм и методов духовно-нравственного воспитания в семье состоит в том, что мы на автомате методику школьного воспитания переносим на семейное воспитание. Но в том то и дело, что есть огромная разница в методике школьного и семейного воспитания. И она состоит в том, что школьное воспитание в целом - это процесс, состоящий из отдельных звеньев: мероприятий, уроков, занятий и т.д. Но процесс семейного воспитания осуществляется совсем по-другому – здесь человек формируется, проживая свою жизнь в семье. Поэтому оптимальная методика духовно-нравственного семейного воспитания – это проживание человека в семье как малой церкви. И в этой духовно-нравственной атмосфере семьи ребенок естественно развивается духовно и нравственно, так же естественно, как естественно он осваивает в семье язык. Об этом К.Д.Ушинский пишет: «Мы сохраняем отрадную уверенность, что многие из нас и теперь не могут без глубочайшего душевного удовольствия и вспомнить о тех мирных, сияющих торжествах, о тех то грустных, то торжественных мотивах, которые Православная Церковь вносила в нашу родимую семью, и мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного, воспитательного влияния Православной церкви. (с. 478) (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: 2 т. / редкол.: А.М.Еголин (гл. ред.), Е.Н.Медынский и В.Я.Струминский ; [сост. и подгот. к печати В.Я.Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952.)
Не меньшее значение чем семья для успешного духовно-нравственного воспитания имеет другой педагогический институт - школа. Оптимальное духовно-нравственное воспитание возможно только в школе в наибольшей степени соответствующей своему идеалу. Поэтому прежде, чем говорить о восстановлении системы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе, мы должны понять, насколько сама современная школа соответствует этой задаче. То есть мы вновь должны сказать о том, что подобно тому как существует идеальная норма семьи, в наибольшей мере отвечающее задачам духовно-нравственного воспитания, – семья малая церковь, точно также существует своя идеальная форма школы, в наибольшей степени соответствующая задачам духовно-нравственного воспитания.
Такой формой школы является классическая школа. Классическая школа – это школа, осуществляющая целостно-сущностное образование, то есть образование, дающее целостную картину мира и одновременно учащая классическим формам освоения опыта, освоения родовых деятельностей: интеллектуальной, эстетической, физической и т.д.
Ее современным воплощенным идеалом является советская школа. Я понимаю, все благородное возмущение и ерничание либеральной интеллигенции по поводу «лучшей в мире советской школы», но если у кого-то в нашей стране сохранилась еще хоть капля здравого рассудка, пусть он задаст себе самый элементарный вопрос: «Кто кого умами снабжает? Америка Россию или Россия Америку, а за одно и весь мир?»
К сожалению, в своем безумном уничтожении всего советского, мы даже не поняли, что Советский Союз был впереди планеты всей не только «по балету», но и по многому, многому и многому другому, в том числе и по образованию. При этом Советский Союз сумел создать классическую школу, одновременно являвшуюся даже не массовой, а всеобщей школой. Благодаря своему классицизму, советская школа готовила великих мыслителей, деятелей культуры, конструкторов, художников, рабочих и т.д.
В сущности советскую школу, по праву можно было сравнить с храмом. В нем был даже алтарь! Хорошее нравственное воспитание, сформировавшее миллионы и миллионы людей, для которых главным было служение Родине.
В советской системе образования не хватало только престола, т.е. духовного воспитания. Но вместо того, чтобы продолжить развивать эту школу, помните у О.Мандельштама: «И медленно растет, как бы шатер иль храм», а важнейшим условием «роста» этого храма и могла бы стать установка престола, т.е. создание системы духовного воспитания, соответствующего идеалу этой классической школы, началось разрушение советской школы. И оно началось потому, что либеральному сознанию никогда не понять, что такое храм.
Надо в конце-концов понять, что российское образование разрушается именно потому, что оно классическое образование. А либеральное сознание, определяющее сегодня развитие российского образования, это сознание, направленное на разрушение нормы, идеала, все равно где. В культуре, искусстве. Причем разрушение классики, идет путем его переформатирования, переформатирования в нечто непотребное. Если традиционное сознание старается увидеть в классике его сущность, дойти до глубины понимания его сущности, то либеральное сознание стремится к отрицанию этой сущности, ее извращению путем ее переформатирования.
И поскольку наше образование классическое, то его ждет судьба всех форм нашей классической культуры - его будут уничтожать. И что самое обидное - этот храм будет разрушен под совершенно пустые обещания либералов о замене советской школы безграничным творчеством учеников в новой школе. Как будто кто-то, когда-то, где-то видел творца без великого труда!
Это понимание происходящего дает и понимание того, что будет получено: российское образование будет превращена в школу западноевропейскую: причем не в ее элитную школу, а в ее массовую школу. В такую же массовую, каковой является массовая культура.
Но если мы предадим свою школу, отдав ее на разрушение либеральной интеллигенции взамен на ее обещания сделать ее школой творчества, то прощения нам никогда не будет. Как нашим предкам, разрушавшим храмы. И никакого духовно-нравственного воспитания в ней не будет, даже если в ней удастся создать самую идеальную систему воспитания. И не будет по той же причине, по какой из Жигулей не сделать Мерседес, если на него поставить какую-то деталь от Мерседеса.
И вот что обидно. Миллионы советских и российских специалистов, работают за рубежом, но хоть бы какая-нибудь, хоть бы самая либеральная страна в мире забрала бы к себе всю нашу либеральную интеллигенцию. Нет. Никому они там не нужны. Все как на подбор в России. А мы? ... А мы, боясь прослыть отсталыми и рады стараться, исполняя все их безумные фантазии.
Но если мы разрушим советскую школу, то, над чем сегодня так усиленно работает наше Министерство образования и науки, то вся наша страна очень скоро окажется в положении сборной страны по футболу. Какого тренера не приглашай, и сколько футболистам не плати, ничего с ней не сделаешь. Почему? Ответ дал один мудрый тренер, фамилию его не помню. Ему задали известный вопрос: «Почему сборная России по футболу проигрывает всем. Даже сборной Норвегии! Ведь сколько жителей в Норвегии и сколько в России?»
И мудрый специалист сказал простую истину: «В Норвегии столько спортзалов, что все их дети круглый год играют в футбол. А это намного больше, чем количество наших детей круглогодично играющих в футбол».
Из этого ответа само собой следует ответ на вопрос: в чем военная тайна нашего образования? - У нас в советской школе каждый ребенок получал классическое образование, которое давало реальную возможность каждому деревенскому мальчишке, «детям бывших старшин и майоров» достигать космических высот. И это позволяло не только для страны готовить специалистов высшего уровня с избытком, сколько их было не востребовано в
СССР, но еще и весь мир умами снабжать.
Если же мы уничтожим свою всеобщую классическую школу, то мы перестанем и готовить специалистов нужного качества. А тогда где мы их брать будем? Спросите себя, кто еще в состоянии думать: ведь специалистов придется завозить в страну, как завозим ныне футболистов. «Где деньги, Зин?».
Следовательно, если мы уничтожим это великое достояние, то мы совершим более страшное преступление, чем Чубайс и Гайдар вместе взятые, разрушившие заводы и колхозы. Заводы и колхозы – было бы желание за несколько лет восстановить можно, а на воссоздание классической школы десятки лет уйдут.
Итак, первое, что необходимо сегодня нам – сохранить, сохранить, и еще раз сохранить наше традиционное образование, как бесценное достояние не только России, но и всего мира.
И далее его надо развивать. И самым важным фактором ее развития будет восстановление целостной системы духовно-нравственного воспитания от детских садов до вузов. Казалось бы, все ясно! Очевидная истина!
Но в том-то и дело, что реализовать эту идею в нашей стране практически невозможно. И не возможно потому, что сегодня все воспитание в нашей стране, и особенно духовно-нравственное, зависло в патовой ситуации. Это объясняется тем, что Министерство образования и науки РФ, начиная с Э.Д.Днепрова, является безраздельной вотчиной либеральной интеллигенции, которая превратила его в полигон испытания самых разрушительных педагогических идей, и прежде всего в воспитании. Начиная с 90-х годов прошлого столетия и поныне, Министерство образования и науки предлагает России самые разрушительные модели воспитания: религиозное образование от разных зарубежных сект; сексуальное; гендерное; валеологическое; толерантное; медиумное и т.д. воспитание. В силу еще сохраняющегося духовно-нравственного здоровья общества все эти модели отвергаются обществом, родительской общественностью и самой школой.
Однако, с другой стороны, если Министерству не дают реализовать его разрушительные проекты воспитания, то оно, в свою очередь, благодаря наличию административного ресурса, не дает возможности организовать духовно-нравственное воспитание в школе, уничтожая, в том числе и на уровне регионов, под бесконечные разговоры о пользе духовно-нравственного воспитания, любые его формы. Апофеозом этого уничтожения станет обсуждаемая ныне «Стратегия развития воспитания в России на период до 2025 года». Она объективно станет последним документом в цепочке целого ряда решений уничтожения духовно-нравственного воспитания в российском образовании.
Его сознательное разрушение началось с ликвидации регионального компонента учебного плана, похоронившее основы православной культуры. «Как? – воскликнет прогрессивная интеллигенция. Ведь в 2007 году мы в Законе «Об образовании» РФ ввели само понятие «духовно-нравственное развитие». Безусловно, это хорошо, когда вы впечатали в меню «духовно-нравственное развитие». Но если вы при этом ликвидировали еду, то поверьте, слова в меню мало чем помогут. Как писал А.Твардовский в «Василии Теркине»: «Обозначено в меню, а в натуре нету».
Но одно дело - пребывание Теркина на том свете, а совсем другое, - реальное воспитание. Сколько бы мы не испускали умных слов и с самым умным видом и в самой искренним пафосом о важности духовно-нравственного воспитания, если в учебном плане нет времени на духовно-нравственное воспитание, то духовно-нравственного воспитания в школе не будет. А будут сплошные бумаги: планы, отчеты, справки. Да, еще самые разные конкурсы до небес. С самым пышным награждением победителей в Кремлевском Дворце съездов.
Что же делать в этой ситуации? Остается только одно - не обманывать себя, а организовать подлинное воспитание, зная, что против него восстанет не только вся либеральная интеллигенция России, но и вся мировая либеральная интеллигенция. И натиск ее будет посильнее, чем в случае с возвращением Крыма – ведь речь идет не о земле, даже сакральной земле – речь идет о душах детей. А настоящие войны идут вовсе не за нефть, газ, лес, алмазы, золото, и даже страшно представить! – доллар!, а за души. И победит тот, кто победит в борьбе за души. А победить в борьбе за души без Бога нельзя. «Без меня не может творить ничего» (Ин.15,5) - говорит нам Спаситель.
Важность и жизненная необходимость восстановления этого воспитания объясняется не только жизненной ценностью его само по себе, но и тем, что оно позволит существенно усовершенствовать все другие виды воспитания, наполнить их богатым классическим содержанием, обогатить новыми формами и методами воспитания, и самое главное дать им новые, высшие смыслы их существования.
При этом православная культура является не только содержательной основой духовно-нравственного воспитания, но и смысловой основой всех других видов воспитания, существующих в российской школе, и благодаря этому все наше образование получает свою подлинную духовно-нравственную основу, а каждый вид воспитания - свой подлинный смысл.
Для гуманитарного образования православная культура дает смысловую, а нередко и содержательную основу его содержания. Например, без православия совершенно не понятен смысл российской истории. За что жили и умирали поколения наших предков, что они желали, к чему стремились?
Непонятна наша художественная культура. Не зная православия мы не поймем самых простых художественных произведений, даже такой «детской книжки» как «Капитанская дочка» и т.д. и т.д.
Характеризуя состояние современного российского образования, как системы, находящейся в поиске своего нового идеала, следует помнить, что ее развитие должно учитывать главную тенденцию современного образования – превращение его в систему непрерывного образования. И если раньше непрерывное образование было уделом сравнительно небольшого круга людей, в основном посвящающих себя подлинному служению своему делу, то теперь оно становится необходимым условием выживания современного общества и человека в силу более высокого, крайне противоречивого и неопределенного развития человечества.
В силу этого сегодня необходимо не только организация всеобщего высшего образования для каждого человека, (а это предполагает принципиально новую форму его организации, а самое главное смену его мировоззрения, его мотивационно-смысловую основу и т.д.), но и непрерывное духовно-нравственное воспитание.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание, обогащая другие виды воспитания и обучения, будет, выводить их и все образование в целом на более высокий уровень их развития. Другими словами важно понять, что духовно-нравственного воспитание важно не только потому, что оно позволяет сохранить наше традиционное классическое образование, но и потому, что оно позволяет вывести его на более высокий уровень развития.
И наконец, третий институт воспитания – общество. Именно общество является главным институтом духовно-нравственного воспитания. Именно общество, сохраняя оптимальную форму семьи и школы, позволяет либо сохранить и упрочить их в качестве важных институтов воспитания, либо их разрушать. Если страна говорит о необходимости духовно-нравственного воспитания, а сама потихоньку реализует Форсайт-проект «Детство 2030» – то это невменяемая, лицемерная страна, страна уничтожающая сама себя.
Значит, мы должны сделать приоритетным направлением общественного развития – его духовно-нравственное развитие. Вопреки либеральной части российской и мировой интеллигенции. И по одной простой причине: в силу понимания той простой истины, что если общество не сохраняет себя в качестве духовно-нравственного организма, то оно летит в пекло огня Страшного суда, для которого уже запасено дров с избытком.
Но сделать это невероятно сложно потому, что в греховном обществе уже не работает инстинкт самосохранения! Сегодня он фактически не работает и на уровне всего человечества. Справедливости ради надо заметить, что, увы, не так уж и часто бывало в истории, чтобы греховное общество вовремя осознало подлинную опасность своего положения. Разве что в библейском повествовании об Ионе, когда Ниневия каким-то чудом осознала всю опасность, нависшую над ней. Она принесла истинное покаяние и смогла спастись.
Что же касается России, то у нее очень часто отсутствует чувство опасности на уровне потери инстинкта самосохранения. Мы почти всегда бывали не готовы к встрече беды. И осознавали опасность, когда судьба страны ставилась на грань жизни и смерти, когда уже проливалось море русской крови.
Но давайте, хотя бы раз в своей истории задумаемся над реальной опасностью духовно-нравственной деградации. А для этого вспомним, что самые страшные опасности, - это не войны, не экологические, не финансовые, не политические и т.д. потрясения. Ни один большой народ, ни одна цивилизация не погибли, потому что им нечего было есть, пить или их завоевали, хотя потери от этих бед они несли всегда страшные. Нет, все они погибли в силу духовно-нравственных причин; в силу разрушения духовности и нравственности.
Напротив, обращение к Богу, возвращение к истинной духовности и нравственности, как повествует Библия, как свидетельствует опыт многих народов, в том числе и русского, выводит народ из самого жуткого кризиса. Вспомним стратегию Александра Невского после разгрома Руси – удержание православия. История смутного времени – история сохранения православия. История Великой Отечественной войны – история возрождения Православия.
Поэтому самой первой задачей всего нашего общества становится восстановление традиционной жизни, восстановление полноты духовно-нравственной жизни общества в целом, восстановление традиционного мировоззрения, идеологии, ценностей. Мы должны понять, что общество не может одновременно служить добру и злу.
Воспитание общества –разве это возможно? Но в том-то и дело, что воспитывается не только человек, но общество. И воспитывается, как и человек в соответствии с определенным идеалом.
«Как? – вновь возразят либералы, - согласно Конституции у нас не может быть государственной идеологии». Но в том-то и дело, что страна без идеологии, то есть без понимания смысла и цели своего бытия на Земле, то же самое, что человек без смысла жизни: таким может быть только мертвый человек, потому что даже алкоголик имеет цель своего существования – найти утром рюмку водки.
Да, разумеется, социальный идеал может быть очень неудачным, и даже губительным. И тогда общество разрушается: достаточно вспомнить фашистскую Германию, или Китай времен культурной революции и т.д. Из последних примеров неудачного государственного строительства на основе ложного идеала можно привести Украину, строящую свое государство как проект украинизации. Неудачность проекта в том, что в нем перепутано две вещи: украинизация украинского народа и построение украинского государства. Одно дело развитие украинского народа, а совсем другое, – построение украинского государств, украинского общества. Украинское государство – это далеко не тоже самое, что украинский народ. Кроме украинского народа в этой стране есть и другие народы.
Но разрушителен и сам проект украинизации украинского народа как противостояние русскости. В том и дело, что украинский народ едва ли ни до начала XX века развивался как русский народ. Отсюда великие русские святые, этнические украинцы, например, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский и др.; великие деятели культуры и политические деятели: Н.В.Гоголь, К.Д.Ушинский, А.Г.Разумовский, А.А.Безбородько и др. И когда
Украина начала строить Украину с лозунгом: «Москаляку на гиляку!», то она даже не подумала о том, что на гиляку она отправила свой народ, потому что ни каким другим образом нельзя выбить из украинского народа, почти тысячелетнюю русскость, разве что только отправив его на «гиляку»? Этот лозунг еще страшнее, как если бы в средние века Западная Европа отреклась бы от латинской культуры, которая была «книжной» культурой средневековой Западной Европы. Однако при этом сама латинская культура к этому времени уже была отжившей культурой далекого римского прошлого. Напротив, русская культура –всегда была и остается живой культурой.
Это лозунг уничтожения украинского народа даже более страшный, чем фашизм и культурная революция, потому что те процессы не затрагивали коренных характеристик национальности. Да, фашизм уничтожал другие народы, но не свой народ.
Конечно, бывает, когда один народ восстает против другого. Например Индия, восставшая против англичан. Но это были совершенно разные культуры. Украина, восставшая против русских и русскости, восстала против самой же себя. Такого история, пожалуй, не знала.
И все бы ничего, может быть в конце концов страна и украинский народ одумались, но ведь сам проект подготовлен Америкой, как средство войны против России. А она так просто Украину не отпустит, она, как вампир будет держать Украину до тех пор, пока страна не погибнет либо в войне с Россией, либо сама по себе.
Но осознавая всю гибельность неудачно выбранной национальной идеи Украины, понимая, что нынешнее развитие Украины гарантирует ей более менее быструю катастрофу, вопрос только в том утащит ли Украина в бездну своей катастрофы всю Европу или нет, и в том, сумеют ли США и в этот раз также сказочно обогатиться, как это им удалось в Первую и Вторую мировую войну, мы должны понять, что сами мы находимся не в лучшем положении, чем Украина. Там неудачная, разрушительная национальная идея. У нас же вообще никакой идеи нет. Пустота! А пустота неизбежно превращает в пустоту все.
Конечно, говоря о национальной идее, надо очень осторожно подходить к выбору социального идеала нашей страны. Необходимо помнить и трагизм советского проекта, заключающего в идее построения общества справедливости без Бога. Но идея построения государства без Бога –идея построения дома на песке. Чем грандиознее было здание, тем неизбежнее становилось его обрушение. Конечно был выход: соединение социализма с православием! - как предлагал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Кто бы его услышал и кто бы пошел на это?
В определении идеала развития общества главным является понимание, что идеал не может быть выдуман; взят где-то со стороны. Идеал есть норма развития общества и он рождается из понимания истории и современного состояния общества, перспектив и тенденций его развития. Если исходить из этой установки, то идеал современного развития России должен отражать сущностно-жизненные характеристики развития страны, он должен содержать ответы на глобальные вопросы современной эпохи. Соответственно, идеал развития нашей страны может быть выражен в словах: Россия святая – Россия великая!
Первые слова отражают тысячелетний идеал развития нашей страны. Начиная с Крещения Руси определяющей идеей развития нашей страны была идея утверждения, сохранении и развития православия. И сегодня эта идея может быть принята всей Россией, потому что сегодня самая важная и самая жизненная задача нашей страны - сохранить традиционные религии: православие, ислам, иудаизм, буддизм, потому что их разрушение обернется не только гибелью России, но гибелью всего человечества.
Конечно, решить эту задачу невероятно сложно, потому что сегодня целенаправленно уничтожаются традиционные, самые массовые религии. Если посмотреть на общемировое религиозное пространство, то мы без труда увидим, что сегодня в мире идет уничтожение самых массовых традиционных религий: христианства и ислама. Причем если уничтожение христианства идет методом сплошной зачистки – задумаемся над массовым закрытием христианских храмов в Европе; то ислама - его переформатированием в ислам, потерявший человеческий облик, -современный исламский терроризм. Подумаем: это само собой происходит? Кто организатор этого проекта? К чему это приведет человечество в самой ближайшей перспективе?
Но если традиционное христианство и ислам будут уничтожены, то весь мир падет в огонь Страшного суда. Сохранить себя и значит отодвинуть этот день, дать возможность нормально развиваться обществу и значит дать возможность спастись как можно большему количеству людей – прямая задача традиционных религий России.
В этой связи надо отдать должное – России. Православная церковь активно противостоит дехристианизации, а традиционный ислам России активно борется с террористическим исламом. Так Россия вновь оказывается на самом передовом рубеже духовной борьбы человечества.
Таким образом, идея сохранения традиционных религий, с одной стороны, является важнейшим условием духовно-нравственное развития российского общества в целом, а с другой, - его отдельных институтов, в том числе и прежде всего семьи. В православии, семья, «домашняя Церковь» - это великая святыня. Но разве не является величайшей ценностью семья в исламе, иудаизме, буддизме? Напротив, посмотрите какой идеал семьи несет России либеральная интеллигенция. Посмотрите «Гуманистический манифест – 2000». Или наш доморощенный античеловеческий Форсайт - проект «Детство – 2030».
Сохранение традиционных религий, их живое и жизненное развитие бесспорно является и самым важным условием организации духовно-нравственного воспитания.
Само общество, все его сферы, должны жить по духовно-нравственным законам, по евангельским заповедям. (Конечно, значительные сферы российского общества должны жить по заповедям других традиционных религий: семья, национальная культура и др).
Не менее важна вторая идея. Вопрос возможности или невозможности существования России как великой страны –это вопрос ее жизни и смерти. Россия может существовать на этом свете, пока она будет сохранять себя как великая страна. Как только Россия ослабнет, так скоро она будет просто напросто растерзана внешними силами.
Но чтобы реализовать эту идеологию, общество должно развиваться в соответствии с этим идеалом. А для этого нужно воспитание общества в соответствии с этим идеалом.
Конечно, построить систему воспитания социума будет гораздо сложнее, чем систему духовно-нравственного воспитания семьи и школы, с одной стороны, потому, что сегодня мы не совсем представляем эту систему во всей ее полноте, и с другой - потому, что противостояние ее построению будет, еще сильнее, чем какому-либо другому проекту.
Но было бы у людей и общества понимание необходимости иметь такую систему, желание ее развивать. А для ее создания у страны есть все.
Таким образом, характеризуя перспективу развития духовно-нравственного воспитания в России пред лицом абсолютного, глобального вызова - Страшного суда, мы должны сказать, что создание такой системы позволит отодвинуть нашу страну, а значит и все человечество от бездны. Решение этого вопроса зависят от страны в целом и каждого из нас. Духовно-нравственное возрождения общества дает ему реальную возможность отодвинуться от опасной черты. У России есть необходимый потенциал для создания такой системы. Но хватит ли у нас ума, чтобы осознать меру опасности, которая грозит нашей стране и всему человечеству, найти оптимальные пути преодоление ее, а самое главное воли решиться на создание общероссийской системы духовно-нравственного воспитания.
Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета
4. хватит ли у нас воли решиться
3. И еще раз о Конституции ("до кучи":)
2. Кто? Кому делать, кто будет созидать? Тот, кто создает такие фильмы?
1. Re: Стратегия российского воспитания пред лицом абсолютного глобального вызова