«Церковь никогда не находится в привилегированном положении»

Святейший Патриарх отметил, что даже во времена, когда Церковь внешне пользовалась привилегиями, ее положение оставалось уязвимым

Новости Москвы  Великий пост 
0
124
Время на чтение 4 минуты
Вчера, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, сообщает Патриархия.ru.

Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.

После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении протодиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».

По завершении чина умовения ног Предстоятель взошел на амвон и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Угодно было Спасителю нашему, чтобы Жертва, которую Он принес на Голгофе ради спасения мира, спасла не только тех, кто был соучастником и свидетелем этой Жертвы, как то было в Ветхом Завете, когда люди окроплялись кровью жертвенного животного, тем самым соучаствуя в жертвоприношении. Господу и Спасителю было угодно, чтобы в любой момент человеческой истории всякий человек, крещенный во имя Отца и Сына и Святого Духа и являющийся членом Церкви, то есть причастный к созданной Им общине верных, мог соучаствовать в Его голгофской Жертве, не окропляясь человеческой кровью, но принимая в себя Тело и Кровь принесенного в жертву Сына Божиего и Сына Человеческого. И в преддверии Своих страданий Господь учреждает Таинство Евхаристии или благодарения.

Невозможно назвать это Таинство иначе, как Таинство благодарения, ведь что еще могут сказать люди пред лицом Жертвы, принесенной Спасителем? Какие слова соучастия? Какие слезы сострадания? Ничто не достойно той Жертвы, и сострадание не может быть той же силы, что было у тех, кто стоял рядом с голгофским Крестом. И для того чтобы соучастие в Жертве Спасителя не было лишь эмоциональным воспоминанием, но было духовной, мистической реальностью, Господь и совершает Таинство благодарения на последней Пасхальной вечере и, благословляя хлеб и вино, дает их ученикам, говоря: "Это есть Тело и кровь Моя, которые приносятся и изливаются за вас, ради вашего спасения; сие творите в Мое воспоминание" (см. Лк. 22:19-20). И всякий раз, когда мы причащаемся Тела и Крови Спасителя, когда мы соучаствуем в Таинстве благодарения, в Таинстве Святой Евхаристии, и вкушаем Тело и Кровь Христову, мы становимся соучастниками Его голгофской Жертвы.

Все то, что последовало за этой Жертвой, — спасение мира, возвышение человеческой личности, освобождение от греха, прощение грехов, — все это даруется нам через Святую Евхаристию. В ней мы получаем прощение собственных грехов, в ней и через нее искупляются наши грехи, она дает нам надежду на спасение. Вот почему без причащения Тела и Крови Христовой не может жить христианин. Без Таинства Святой Евхаристии нет Церкви, потому что это главное действие, которое Церковь совершает, и не может быть ничего превышающего это действие, ибо через него силой благодати Божией мы действительно приобщаемся Тела и Крови распятого Спасителя, становимся соучастниками Его жизни, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восшествия на небеса и страшного и славного второго пришествия.

Многие задают вопрос: как могло случиться так, что некая общность людей, сформировавшаяся две тысячи лет назад, продолжает существовать, несмотря ни на что, и в наши дни? Ведь даже тогда, когда Церковь внешне пользовалась привилегиями, на самом деле ее положение оставалось очень уязвимым, потому что Церковь призвана благовествовать правду Божию, в том числе сильным мира сего. И очень часто в ответ на эту правду Церковь и служители ее подвергались гонениям, даже когда правители называли себя православными государями. Наверное, самым ярким тому примером является история святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который говорил Божию правду, а правда уязвляла императора и императрицу. Мы знаем, что великий святитель и угодник Божий закончил дни свои в ссылке, не перенеся всех тяжестей того наказания, которому его подвергли.

Иначе говоря, Церковь никогда не находится в привилегированном положении — уже только потому, что она призвана говорить правду, а правдой этой уязвляются те, кто не живет в соответствии с ней. Вот и удивляются люди, наблюдая двухтысячелетнюю историю Церкви, — как же эта общность смогла сохраниться, несмотря на гонения, несмотря на провоцируемые разделения, несмотря на расколы и ереси, несмотря на страшные политические катаклизмы, которые стирали с лица земли целые империи и цивилизации, перекраивая мировую карту? Как могло быть, чтобы Церковь сохранилась? Она бы никогда не смогла сохраниться, если бы не совершала Божественную Евхаристию. Именно потому, что в центре жизни Церкви — Таинство благодарения, через которое люди соприкасаются с подлинной реальностью страданий и Воскресения Спасителя, Церковь и может существовать.

Таинство Евхаристии являет нам Божественную природу Церкви. Мы с вами — это ее человеческая природа. Мы можем жить более или менее праведно, мы совершаем грехи и каемся, мы подвержены многим влияниям извне, в том числе страхам и ложным радостям. Но Божественная природа Церкви, являемая в Таинстве Святой Евхаристии, как столп, поддерживает всех, кто собирается вокруг нее, чтобы жить по Божией правде.

Да поможет нам Господь хранить веру, исповедовать искренне пред Богом свои грехи, причащаться Святых Христовых Таин так часто, как мы можем причащаться, не погрешая против святыни, но приуготовляя себя к этому великому событию. И верим, что Господь будет с нами и не оставит Свою Церковь, несмотря на многие опасения и страхи, которые поселяются в сознании современных христиан. Мы должны помнить, что Господь основал Церковь, и врата ада никогда ее не одолеют (см. Мф. 16:18). И эти слова особенно сильно отзываются в наших сердцах сегодня, в Великий Четверг, в день, когда мы вспоминаем установление великого Таинства благодарения, Таинства Святой Евхаристии. Аминь».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Великий пост
Слова в Великую Среду
Слово 1-е
30.04.2024
Страстная седмица
Стихи
30.04.2024
Сердце окликается на доброе дело
О паломничестве в церковь Святителя Василия Великого села Васильевки
30.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05