«От Церкви часто ждут того же, чего ждали древние иудеи от Спасителя»

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что как Христос не ответил на рукоплескания толпы, зная им цену, так и мы не должны удручаться тем, что от Церкви отворачиваются те, кто ждет от нее человеческих побед

Новости Москвы  Великий пост 
0
448
Время на чтение 8 минут
Вчера, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Преднюка) во епископа Лидского и Сморгонского (Белорусская Православная Церковь), сообщает Патриархия.ru.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Геннадий Логин, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии; протоиерей Ростислав Соловьев, благочинный Лидского округа; протоиерей Димитрий Семуха, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Новогрудской епархии; духовенство г. Москвы.

За богослужением молились члены делегации Белорусского экзархата.

Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

На малом входе за усердное служение Церкви Божией и в связи с 60-летием со дня рождения протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя, был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

Также указом Его Святейшества за усердное служение Церкви Божией к празднику Святой Пасхи права ношения креста с украшениями были удостоены клирики г. Москвы:

протоиерей Григорий Авраменко, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Сабурово;
протоиерей Михаил Василенко, настоятель храма Живоначальной Троицы в Остафьево;
протоиерей Алексий Казанчев, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках;
игумен Григорий (Качалов), благочинный Донского ставропигиального мужского монастыря;
протоиерей Антоний Серов, настоятель храма Девяти мучеников Кизических;
протоиерей Александр Трепыхалин, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами;
протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери д. Пучково;
протоиерей Андрей Юревич, настоятель храма Живоначальной Троицы при б. Черкасской богадельне.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Анатолия Эдельберга, клирика московского храма сщмч. Климента, папы Римского, (Спаса Преображения) в Замоскворечье.

Проповедь перед причастием произнес священник Марк Соукуп, клирик столичного храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Лидского и Сморгонского Порфирия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Всех вас сердечно приветствую с великим двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим. В сегодняшнем апостольском чтении, в послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:4-9), находим слова, которые внешне вроде бы никак не связаны с праздником. Знаю, что некоторые даже спрашивают, почему в этот день, когда Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, читается этот краткий отрывок из Послания к Филиппийцам. Приведу вам основные мысли этого отрывка: радуйтесь, братья, и еще раз говорю вам: радуйтесь о Господе; Господь близок, и мир Божий, который превышает всяческий ум, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

На самом деле этот краткий отрывок Послания к Филиппийцам является замечательным комментарием ко всему тому, что произошло в Иерусалиме, когда Господь, сидя на молодом осле, вместе с толпой паломников входил во святой град в преддверии праздника Пасхи.

Мы знаем, что ожидания народа не оправдались. Его действительно встречали как победителя, и Евангелие от Иоанна, повествующее об этом событии Входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, подчеркивает, что народ кричал "осанна!" и постилал одежды свои, и срезал ветви деревьев и бросал под ноги, потому что Он воскресил Лазаря. А что означает воскресить мертвого, который четвертые сутки находился во гробе? Это означает победить все законы человеческого естества. Это означает, что у проповедника из Галилеи, как Его воспринимали и как думали о Христе Спасителе, такая огромная сила, что и представить сложно. Что может этой силе противостоять, и какие трудности общественной и политической жизни тогдашнего иудейского народа не мог бы силой Своей победить Этот Галилеянин?

Пораженные могуществом Спасителя, люди преклоняли перед Ним колени и кричали «осанна!», примеряя эту силу к решению всех тех задач, которые существовали тогда в народе иудейском, в том числе и их политических задач, как например, освобождение от римлян. Но ведь каждый, наверное, думал: Он и мне поможет, если Он сумел воскресить Лазаря.

А затем — глубочайшее разочарование толпы: никакого всемогущества, Его бьют, как самого последнего раба и грешника, плюют Ему в лицо, истязают, отдают язычникам, что было особым позором для иудеев. И те, привязав Его к столбу, избивают до полусмерти страшными римскими плетьми — к каждому ремешку такой плети привязывался металлический шарик. И вот этой страшной римской плетью избивается Тот, кто еще совсем недавно воскресил Лазаря. Какая же вера от этого не надорвется? Почему же Он не встанет, не поразит римлян, не вразумит всех остальных, не откроет пред иудеями, так жаждавшими этого, небеса, чтобы все увидели славу Божию? Но Он повержен и, наконец, распят, умерщвлен самой страшной, позорной смертью.

Вот и разрушились все иллюзии и весь энтузиазм от воспоминания того дивного чуда. Все улетучилось, вместо энтузиазма — раздражение, злоба, разочарование. И эти страшные крики "распни Его!" не только от наущения со стороны книжников, фарисеев и первосвященников, хотя и внушение имело огромное значение, но в первую очередь от разочарования.

А что же говорит нам апостол Павел в Послании к Филиппийцам? «Радуйтесь, братия, всегда радуйтесь, потому что Господь близок». А разве мы с вами не проходим через трудности и страдания, через скорби и разочарования? Разве у нас не возникают мысли: "Господи, где же Ты? Почему же Ты видимым образом не встаешь на нашу защиту? Почему Ты во мгновение не накажешь богохульников, тех, кто продолжает издеваться над Тобой, над Твоим святым именем? Где же Твоя сила?"

И если кому-то в голову приходит мысль о том, чтобы испытать Божию силу, в том числе и повергая противников или наших личных врагов, то мы должны вспомнить слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь о Господе, Господь близок». И то, что Он не являет нам Своего могущества, означает только одно: явление Божьего могущества не может быть фактором, влияющим в ту или иную сторону на течение человеческих конфликтов. Господь силой Своего могущества не встает на одну или другую сторону. Он дает всем нам право быть верными Ему, сохранять свою веру, отстаивать свои убеждения. Его могущество является не в тот момент, когда нам хочется увидеть это могущество, а тогда, когда Он Сам его явит.

И мы знаем, как часто в истории Отечества нашего, когда люди и не думали о явлении Божиего могущества, Он меняет все, что определялось человеческим могуществом: меняет течение жизни, течение истории, открывает новые перспективы. Мы знаем, как Господь наказывает, являя Свое могущество. И где сегодня все те, кто разрушал храмы и устраивал кощунственные маскарады? Где эти люди? Их нет, никто не помнит их имен. А храмы Божии силой Божественного могущества восстановились. И ныне они являют видимый знак Божьего могущества.

Но это могущество не остановило руки палачей. Оно не предотвратило гибели новомучеников и исповедников. Но мы почитаем мучеников и исповедников за то, что даже перед лицом смерти они не переставали исполнять слова апостола Павла: "Радуйтесь о Господе, потому что Господь близок. И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет вас, сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе". Вот самая важная часть из того, что мы сегодня слышали в апостольском послании.

Мир Божий превышает всякое человеческое разумение. А от Церкви часто ждут того же, чего ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь якобы должна помогать людям решать их политические задачи, быть неким вождем на пути к достижению этих человеческих побед. Церковь, мол, должна быть, как теперь говорят, понятной настолько, чтобы согласиться с любыми модными человеческими заблуждениями.

Но как Христос не ответил на те рукоплескания толпы, зная им цену, так и Церковь не должна удручаться тем, что в какой-то момент ее популярность среди тех, кто с Церковью связывает достижения человеческих побед и результатов, перестают ей рукоплескать и даже отворачиваются от нее, не видя в ней никакой пользы.

Вспоминаю трудные 1990-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или к кому-нибудь из иерархов, говорили: "Выставите свои кандидатуры на пост президента, поведите народ к политическим победам". И Церковь сказала: "Никогда, наше дело совсем иное".

Этому учит нас и апостол Павел, который говорит, что мир Божий превыше всякого человеческого разума. Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь, на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего, когда Церковь начинает свое учение трансформировать в угоду популярной в данный момент человеческой мысли, она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель, и пытается взобраться на коня победителя, на котором римские триумфаторы, возвращаясь после побед, гордо восседали, показывая свою человеческую силу собравшемуся народу.

Вход Господень в Иерусалим помогает нам очень многое понять, в том числе и то, чем должна быть Церковь Божия для народа, продолжая великое служение Самого Господа и Спасителя. Мир Божий, который превышает всякое человеческое разумение, да соблюдет ваши сердца и помышления во Христе Иисусе. Именно на это сохранение Божественного разума в нашем разуме и в наших сердцах должно быть направлено служение Церкви и каждого человека, который искренне, по убеждениям и по вере принимает Господа и Спасителя, смиренно вошедшего в Иерусалим, принявшего поношение от человеков и крестную смерть и воскресшего в третий день по Писанию, свидетельствующему о великой силе Божией и в человеческой истории, и в жизни каждого человека. Аминь».

Святейший Владыка поздравил ключаря кафедрального соборного храма протоиерея Михаила Рязанцева с 60-летием со дня рождения. «Хочу поблагодарить Вас, отец Михаил, за Ваше скромное, но очень эффективное и очень полезное пастырское служение в этом главном храме Русской Православной Церкви», — сказал Предстоятель и в благословение на дальнейшие труды передал отцу Михаилу икону Христа Спасителя.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл благословил награжденных священнослужителей в алтаре Храма Христа Спасителя.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Сергей
07.05.2024 12:40
Митрополит Лука: Меня хотят осудить за правду
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.05.2024 11:16
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 09:57
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:29