Что происходит на Московском подворье Валаамского монастыря?

Прихожане подворья обвинили настоятеля игумена Иосифа (Крюкова) в обновленческих литургических увлечениях

Проблемы церковной жизни 
0
5928
Время на чтение 9 минут
В начале февраля 2015 года на «Русской народной линии» было размещено информационное сообщение о том, что во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по благословению игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия с начала февраля этого года духовенством и братией Московского Валаамского подворья принято решение о служении субботней Божественной литургии с привлечением к пению всех молящихся.

Однако миссионерское нововведение не было одобрено прихожанами подворья. 26 марта на портале «Благодатный Огонь» опубликовано открытое письмо возмущенных прихожан, адресованное наместнику Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископу Панкратию. Копия направлена игумену Иосифу (Крюкову), настоятелю Московского подворья Валаамского монастыря.

В документе говорится, что «с назначением нового настоятеля подворья – игумена Иосифа (Крюкова) в богослужебной практике подворья в последнее время начались некоторые новшества». Прихожане полагают, что эти нововведения обусловлены личной биографией отца Иосифа: «Родился 27 августа 1975 года в г. Ленинграде. После окончания третьего курса Санкт-Петербургского Финансово-Экономического Университета им. Вознесенского был переведен в университет г. Хай-Пойнт (шт. Северная Каролина, США), который окончил в 1997 году по специальности «Деловое администрирование». Во время обучения в аспирантуре университета Хай-Пойнта поступил в Свято-Тихоновскую Духовную Семинарию Православной Церкви в Америке, которую с отличием закончил в 2001 г., защитив магистерскую диссертацию на тему "Взгляды митрополита Антония Сурожского на брак"».

«С недавнего времени настоятель отец Иосиф стал радиофицировать чтение тайных литургических молитв, которые, как мы слышали от опытных священников, должны читаться вполголоса в алтаре, а не для мирян. Теперь же они звучат громко на весь храм. Такое нарочито громкое чтение тайных священнических молитв стало сильно мешать молиться, и это могут подтвердить многие прихожане нашего подворья. Дело в том, что громкое звучание этих «тайных» молитв, которые и не надо слушать прихожанам, накладывается на пение хора. Подобное громкое чтение тайных молитв под аккомпанемент хора на клиросе можно назвать "литургическим рэпом"», - отмечается далее.

«Помимо этого, о. Иосиф стал по воскресным дням служить литургию с открытыми царскими вратами. Хотя нам сказали, что он не получал на это благословение от священноначалия московской патриархии», - заявляют подписанты.

«Ещё одно нововведение о.Иосифа – служба субботней литургии без хора с обязательным принуждением пения литургии всеми прихожанами. Опишем это своими словами: на солею поднимается регент и начинает петь вместо хора и размахивать руками, заставляя вместо хора петь всех прихожан, которым это совершенно не нужно, да они и не поют, так как пришли не петь, а помолиться. При этом он заслоняет собой царские врата и отвлекает молящихся маханием своих рук от благоговейного взирания на святые иконы иконостаса и от молитвы. В результате этот регент сам вместо хора поёт всю литургию. Возникает вопрос: зачем всё это нужно? Он мог с таким же успехом просто стоять на клиросе и пропевать один всю обедню. (Так, кстати, служили до революции: в бедных сельских храмах дьячок, стоя на клиросе, один пел всю утреню и литургию, так как на содержание певчих не было денег)», - сообщают прихожане. 

«Мы нашли в интернете многочисленные указания на то, - говорится в письме, - что служение литургии с народным пением (т.е. с привлечением к пению всех молящихся) является неотъемлемым атрибутом богослужения униатского: "Несмотря на то, что прихожане почти всю службу сидят, атмосфера в храме очень молитвенная. Поют хором, в унисон и Херувимскую, и весь евхаристический канон. Не подпевают что-то под нос, а именно поют – громко, с чувством" (статья "Путешествие в страну униатов"). Приведём ещё одно униатское новшество о.Иосифа. Вынося святую Чашу из царских врат, он заставляет всех присутствующих в храме речитативом скандировать громко на весь храм слова молитвы перед причастием: "Верую, Господи, и исповедую…". А вот цитата, описывающая униатское богослужение: "Пели двое: мужчина и женщина, они вели за собой общее пение… "Верую и исповедую" все молящиеся скандировали, как и Символ Веры"».

«Певчие православных храмов рассказывали, что когда поёшь на клиросе, то всё внимание неизбежно направлено на то, чтобы следить за рукой регента, за нотами и за правильными разметками тропарей и стихир в богослужебных книгах. Поэтому по-настоящему молиться во время пения на клиросе невозможно. А без молитвы невозможно подготовиться к принятию святых Тайн. Получается, что, навязывая прихожанам подворья т.н. "общенародное пение", на деле мешают нам молиться на литургии. Говорят, что все эти новшества, которые начали укореняться на Валаамском подворье игуменом Иосифом, совершаются ради миссионерских целей, чтобы заманить бóльшее число людей в храм. Но как бы не произошло обратное: некоторые прихожане подворья уже поговаривают о том, чтобы подыскать себе для молитвы другой московский монастырь», - предостерегают авторы обращения.

«Нам представляется, что настоятелем о.Иосифом в богослужебную практику подворья были внесены псевдоправославные литургические новшества протопресвитера-модерниста А.Шмемана. Как известно, он являлся идеологом американских духовных школ, через которые прошел и настоятель подворья игумен Иосиф, проживая в США. Как справедливо сказано в Священном Писании "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор.15,33). Просим Вас избавить московское подворье Валаамского монастыря от неудачных и духовно вредных богослужебных нововведений настоятеля подворья игумена Иосифа», - просят прихожане Московского подворья Валаамского монастыря наместника обители епископа Панкратия.

В начале апреля в редакцию «Русской народной линии» поступило письмо от настоятеля Московского подворья Валаамского монастыря игумена Иосифа (Крюкова) с припиской: «Уважаемые братья и сестры, предлагаю статью для публикации на Вашем сайте». Отец Иосиф утверждает, что «ярко выраженный общинный дух - вот одна из краеугольных характеристик Валаамской духовности».
 
«Следующая характеристика, которую хотелось бы отметить, начинает в ярко выраженной форме свидетельствовать о себе с 1793 года, т.е. с момента формирования миссии Валаамских монахов на Аляску. Сейчас периодически можно услышать дискуссии о возможности обустройства "миссионерских монастырей" в тех регионах нашей страны, где эта миссия необходима. И сама идея, и формы ее реализации для одних являются предметом недоумений, а для других - насмешек. Но в лице Валаама образца конца XVIII века мы имеем перед собой строгий, сформированный по Саровскому образцу монастырь, географически никоим образом не располагающий к тому, чтобы членами его братства становились люди, заинтересованные в активной просветительской деятельности или хотя бы имеющие для этого необходимую академическую подготовку, - и при всем этом именно из числа этого братства создается группа монахов-миссионеров, трудами которых Православие было принесено в Новый Свет. Мне кажется, что это было бы абсолютно невозможно, если бы сам характер Валаамской духовности потенциально не предполагал подобного развития событий», - считает священник.
 
«В XX веке,  - продолжает он, - когда, невольно подчиняясь изменившимся историческим обстоятельствам, Валаамский монастырь перестает быть столь недосягаемым и, как следствие, столь закрытым, монашеская жизнь органично воспринимает на себя бремя еще более активной и системной просветительской деятельности: помимо создания монастырских школ, действовавших на самом Валааме, трудами архимандрита Афанасия (Нечаева) братия включается в образовательную, просветительскую и миссионерскую деятельность и за его пределами, "на материке", на территории Карелии. И хотя церковные каноны насторожено смотрят на возможность создания при обителях образовательных и социальных учреждений, детские школы начинают действовать и при Московском, и при Санкт-Петербургском подворьях монастыря. Последнее можно рассматривать как отчасти неизбежную "мутацию" подворий в обычные приходы. Однако, на фоне сказанного выше мне представляется, что осуществление просветительской работы является органичным выводом из тех обстоятельств, под влиянием которых веками формировалась духовность Валаамского монастыря».
 
По его мнению, «вторая важная характеристика Валаамской духовности - это ее глубинная связь с необходимостью просветительской и миссионерской деятельности».
 
«Какие же формы этой деятельности были присущи Валаамским инокам? История сохранила нам вполне подробное описание того, как осуществлял ее прп. Герман Аляскинский», - считает игумен Иосиф (Крюков). «Что касается привлечения местных жителей к богослужению, - продолжает он, - мы знаем, что преподобный, не будучи священником, в этом отношении находился в одном положении с теми новообращенными, которых он приводил в церковь. Казалось бы, что, учитывая его многолетний опыт пребывания в монастыре, единственный способ гарантировать безупречное пение за богослужением - это петь самому. Тем не менее, святой, собирая людей в воскресные и праздничные дни для молитвы, сам читал только Апостол и Евангелие, предоставляя возможность петь самим алеутам, присутствующим за службой».
 
«Все вышесказанное, на мой взгляд, позволяет увидеть Валаамскую монашескую традицию с той точки зрения, которая, возможно, окажется непривычной для людей, привыкших мерить ценность и целостность монастырей лишь критериями типикона. Вглядываясь в историю Валаама, мы видим, что неотъемлемыми чертами Валаамской духовности являются общинный дух и осознание ответственности перед окружающим миром, выражающаяся в просветительской и миссионерской деятельности. Последняя, в свою очередь, реализовывалась не посредством менторских методов, а была всецело творческой и инклюзивной», - полагает клирик.
 
«Теперь мы можем, наконец, вернуться к началу нашей статьи. Какое именно содержание мы вкладываем в понятие "монастырское подворье"? Современные реалии таковы, что городские подворья часто представляют из себя одно из трех: либо это место проживания братии, в силу тех или иных причин не могущих проживать в самом монастыре; либо это некий инструмент, обеспечивающий хозяйственную или финансовую жизнь монастыря; либо это де-факто обычный приход. Очень немногие монастыри имеют подворья, на которых культивируется уклад жизни обители-матери. Является ли такая ситуация нормальной? Думаю, что, если на подворье проживает монашествующая братия, ответ очевиден - эта ситуация не нормальна. Жизнь подворья - настолько, насколько это возможно - должна координироваться по уставу той обители, к которой она принадлежит», - утверждает отец игумен.
 
В заключение своей пространной статьи игумен Иосиф (Крюков) дает понять прихожанам, что именно он, а не они, будет определять правила на возглавляемом им подворье: «Если это так, то становится очевидным: и литургическая, и повседневная жизнь монастырского подворья может принимать во внимание нужды своих прихожан, но ни в коем случае не должна выстраиваться вокруг этих нужд. Не прихожане определяют, каким образом живет подворье, а монахи. Но если на удаленный монастырь ответственность за духовное образование паломников не всегда ложится в полной мере, то для монастырского подворья, находящегося в непосредственном контакте со внешним миром, такая ответственность, вероятно, неотъемлема. И первое, чему подворье призвано научить своих прихожан -  это не катехизис или иная богословская дисциплина, что тоже важно; и уж подавно не типикон; - первое, чему подворье призвано научить прихожан - это молитва. Ответ на вопрос "Как это сделать?", мне кажется, будет всегда начинаться с по возможности чуткого следования уставу и формам благочестия, типичным для обители-матери, потому на каждом подворье этот вопрос может решаться по-разному. Что же касается конкретно Валаамского монастыря, то мне представляется, что приведенный выше обзор показывает: Валаамская духовность немыслима без духа общинности, без духа просвещения и миссионерства, и без воспитания в братии и прихожанах понимания, что все они - единое тело, единый организм, ни один из членов которого не может оставаться парализован, но призван к активному участию в служению Богу "едиными устами и единым сердцем"».

Письмо прихожан Московского подворья Валаамского монастыря и статья настоятеля подворья игумена Иосифа (Крюкова) нисколько не проясняют сложившуюся ситуацию. В частности, требуется выяснить, действительно ли новшества, так сильно возмутившие прихожан подворья, вводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия или же они являются личной инициативой игумена Иосифа (Крюкова). Сам отец Иосиф в своей статье не упоминает о том, что получил благословение священноначалия на свои миссионерские эксперименты. Также он не опровергает заявление прихожан о том, что он радиофицирует чтение тайных литургических молитв. Очевидно, что эти и другие вопросы, связанные с проблемами так называемой «миссионерской литургии» и прочими практиками, которые верующие принимают за обновленчество, требуют ответа. В противном случае неизбежна эскалация конфликта, который может привести к расколу клира и мира Московского подворья Валаамского монастыря. 
 
Редакция «Русской народной линии» 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Re: Что происходит на Московском подворье Валаамского монастыря?

Так получается, что в богослужение да и в церковную жизнь тащится все и ото всех /здесь даже перечислили кое-что : католичество; протестанство; греческие новостильники; американские и европеийские русские церкви; образование в семинарии в духе ереси - теории Ветвей; или даже от старшего поколения священников, заражённого всеми перечисленными болезнями/, но как пелена, как стенка какая стоит пред нами! Мы не видим практику древлеправосланого богослужения! Ну в пор не видим! А у нас есть Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции в Рубцово, есть старообрядные общины /например,в Михайловской Слободе, на Берсеневке.../. И у старообрядцев, в РПСЦ, например, есть чему поучиться! Архиерейская всенощная там пять, шесть часов, а не час, как, здесь написано, у нас бывает. Почему мы не смотрим в свое прошлое, во времена преподобного Сергия Радонежского? Что с нами случилось?
савл / 22.03.2017, 04:24

23. ответ 9, Финченко Сергей:

- ..и что тут плохого! У отца Иоанна Кронштадтского были соборне литургии, пели все.. В деревнях не было хоров, пели все.. Какие такие особенные молитвы надо, чтобы "достойно" причаститься, вычитывать мирянам поперек того, что читается и поется на клиросе? Не предписывает ли церковный устав внимать службе, не пропуская ни слова, а знающим службу, то и мысленно сопровождать ее? А тем, кто благословлен, и участвовать обязывает Устав в пении.. Кто «все» пели в церкви Иоанна Кронштадтского? Монахини совместно с мирянами? Стало быть и вычитывание молитв к причащению у Иоанна Кронштатдского были необязательным? То есть, святой праведный Иоанн Кронштатдский придерживался обновленчеста? Это то, что вы хотите сказать в своем комменте? Ну-ну! -Так что, правильно смиряет вас отец Иосиф, москвичи. Восстанавливайте древнейшую православную традицию.. Ведь это ТА-КА-А-Я Благодать, когда весь храм поет?.Другое дело, что это по любви делается. Игумен Иосиф не смиряет паству, смирясь перед нею сам, а пытается навязывать «древнейшую православную традицию» своими настоятельскими приказами свыше. В своих миссионерских борениях с паствой ему явно не до любви. Ведь он занят важным миссионерским делом по обновлению Церкви по «древне православным традициям», которые могли бы быть пресечены только Вселенскими Соборами. Прислушиваться к мнению мирян настоятелю мешает миссионерское рвение, коим он пытается "вразумлят"ь всех вокруг. Так к примеру, вопреки желанию паствы игумен приказал заменить мраморные полы в храме, испокон века украшавшие церковь, на современную плитку, на которой прихожане зимой скользят как на катке. Это только одно из нововведений игумена, про остальные можно уже книгу писать. Так что там в церковном уставе пения ТА-КА-А-Я Благодать творится, что даже она, не выдержав сих игуменских новшеств, преобразилась в справедливо обноснованный ропот паствы на своего не в меру ретивого пастыря. Так о каком духовном и молитвенном состоянии прихожан во время литургии может идти речь при таком раскладе дел в Московском подворье Валаамского монастыря? Кто-то ведь должен из священноначалия дать обоснованный ответ на этот вопрос. Только, кто и когда?
Олег В / 22.03.2017, 01:59

22. Чем же закончилась история?

Всплеск комментариев пришелся на время публикации статьи. А дальше что? Чем закончилась эта история?
cor44 / 21.03.2017, 19:31

21. Ответ на 6., М.Яблоков:

Зачем ставить настоятелем человека с таким прошлым. Возможно, он агент влияния американских спецслужбС такой биографией только на сибирские рудники. Ясно, что он завербован западными спецслужбами для проведения подрывной деятельности в Русской Православной Церкви. По-другому и быть не может. Не надо дурака валять-то )

Вы к психиатру давно ходили?Помоему самое время.
ИУЛИЯ2012 / 24.09.2016, 23:19

20. О неообновленчестве. Сельскому бригадиру

Уважаемый комментатор! Благодарю за подробное рассмотрение темы с самой главной стороны. Хотелось бы, чтобы этот комментарий прочитало как можно больше людей, не безразличных к судьбе Церкви, ищущих, интересующихся и стремящихся к истине. Слава Богу, что ещё есть кому объяснить людям такие тонкости. Но ведь большинство не ведают, что происходит. Так, например, в храме Св. Преп. Сергия Радонежского в Крапивниках на ночной пасхальной литургии был претворён в жизнь акт причащения Святых Христовых Таин без исповеди. Настоятель объявил об этом во всеуслышание и тихонько (я практически не слышала) прочитал Разрешительную молитву за пару секунд, правда, предупредил, что подходить к Чаше могут только те, кто постился и не ел накануне с вечера. И что? Весь храм причастился! Даже пожилые люди. Причём призывали к этому, говоря: сегодня можно. Только единицы не подошли. Была удивлена, что одна молодая особа многозначительно отказала такому призыву (я лично это пронаблюдала). Спаси её Господь!Только одно понять не могу: зачем это делать? И теперь вот новое распоряжение о создании народных хоров в храмах — давайте все будем петь. А когда молиться? Новым верующим это всё по душе — интересно, живо. А то читают там что-то непонятное, а они как бы в стороне. Ну, всё, как у католиков! Да и в сектах современных тоже все задействованы — все вслух "молитвы" читают, все поют, все пьют вино и едят булки. Неужели это главная проблема? Нет ничего более серьёзного? Зачем это трогать? И никто не задумается: прав ли я, Господи? Никто не вспомнит предсказания наших старцев и мучеников ХХ века! Все уверены, что так и надо. А происходит это, на мой взгляд, вследствие упоения собственным достоинством и , конечно же, из-за отсутствия страха Божия и отсутствия даже попыток побороть искушение. И ещё хотелось обнародовать один факт — разговение в храмах по окончании ночного пасхального богослужения. Столы ломятся от скоромной снеди, но при этом нет ни одного освящённого яичка и ни одной освящённой пасочки на столе! Это ведь и есть продукты разговения, а мяско с колбаской — бесплатное приложение, да и не все их едят по жизни. Тем более что в храме не должно быть мяса в принципе. И судя по всему, все это происходит издавна и хорошо укоренилось. Вот и получается, что должен грянуть гром...
Лукьяновская / 01.05.2015, 08:27

19. Ответ на 18., Нечернозёмец:

всё это внутреннее убеждение "новых обновленцев"

Внутреннее убеждение - да. Но оно является лишь приложением к баблу.
М.Яблоков / 22.04.2015, 08:22

18. Ответ на 17., М.Яблоков:

Верно мыслите. Бабло - это их бог. Без бабла обновленцы попередохнут как крысы.

Нет, это не совсем так. Жажда церковных реформ: руссификация; новый стиль; чтение тайных молитв вслух, в микрофон; сокращение и искажение богослужений и.т.д. - всё это внутреннее убеждение "новых обновленцев" Вопрос откуда это идёт? - И здесь самые разные источники: католичество; протестанство; греческие новостильники; американские и европеийские русские церкви; образование в семинарии в духе ереси - теории Ветвей; или даже от старшего поколения священников, заражённого всеми перечисленными болезнями.
Нечернозёмец / 22.04.2015, 03:31

17. Ответ на 15., боец:

Давайте не будем стадом бездумно несущим деньги и все пройдет,а все началось со свечей непонятного произхождения.

Верно мыслите. Бабло - это их бог. Без бабла обновленцы попередохнут как крысы.
М.Яблоков / 21.04.2015, 21:35

16. Ответ на 11., Лукьяновская:

Многие полагают, что обновленчество - это только русифицированное богослужение. Да ещё священник Георгий Кочетков. Это не совсем так. Обновленчество – это чаще всего вполне осознанное, а порой даже не осознаваемое течение в жизни Церкви, адепты и сторонники которого пытаются духом мiра сего вытеснить из Церкви Дух Божий, Дух Святой. Такое проникновение в Церковь служения духу мiра сего, жажда обновления в духе церковного либерализма, стремление переделать христианство и Церковь на новый лад, привести ее в соответствие с запросами современной мысли и жизни наиболее ярко проявляется в критическом отношении к установленным догматам и к существующим церковным традициям. Обновленцы стремятся реформировать и «осовременить», якобы во имя благих намерений и целей, главным образом – «миссионерских», как само богослужение в сторону его облегчения, а по сути – профанации, так и церковнославянский богослужебный язык в сторону его упрощения и русификации. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви (в частности, пересмотр традиционной практики подготовки ко Святому Причащению: отмена исповеди перед причащением). Кроме того, обновленцы посягают на святость поста (как в части приема пищи, так и в части супружеских отношений), а также выдвигают предложения по постепенному переходу с юлианского календаря, освященного жизнью Господа нашего Иисуса Христа, на новоюлианский или григорианский. Стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному мiру отражается и в новом либерально-экуменическом модернистском богословии. Такое отрицание и разрушение Предания и укоренившихся традиций Русской Православной Церкви можно охарактеризовать как церковный либерализм, модернизм или протестантизм «восточного обряда». На епархиальном собрании духовенства Москвы 20 декабря 1993 года Святейший Патриарх Алексий II впервые назвал модернистское движение внутри Русской Православной Церкви, в частности, деструктивную реформаторскую деятельность священника Георгия Кочеткова, разрушающую богослужебные традиции, неообновленчеством. Тем самым Святейший Патриарх Алексий показал, что современные церковные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов.
Ceльcкiй бpигaдиpъ / 21.04.2015, 18:02

15. Христос Воскресе

Апостасия и сбываются пророчества,вот что происходит на Вааламском подворье.Давайте не будем стадом бездумно несущим деньги и все пройдет,а все началось со свечей непонятного произхождения.
боец / 21.04.2015, 16:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
Два полюса украинского Православия
Митрополит Агафангел решил поздравить Трампа с победой на выборах в США
08.11.2024
Вы любимы по всей России
Поздравление с Днем рождения митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2024
Либеральная провокация!
О ситуации вокруг запретов и разрешений хиджабов и никабов во Владимирской и Рязанской областях
30.10.2024
Всю эту погань нужно запретить!
О кощунственной выставке «Некрополь World Russia 2024», глумящейся над тайной смерти
30.10.2024
Отошёл ко Господу священник-монархист
В Москве проводили в путь всея земли протоиерея Георгия Вахромеева
29.10.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12