Политолог и журналист Борис Межуев, комментируя для газеты «Известия» создание Федерального агентства по делам национальностей, перечисляет стратегические вопросы, которые встанут перед новым ведомством, пишет Regions.ru.
Межуев, в частности, пишет: «Насилие в отношениях между этническими группами приобрело почти демонстративный характер… В нашем довольно тихом микрорайоне, где выходцы из Средней Азии уже десятилетие мирно сосуществовали с выходцами из российских деревень, старожилами квартала, такое наблюдалось редко. Но стало наблюдаться всё чаще и чаще. Отсюда — первое заметное явление из местной жизни: мои русские друзья и одноклассники при первой же возможности покупают квартиру в новостройках на окраине Москвы и покидают наш спальный район, в котором русских остается всё меньше и меньше».
В связи с этим он спрашивает: «Как следует относиться к самой возможности образования в российских мегаполисах типа Москвы так называемых чайна-таунов, то есть кварталов, заселенных представителями преимущественно той или иной этнической диаспоры? Следует поощрять этот процесс или, напротив, ему препятствовать? Будет ли создание этнических гетто внутри города способствовать снижению остроты межнациональных конфликтов или, напротив, это приведет к созданию в этих кварталах неуправляемой ситуации?»
«Как вы относитесь к появлению в российских городах, в частности, в Москве, так называемых чайна-таунов? Какие меры следует предпринимать, чтобы не возникали этнические гетто?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, считает, что в слове «гетто» есть нечто унизительное. «Это место жительства для людей второго сорта, - пояснил он. - Мне бы не хотелось наших собратьев, людей из Средней Азии считать людьми второго сорта по национальному или религиозному признаку. Подмечено: выходцы из Средней Азии, дерзко ведущие себя в наших мегаполисах, оказываясь в своих аулах, становятся другими людьми. Дома они воспитанные молодые люди, соблюдают законы, уважают стариков. А в мегаполисах - преступники, бандиты, - в общем, те, от кого хочется подальше убежать. В чем причина? Да в том, что у себя они не люди второго сорта, а настоящие джигиты, ведущие себя соответственно своим законам и традициям. А у нас они видят неуважение к старикам, пренебрежение законом и отсутствие культуры».
«Поэтому заселив их всех в один квартал, приставив к ним полицию, проблему не решить, - уверен пастырь. - Нам нужно учиться уважать себя, свою страну, своих стариков, свои традиции и законы, ценить целомудрие наших девушек, и на собственном примере учить этому же приезжих из других стран. Пока мы сами этому не научимся, не научатся и они».
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, сказал: «Я отношусь к чайна-таунам, имеющимся в различных городах, в том числе в Москве, как к данности. Какой смысл обсуждать их появление, если они давно уже существуют? Я знаю большие районы возле метро "Сокол", которые заселены исключительно вьетнамцами, знаю и другие, где проживают, например, приезжие из Узбекистана. Зачем делать изумленные лица, как будто никогда нигде не существовало? Чайна-тауны не свалились к нам с Луны. Они существуют в крупнейших мегаполисах всего мира, - например, в Нью-Йорке».
«Мы исходим из странной предпосылки, отягощенной неким националистическим комплексом, - полагает он. - Те же гетто - просто районы компактного проживания людей, не принадлежащих, скажем так, к титульной нации, в которых сохраняется культурный и бытовой уклад тех мест, откуда эти люди приехали. На Брайтон-Бич в Бруклине говорят по-русски. Это этническое гетто? Нет, такой же район Нью-Йорка, как и все остальные, просто окрашенный этническим колоритом. Другое дело, что закон во всех без исключения этнических районах должен действовать одинаково. Если мы говорим о Москве, на станции метро "Сокол" должна работать не вьетнамская, а обычная московская полиция, и уж никак не местные "авторитеты", которые улаживают различные криминальные вопросы. Это касается любых мегаполисов».
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что «чайна-таун все-таки не гетто - скорее, место проживания представителей того или иного народа, где сохраняются национальные особенности. Можно идти по центру Сан-Франциско, и, перейдя на соседнюю улицу, увидеть китайские фонарики, вывески на китайском языке. А пройдя чуть дальше, снова оказаться в центре американского города».
«Я думаю, - продолжил он, - в создании таких чайна-таунов ничего плохого нет. Напротив: люди, которые находятся вдалеке от своей родины, пытаются объединяться с целью сохранения своей национальной культуры, учить детей в национальных школах. Но если представителю другой национальности сложно зайти в магазин или кафе, расположенное в таком чайна-тауне, это, разумеется, не способствует налаживанию добрососедских отношений между разными народностями. Ну а если там еще есть криминальные группировки, образованные по национальному или по религиозному признаку, необходимо вмешательство правоохранительных органов».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «проблемы, возникающие в связи с миграцией, нам необходимо решать сообща». «Несомненно, - убежден он, - совместное проживание людей, принадлежащих к различной культурной цивилизации, приводит к межэтнической напряженности, конфликтам. Однако снятие напряженности - не единственная задача организаций, работающих с мигрантами, необходимо обеспечить их адаптацию к реалиям российского общества. Для этого приезжим необходимо изучать культуру и традиции России, русский язык, учиться быть терпимыми. Создание «этнических анклавов» приведет к затруднению адаптации мигрантов в российском обществе, что чревато различными конфликтными ситуациями. Если мигранты желают жить в России, они должны стать частью российского народа и нашей страны».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, полагает, что с появлением подобных кварталов межнациональная ситуация станет проще. «В этих сообществах найдутся лидеры, с которых можно будет договориться, выстроить общественные отношения, - пояснил он. - К примеру, у чеченцев такой лидер – Рамзан Кадыров. Его слово авторитетно для всех остальных. Если он сказал, что войне между русскими и чеченцами не быть, большинство его соотечественников примут это решение, и не будут враждовать с русскими».
«С другой стороны, - продолжил он, - хочется, чтобы отношения между людьми определялись не национальностью, а уважением друг к другу. Если мы уважаем друг друга, тогда и не возникает необходимости в появлении чайна-таунов, а отношения между людьми приобретают более полновесный и чистый характер».
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что к этому вопросу нужно подходить очень аккуратно, проанализировав опыт западных стран. «Думается, - отметил он, - что большинство жителей в настоящее время с настороженностью относятся к неконтролируемому процессу миграции. Если правоохранительные органы не могут решить проблему в таких условиях, то появление мононациональных кварталов лишь ухудшит ситуацию. В таких районах как мановению руки вырастут подпольные больницы, абортарии, свои неписаные, но строго исполняемые законы. Если сейчас мигранты, пускай не все, но понимают, что им необходимо интегрироваться в российское общество, знать хотя бы на минимальном уровне русский язык, культуру и обычаи, то появление таких гетто будет способствовать обособленности. Зачем учить культуру местной страны, если можно жить по своим национальным обычаям в своем окружении?»
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, убежден, что появление «этнических гетто» недопустимо. «Насколько мне известно, до сих пор нашему правительству как-то удавалось адаптировать к жизни в России приезжих из других государств, приобщить их к нашей русской культуре, истории и традициям, - отметил он. - Для этого были созданы центры по изучению русского языка и истории и введен экзамен по этим двум предметам. Когда появляются такие «чайна-тауны», приезжие продолжают существовать в рамках той культурной, и, скорее всего, законодательной среды, к которой они привыкли».
«Если бы к нам приезжало больше образованных людей, с высокой квалификацией, этих проблем не было бы, - уверен пастырь. - Но если так продолжиться и дальше, они только увеличатся. Кто будет лечить этих людей, учить, какие усилия понадобятся для обеспечения правопорядка в таких "чайна-таунах"? Наше правительство должно сразу прекращать попытки их появления внутри крупных городов. Иначе это породит неконтролируемую миграцию и криминал. Мы стремимся к открытости, к взаимопониманию, а эти люди будут оставаться в сущности за рамками нашего государства, не будут социализироваться».