«Стратегия развития воспитания» как либеральный деструктивный проект

Протоиерей Сергий Рыбаков считает предлагаемый текст совершенно непригодным и предлагает сформировать новую группу разработчиков столь важного для государства документа

Бывший СССР  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 
0
268
Время на чтение 10 минут
В настоящее время выставлен для обсуждения проект Министерства образования РФ от 13 января 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Далее Стратегия]. Документ разработан под общим руководством ректора РУДН В.М.Филиппова.

1. О названии документа. Здесь сразу же возникает вопрос, что собственно должно развиваться. Согласно определению первоначально изданного документа «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025)», воспитание – это «целенаправленный процесс развития (выд. мною. - Автор) личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника». Тогда получается, что развиваться должен процесс развития?! 

Вполне законное мнение о том, что Стратегию разрабатывали профессионалы, заставляет сделать вывод о том, что в названии документа сознательно не указывается субъект, осуществляющий воспитательную деятельность. Обозначение субъекта позволило бы указать его систему организации, выявить определенные компоненты системы и связей между ними, а также постановки цели для деятельности всей системы и формулировки задач для отдельных подсистем и возложить на этот субъект ответственность за результаты его деятельности. Отсутствие субъекта делает провозглашенные в документе задачи списком совершенно неконкретных, пустых декларацией.

Вернемся к анализу названия документа. Стратегия в переводе с греческого – это, как свидетельствует википедия, «искусство полководца», «недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека». Другой сайт раскрывает значение слова «стратегия» следующим образом: «В литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа».

Соглашаясь с предложенными трактовками в понимании стратегии, рассмотрим к какому типу можно отнести документ «Стратегия развития воспитания».

Итак, первое положение: Стратегия – это поиск цели и составление долгосрочного плана. Однако в документе представлена цель: «Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии». Т. е. цель имеется в наличии, но согласно этой цели разработчикам документа неизвестны приоритеты государственной политики в области воспитания детей; неизвестны основные направления развития воспитания, механизмы и даже ожидаемые результаты реализации Стратегии. Более того, поскольку данный тип стратегии – это долгосрочный план, то определить приоритеты, направления, механизмы и спрогнозировать ожидаемые результаты возможно только в удаленном будущем. 

Не снимая сделанных выводов, отметим, что весь остальной текст Стратегии, где прописываются приоритеты, основные направления развития воспитания, механизмы реализации Стратегии и ожидаемые результаты, по сути, алогичным образом отрицает поставленную цель. План подразумевает поэтапное приближение к цели, прописывает промежуточные результаты, анализирует варианты (например, план А, план Б), ставит задачи конкретным исполнителям. Отсутствие чего-то похожего на план не позволяет применить этого типа определение стратегии к анализируемому документу. 

Рассмотрим возможность использования второго определения: стратегия как выбранное направление деятельности. В основном текст Стратегии вполне соотносится с тем, что предлагает второе определение, что позволяет сделать вывод о том, что данный документ относится к классу стратегического планирования. Но здесь возникает другая проблема – «В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа». Однако во всем тексте документа нет ничего похожего на стратегический анализ!

Итак, два существенных недостатка фиксируются с самого начала: во-первых, отсутствие в названии объекта/субъекта, который должен иметь развитие, во-вторых, документ не содержит самой существенной части необходимого содержания – стратегического анализа. 

2. Содержание документа. Как следствие, указанные недостатки накладывают свой отпечаток на весь документ, определяя его характер чистой декларативности. Отсутствие конкретики ставит множество вопросов и замечаний к любому положению Стратегии.

Например, в разделе «Общие положения» содержится следующий текст: «Стратегия утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности». Здесь воспитание определяется как «деятельность, направленная на изменение связей ребенка с миром, с людьми». Это, насколько можно понять, совершенно новое определение воспитания, выделяющее необычную функцию: изменение связей ребенка с миром и с людьми. Чем разработчиков Стратегии не устраивают имеющиеся в наличии связи ребенка с миром и людьми остается непонятным! Какие именно связи ребенка с миром должны подвергнуться изменениям и как семья должна их изменить? Как должна измениться связь ребенка с людьми, и каким образом это должно быть достигнуто? К сожалению, в тексте Стратегии это не указывается, что оставляет читателя в сильном недоумении. 

В разделе «Приоритеты государственной политики в области воспитания» прописывается следующее: «формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности». Какая позиция, и к какой действительности должна формироваться в процессе воспитания?! Как представляется, у личности всегда есть позиция по отношению к окружающей действительности. Другое дело, что позиция преступника и позиция честного человека весьма различаются, как, кстати, и их представления об окружающей действительности. Следовательно, необходимо указать мировоззренческие принципы, на которых строится описание окружающей действительности, и те духовно-нравственные и аксиологические основания, которые позволяют сформировать личностную позицию. Без этого указания данный приоритет становится размытым до полной утраты содержания. 

В разделе «Поддержка семейного воспитания» Стратегия требует поддержать «определяющую роль семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защиту их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами». Вопросы: сейчас в Российской Федерации нет поддержки определяющей роли семьи в воспитании детей!? В современных условиях в России имеются угрозы для прав родителей на воспитание детей!? В нашем законодательстве не защищены преимущественные права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами?! Какие лица имеются в виду, перед которыми у родителей должны быть преимущественные права, и которые, судя по тексту, угрожают эти права отнять? Что необходимо сделать для устранения этой угрозы?! Если это действительно так, то такие вопросы надо решать не разработкой Стратегии, но выяснением причин и конкретных виновников такого положения, и срочным изменением законодательства, воздавая упрек депутатскому корпусу, который за 20 лет не удосужился принять столь важные законоположения. 

Другой пример. В разделе «Развитие воспитания в системе образования»: «расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей». Здесь совершенно не учтено мнение родителей на применение тех или иных воспитательных систем и технологий, расширенных за счет вариативности. Очевидно, что учитывать только потребности, интересы и способности ребенка совершенно недостаточно для достижения результата воспитания, который бы отвечал потребностям семьи, народа, к которому принадлежит ребенок, и нашего государства. Кроме того, эта позиция противоречит пункту о главенстве семьи.

Раздел «Духовно-нравственное развитие» вообще не содержит духовных ориентиров воспитания. Повторение положений в свое время прописанных в советских нормах коммунистического воспитания заставляет задать вопрос о причинах того, почему эти нормы были нарушены, например, в период Перестройки и продолжают нарушаться в постсоветское время. Эти декларативные нормы, поддержанные всей мощью советской пропаганды и системы воспитания, но не обеспеченные духовным базисом традиционных религий народов России, не выдержали проверки соблазнами Перестройки и развала СССР и с легкостью были отвергнуты всей массой либерально настроенных граждан, что и было причиной хаоса 90-х годов. Поэтому весь перечень главы «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций» в разделе «Духовно-нравственное развитие» не только не содержит никакого обновления и учета современных достижений науки в воспитательном процессе, но и к отечественным традициям не имеет никакого отношения. 

Конечно, наиболее существенной частью, ради чего, собственно и разрабатывается стратегия, является раздел «Ожидаемые результаты». Здесь фиксируется такая же декларативность, как и в предыдущем тексте.

Например. «Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить: значимость воспитания в общественном сознании». Однако из текста документа совершенно не следует кто, где и какими методами будет обеспечивать значимость воспитания в общественном сознании. Какие составные части общественного сознания в результате будут преимущественно осознавать значимость воспитания? Что должно произойти после того, как общественное сознание (хотя бы частично и поэтапно) будет осознавать значимость воспитания?!

В качестве ожидаемых результатов выступает так же «развитие общественно-государственной системы воспитания…». Однако на основе чего можно сделать вывод, что общественно-государственная система воспитания получит развитие, из текста Стратегии совершенно не ясно, поскольку о системе, как было выше показано, речь в документе не идет!

Говорится, что «реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить» «утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений». Что может пониматься под позитивной моделью и кто может предъявить и утвердить эту модель в качестве нормы? Каким образом эта модель соотносится с этноконфессиональными и культурными традициями народов России? О каких именно негативных социальных явлениях в детской среде может идти речь – можно догадаться. Но без анализа и устранения причин, судя по тексту - высокого уровня этих явлений, планировать их снижение – есть пустое фантазирование. 

3. Анализ причин несоответствия документа целям его создания. Вполне закономерен вопрос о причине такой научной и методологической несостоятельности, и конструктивной слабости документа под названием «Стратегия развития воспитания …». Представляется, что основной причиной неудачи разработчиков явилось свойственное либеральному подходу желание исключить государство в качестве организатора и исполнителя воспитательной деятельности. Стратегия явилась либеральной декларацией вытеснения наиболее значимых и ответственных субъектов (государства и традиционных конфессий) из сферы образования вообще и воспитания в частности. Воспитание в анализируемом документе в итоге превратилось в бессубъектную деятельность без цели и смысла: нет ответа – кто, на каком основании, для чего и ради чего должен воспитывать. Очевидно, что государственная стратегия предполагает, что государство берет на себя ответственность за создание, поддержку, регулирование процесса и результаты деятельности государственной системы воспитания. Но при этом должны быть четко обозначены мировоззренческие позиции, аксиологические приоритеты и этические нормы, положенные в основание деятельности системы. Воспитание в принципе не возможно, если не предъявлен идеальный образ, как персонифицированный обладатель и источник аксиологических, этических и эстетических стандартов. На основе воспринятого идеального образа народы формируют свои педагогические системы, представляющие собой совокупность целей, ценностей, этических и эстетических норм, содержания, форм и методов воспитания и обучения, интегрированных в духовном/религиозном идеале народа. В Стратегии нет ответа, как, и каким образом, государственная политика по воспитанию будет соотноситься с духовными и нравственными идеалами народов России. Алогизм документа в том, что, будучи документом государственной политики, который должен определить цели воспитания и пути достижения государством этих целей, Стратегия устраняет государство из действующих субъектов, перекладывая всю ответственность на семью, утверждая «главенство семьи». Причем объяснения, каков механизм этого «главенства» Стратегия не дает.

Выводы. Во-первых, предъявленный документ под названием «Стратегия развития воспитания…» стратегией не является! Он не проходит в этом ранге ни по одному из параметров.

Во-вторых, название документа указывает территорию, на которой должно «развиваться воспитание» – это территория Российской Федерации. Но о воспитании в собственном смысле этого слова документ, по сути, ничего не говорит. В основном речь идет о внешних достаточно абстрактно прописанных условиях, в которых может осуществляться воспитательная деятельность. Кто, где и на каких духовных, аксиологических и нравственных основаниях будет осуществлять деятельность, какова ответственность за результаты этой деятельности – об этом документ умалчивает.

В-третьих, документ, именуемый Стратегия, игнорируя весь тысячелетний опыт народов России, опыт Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, предъявляет взамен некую абстрактно-космополитическую модель бесцельной и бессистемной деятельности, которую предлагается именовать воспитательной. В этом отношении весьма характерно то, что в разделе «Гражданское и патриотическое воспитание», патриотическому воспитанию уделен только один пункт – «развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического», после которого сразу идет пункт о мигрантах: «разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов». Т. е. даже патриотическое воспитание в документе не основано на истории нашей Родины, игнорирует великие достижения и победы нашего народа, в том числе и победу в Великой Отечественной войне. 

Наконец, документ научно несостоятелен, методологически необоснован, содержательно бессвязен.

Окончательный вывод, очевидно, может быть только один: данный документ не может рассматриваться как серьезный документ государственной политики, противоречит традиционным представлениям о целях, методах и задачах воспитания и должен быть отвергнут. Для написания нового документа необходимо создать новый рабочий коллектив разработчиков.

Протоиерей Сергий Рыбаков, кандидат физико-математических наук, клирик Рязанской митрополии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Стратегия развития воспитания» как либеральный деструктивный проект

Цитаты из Конституции РФ: Ст.7 п.2: "В Российской Федерации...обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..."; Ст.38 п.1 "Маеринство и детство, семья находятся под защитой государства"; Ст.38 п.2 "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей."; Ст.15 п.1 "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации."; Ст.55 п.2 " В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина."; Ст.45 п.2 "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом."
Шмелев Михаил / 11.03.2015, 13:09

1. Re: «Стратегия развития воспитания» как либеральный деструктивный проект

Тщательный и профессиональный анализ "Страте-гии..." сделанный Сергием (Рыбаковым), не ос- тавляет камня на камне на "изделие" либераль- ного охвостья, засевшее в Министерстве, что само собой есть рупор прозападного бездухов-ного прагматизма, и ни коем образом не спо-собно мыслить категориями конструктивными и национально-государственными. И как можно поручать этим людям разработку Стратегию вос- питания, когда мозги их засорены либеральной заумью и "планетарным космополитизмом".Абсо- лютно ясно и вне всяких сомнений разработка такого документа может быть поручена людям государственного мышления, несомненно правос-лавным, и обладающим всей полнотой доверия со стороны общественных, научных и духовных институтов.
Николаич / 10.03.2015, 12:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
«Ныне образование идёт к катастрофе»
О радостях и печалях 2024 года и надеждах на грядущий 2025 год
24.12.2024
Это путь к гибели человечества
Маск разрабатывает систему для будущей власти антихриста
20.06.2024
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Бывший СССР
День памяти автора гимна Российской Империи А.Ф.Львова
Сегодня мы также вспоминаем кинорежиссера А.А.Тарковского
29.12.2024
Не тратьте силы на уныние!
О главных промыслительных событиях уходящего 2024 года: куда качнётся Чаша весов?
28.12.2024
«Советский период сменился бледной немощью»
Сегодня нам не хватает творчества – исторического, культурного, управленческого, экономического
28.12.2024
Механизм регулирования общественных отношений, не соответствующий реалиям, приводит к катастрофе
Анализируя события на Украине, впервые с 1917 года мы реализовали возможность учиться на чужих ошибках, занять в новом социальном эксперименте позицию наблюдателя, а не морской свинки
28.12.2024
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
«Мы добились серьёзных результатов»
О главных итогах 2024 года в законодательной защите семей с детьми и семейных ценностей
27.12.2024
Открытый урок «Разговор о важном» по случаю
начала нового учебного года
02.09.2024
Детей поработили мобильными телефонами:
страшный эксперимент над человечеством / «Поле битвы»
31.07.2024
О будущем СВО, поездках с детьми на Донбасс
и почему боится Мизулину
17.07.2024
На каждом из нас лежит ответственность за свою страну
Молодежь является неотъемлемым носителем перспектив и будущим российского государства
10.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45