В чем взаимосвязь двух событий, отделенных друг от друга 97-ю годами? Мученической кончиной Киевского митрополита Владимира Богоявленского 25 января (7 февраля) 1918 года и
визитом в начале февраля 2015 года в США киевского лжепатриарха Филарета Денисенко, в ходе которого он встречался с сенатором-русофобом Маккейном и просил оружия для войны против России. На наш взгляд, второе событие обусловлено первым.
Меня спросят: как же так? Митрополита Владимира, выведя из стен Киево-Печерской лавры, закололи штыками большевики. При чем здесь какое-то
украинство? В том-то всё и дело. Безбожные деяния большевиков были обличены и осуждены Церковью вполне справедливо. Но это лишь часть правды. Новомученики и исповедники Российские испытали на себе злобу далеко не одних только большевиков, поэтому несправедливо выставлять их козлами отпущения, делая вид, что другие здесь не причем.
Полуправда порождает ложь. И если зло, не подвергнув предварительно скрупулезному исследованию, потом не обличить и не осудить соборным голосом Церкви, оно будет неуклонно возрастать до тех пор, пока не выйдет на свет Божий каким-нибудь гнойным нарывом, вылечить который уже невозможно без хирургического вмешательства. Что мы и видим в настоящее время. Преступления украинства долгие десятилетия замалчивались, именно поэтому они смогли получить свое полное развитие в современности. Дабы не быть голословным, приведу свидетельство товарища обер-прокурора Св. Синода князя Николая Жевахова об обстоятельствах, предшествовавших кончине Владимира, митрополита Киевского и Галицкого: «Революционные настроения проникли в самую толщу иноческой братии, и полуграмотный монах добивался сана иеромонаха с таким же азартом, как и бездарный, невежественный архимандрит без всякого образования – епископского сана. Аппетиты разгорались, достижение самых безумных целей стало казаться с помощью революции возможным, препятствие усматривалось только в старорежимных порядках, представителем и выразителем которых был митрополит… К общим причинам недовольства Владыкою прибавлялись и частные, рожденные ожесточенным натиском на Православную Церковь со стороны «украинцев», стремившихся отобрать себе не только некоторые храмы, в том числе и Софийский собор, но и капиталы, принадлежащие этим храмам, и домогавшихся совершения богослужения на «украинской мове». Были пущены слухи, что означенные капиталы хранятся у митрополита Владимира, и этих нелепостей было достаточно для того, чтобы требование о возвращении капиталов было предъявлено митрополиту».
Не обернулась ли Майданная революция 2014 года тем же самым и даже худшим? Ведь большевики не были в свое время последовательными сторонниками «Украинской церкви», а лишь попутчиками. Для нынешних же майданщиков, своя, отличная от Русской, церковь есть краеугольный камень социально-политического строительства. И опять мы видим отъятие или же попытки отъятия храмов и ценностей у православных со стороны униатов и филаретовских раскольников. В этом заключается гибельный прогресс украинства.
Но вернемся к событиям 1918 года, когда оно заявляло о себе еще довольно робко. Братия Киево-Печерской лавры насчитывала тогда до 800 человек. Ни один (!) не встал на защиту своего архипастыря, когда всего 4-5 большевиков явились требовать от него означенных выше «капиталов». Вновь процитируем князя Жевахова: «Отыскав митрополита, разбойники набросились на него с требованием вернуть капитал в несколько десятков или сотен тысяч… принадлежащий «украинской» церкви, угрожая, в случае отказа, немедленной смертью». Избив Владыку и сорвав с него панагию и нательный золотой крест, большевики повели его за пределы Лавры. «У боковых ворот ограды толпились монахи… Увидев процессию, они молча расступились… Пройдя значительное расстояние, злодеи остановились между Лаврою и Никольским военным собором. Место было людное, почти вплотную примыкавшее к трамвайной линии, но это нисколько не смущало разбойников. Сняв с митрополита белый клобук, шубу, рясу и подрясник и оставив Владыку только в нижнем белье, злодеи стали наносить ему штыковые раны, а затем начали расстреливать из ружей и револьверов. Изуродовав свою жертву, они бросили труп на месте злодеяния и скрылись».
Не повторяются ли ныне преследования с истязаниями священнослужителей Русской Церкви со стороны «свидомых украинцев» уже без всяких большевиков, не расстреливаются ли из артиллерии храмы, монастыри, православные кладбища? И сколько тысяч мирян уже стало жертвами этой «свидомости»! До какой степени изуверства нужно было дойти лжепатриарху Филарету, чтобы ехать на поклон с фальшивым орденом св. Владимира к Маккейну, ветерану садистской со стороны США Вьетнамской войны! Это, замешанное на «свидомости», изуверство обличает в Денисенко не только расколоучителя, но также ересиарха.
5 февраля лжепатриарх, наряду с Далай-ламой, главой УГКЦ Святославом Шевчуком и прочими религиозными деятелями меньшего масштаба, принял участие в «молитвенном завтраке» (так называется экуменическое действо, ежегодно проводимое в Вашингтоне с 1953 г.) с политической элитой США. Кстати, власти Китая выразили Штатам порицание за прием Далай-ламы, которого не без оснований почитают политическим преступником. Китайцы назвали его «волком в овечьей шкуре». Так что компания у Денисенко получилась подходящая.
Возникает вопрос: почему лжепатриарха устраивает экуменическое (вавилонское) «братство» с Далай-ламой, а с Русской Православной Церковью возможна только война, без попыток покаяния и даже без намёков на перемирие? Откуда столько ожесточения, столько озлобленности? Нам кажется, последнее становится закономерным следствием попрания истины, ибо кто ее попирает, угождает диаволу, отцу лжи и человекоубийце искони. И соответственно, становится совершенным орудием его древней злобы.
В отношении церковного украинство – частное проявление ереси этнофилетизма, осужденной Константинопольским собором в 1872 г. Суть этой ереси в желании организовывать поместные Церкви не по территориальному, как это повелось с апостольских времен (где нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни раба, ни свободного, но во всех Христос – Кол. 3, 10-11), а по этническому принципу.
Поводом для собора послужило желание болгар иметь свою поместную национальную Церковь, отдельную от греков. При этом, если сравнить с нынешними «свидомыми украинцами», болгары вели себя довольно сдержанно. По крайней мере, не выкрикивали «Греков – на ножи!», «Греков – на виселицу!» и т.д. Болгары не обращались к султану с просьбой истребить всех греков, не просили у него оружия для их уничтожения собственными силами (как поступает Денисенко).
Зло ереси этнофилетизма заключается в том, что она разлагает православное религиозное сознание, ставя на место принципа соборности Церкви (он обозначен в нашем Символе веры) принцип этнической замкнутости, откуда рукой подать до ксенофобских настроений к единоверцам. Современное украинство являет указанные настроения в замечательном многообразии.
Первое правило Константинопольского собора 1872 года гласит: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, т.е. племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших…»
Как утверждают некоторые, встречаясь в США с покровителями и наставниками Константинопольского патриарха Варфоломея, Денисенко рассчитывает добиться вхождения в его юрисдикцию. В случае успеха начинания даже название раскольнической группы менять не придется: УПЦ (КП) можно расшифровывать как Украинская православная церковь Киевского патриархата, а можно – и Константинопольского. Покуда этого не произошло, важно представить перед лицом православного мiра филаретовцев не только раскольниками, но и последователями ереси, осужденной в свое время самим Константинополем.
Ересь этнофилетизма в своей украинской разновидности представляет для Церкви наибольшую опасность, потому что имеет наиболее длинную историю развития. Совсем недавно главный «свидомый украинец» Порошенко обещал вернуть на Донбасс украинство, после чего начались массированные обстрелы городов. Если это есть проявление украинства, нужно заметить, что у него нет ничего общего со святым Православием, ибо это религия ненависти, какими бы правильными словами она не прикрывалась. Поэтому украинство, как учение, противоположное Православию, должно быть анафематствовано.
Святитель Игнатий Брянчанинов в очерке «О ереси и расколе» пишет: «Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее. Упорство в ереси есть свойство еретика».
Было бы пол беды, если б украинство ограничивалось рамками филаретовского раскола. В действительности оно гораздо шире. Оно поразило многих чад УПЦ (МП), оно пустило метастазы в людей, очень поверхностно знакомых с Православием, которые теперь все определеннее ставят этническое начало выше истин божественного Откровения, чем извращается нормальный порядок всех вещей, и религия превращается в служанку преступной пропаганды.
Чтобы исправить столь печальное положение, нужна последовательная борьба против украинства. Внешние обстоятельства ей теперь благоприятствуют. Ведь нельзя построить прочного государства и прочного общества на ненависти к согражданам. Сам Бог обличает эти преступные поползновения, когда насылает бедствия, чтобы пораженные ересью украинства смирились, пришли в добрый разум и принесли покаяние. Объявляя войну ереси, мы должны с любовью относиться к людям, которые подпали ее влиянию. Ведь обратной против них ненавистью можно только усугубить положение, еще более разжечь огонь вражды. Зло же побеждается только любовью.
Адепты украинства – поистине несчастнейшие из смертных. И самое буйство их обличает совершенную скудость внутреннего содержания. Всякое же дело испытывает Господь. Наверное, промыслительно, что приверженцы украинства проходят сквозь горнило войны с Новороссией, где становится явным, чье содержание глубже и ближе к истине. А еще большее количество уже бежит от нее, таким образом либо начиная растаптывать в себе украинство, либо, оставаясь ему верным, свидетельствуя, что оно слабей Православия.
Русским православным людям нужно запастись мужеством и терпением, дабы возвратить заблудших братьев, пропитавшихся ненавистью, на путь спасения. В чем да поможет нам Христос!
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинск
1. Re: Украинство как ересь