Власти Татарстана не предоставляют школьникам возможность изучать Основы православной культуры в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Интерфакс.
«Есть и «уникальный», можно сказать, регион - Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК - нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, правительства, министерства образования и науки», - сказал Патриарх в интервью журналу «Православное образование».
Он отметил, что с таким положением в Церкви не могут согласиться и будут делать все возможное, «дабы переломить эту нездоровую ситуацию», будут ставить этот вопрос на самых различных государственных уровнях.
В свою очередь заместитель министра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметов сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье», что выбор модулей в рамках курса ОРКСЭ в республике изучается «в соответствии с законодательством».
«Какому именно модулю дать предпочтение, определяют родители на соответствующих родительских собраниях. За весь этот период мы не получили особых нареканий со стороны родителей по данному вопросу», - подчеркнул собеседник агентства.
По его словам, в текущем учебном году «свободный выбор родителей определил следующее соотношение изучаемых модулей: «Основы мировых религиозных культур» - 53,7% обучающихся, а «Основы светской этики» - 46,3% обучающихся».
«При этом особо следует отметить, что почти 54% учащихся в равной мере сегодня изучают православную, исламскую, иудейскую и буддистскую культуру», - подчеркнул И.Мухаметов.
Замминистра образования и науки республики отметил, что «население понимает важность вопроса и отчетливо выступает за изучение интегрированного курса, отмечая недопустимость деления детей по конфессиональной принадлежности».
«При этом мы не скрываем свои позиции о том, что интегрированный курс наиболее рационален, толерантно направлен», - сказал И.Мухаметов.
Он также сообщил, что «органы власти всех уровней, общественные организации прилагают максимум усилий для удовлетворения различных потребностей конфессиональных групп: сегодня успешно работают многочисленные воскресные школы и курсы при храмах разной конфессиональной принадлежности».
«Мы и далее готовы поддержать создание новых воскресных школ и других религиозных образовательных организаций», - резюмировал собеседник агентства.
Курс ОРКСЭ был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего четвертого класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовала его апробация в школах в 2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» член Русского собрания, эксперт Института национальной стратегии, политолог Раис Сулейманов.
Собственно говоря, «Основы православной культуры» никак не преподают. Добавлю, что здесь не преподают и «Основы исламской культуры». В данном случае фактически добровольно-принудительно введен такой принцип: либо вы выбираете «Основы мировых религий», либо «Основы светской этики». Делается это под тем предлогом, что если мы начнем преподавать основы какой-то конкретной религиозной культуры, то это приведет к разжиганию религиозной розни и тому подобному. Поэтому, чтобы обезопасить, вводят преподавание только этих двух курсов: «Основы мировых религий» и «Основы светской этики», когда как учебные пособия по «Основам исламской культуры» и «Основам православной культуры», которые уже имеются, не вводят.
Практика показывает, что когда говорят, что никто из родителей не написал и не жаловался, это лукавство. Лукавство в том смысле, что уже есть примеры, когда существует политическая установка в Татарстане со стороны местных властей по какому-либо вопросу, связанному с образованием, и изменить ее невозможно. У нас яркий пример – это проблема, связанная с русским языком. Часы, которые выделяются на изучение русского языка в школьном расписании, в Татарстане меньше, чем за пределами Татарстана, например, в Ульяновской и Костромской областях. Возьмите любой регион, там больше часов выделяется в школьном расписании на изучение русского языка. А в Татарстане меньше. И освобожденные часы отдают на татарский язык, он считается вторым государственным языком Республики Татарстан. При этом, в обязательном порядке ввели татарский язык для изучения, но это вызывает недовольство у родителей, потому что применение татарского языка очень ограничено, а то, что отбирают часы у русского языка и отдают их под татарский язык, вызывает недовольство.
Результата нет, дети не осваивают татарский язык за все десять лет обучения в школе, но при этом недополучают количество часов на изучение русского языка, и получается приблизительно следующая пропорция: русский язык во всех российских школах изучают за десять лет обучения 1200 часов, а в Татарстане всего 700 часов. А, поскольку дети вынуждены сдавать ЕГЭ, получается, что они недополучают положенное им по закону количество часов. Когда родители начинают жаловаться и говорить, что Федеральное законодательство позволяет изучать русский язык в полном объеме, им начинают выкручивать руки. Директора начинают давить на таких родителей.
Любая попытка добиться возможности реализовывать Федеральное законодательство, которое позволяет добровольный выбор предметов «Основы исламской культуры» или «Основы православной культуры», натыкается на противодействие со стороны политического курса Казанского кремля, то есть той установки, которая дается. Иногда это приводит к очень неприятным примерам.
Это не единственный случай дискриминации православных, когда нет преподавания «Основ православной культуры». Во многих школах и, особенно, дошкольных образовательных заведениях заведено принудительное халяльное питание, то есть питание, выполненное по мусульманским обрядам, в соответствии с мусульманскими ритуалами. Это вызывает недовольство многих православных, и они начинают жаловаться. Говорят: почему в светских детских садиках ввели мусульманское питание? Мы, как православные, не хотим этого. Уже был такой прецедент, когда одна родительница была против, чтобы ее дочку отдали в детский сад с обязательным халяльным питанием. Она сказала, что является противницей всего этого, и почему нельзя иметь питание не халяльное? В итоге она столкнулась с чудовищной агрессией со стороны как педагогического состава, чиновников, так и других родителей-татар. Она оказалась принципиальной, стала жаловаться в СМИ, это возымело определенный эффект, ее ребенка перевели в детский садик, где не было халяльного питания. Это сделали исключительно для нее, как принципиальной женщине, ей пошли на уступку. Всем остальным русским родителям сказали, что их дети будут есть халяльную пищу. Идет процесс скрытой исламизации. Родители тоже возмущаются этим.
Пока эти возмущения идут как ропот. Находятся смелые люди, которые возмущаются, а остальные обычно помалкивают. В случае с препятствием преподавания «Основ православной культуры», когда говорят о том, что никаких заявлений не писалось от родителей, это элемент лукавства. Точно так же, когда люди жалуются, что не преподается русский язык в полном объеме в школах Татарстана, на это всегда говорят чиновники Татарстана: у нас все хорошо, мир, толерантность, дружба, не нужно добиваться прав родителей на обучение русскому языку полностью. За пределами Татарстана для всей России говорится, что у нас толерантность, все довольны и рады этому, но в это верить не стоит. Поэтому на то, что Патриарх вынес этот вопрос на обсуждение, первая реакция здесь у многих в Татарстане была удивительна – неужели впервые об этом заговорили? Сколько сидели и молчали. У русского православного населения Татарстана впечатление такое –
Москва забыла о нем, Москва договаривается с местной этнократической элитой, а о простом населении забыла. Сколько жаловались, сколько ломились, и, наконец-то, обратили внимание.
Я считаю, что позиция Патриарха правильная. Она особенно актуальна в свете еще одного события, которое прошло два года назад. Это массовое сожжение церквей в Татарстане, которое было сделано исламскими террористами. Это был очень большой шок…
Надо на позицию чиновников смотреть как на долю лукавства. Государственная политика и политический курс Казанского кремля заключается именно в том, чтобы подавлять любую инициативу со стороны русских и православных, когда они выступают за права, закрепленные Федеральным законодательством. Федеральное законодательство куда более либеральное, демократичное, оно предоставляет выбор. Его лишают в Татарстане. И пример с «Основами православной культуры» – не единственный. Можно взять ситуацию и с русским языком.