Либеральная идеология, до недавнего времени тиранствовавшая над Россией и силившаяся превратить ее в смрадное болото, понемногу выветривается с родных просторов. Однако кое-где в низменных местах (особенно в неповоротливых бюрократических структурах) либеральные миазмы задержались. Одним из таких мест, увы, является Минобрнауки РФ.
Очередным образчиком минобрнаучного «креатива» служит представленный им проект Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». В своем заключении доктор юридических наук профессор И.В.Понкин и доктор педагогических наук профессор Т.И.Петракова отмечают, что представленный документ «содержит значительное множество положений, грубо противоречащих законодательству РФ, конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина, а также сложившимся социальному образовательному запросу, интересам общества и государства в рассматриваемой сфере».
Следующие слова экспертов звучат и вовсе жестко: «В целом проект Стратегии обладает качествами субверсивности (разрушительности, подрывным характером) по отношению к нравственно-ценностным и культурным традициям и устоям российского общества».
Вряд ли этого ждали от документа как граждане, так и Президент Российской Федерации. Во всяком случае, в последнем Послании Федеральному собранию В.В.
Путин заявил: «Здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремленностью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание ее законных интересов – вот наши приоритеты».
Либеральная составляющая является своего рода стержнем проекта Стратегии развития воспитания. Эту особенность эксперты выразили как «закрепление в числе доминирующих концептуальных основ проекта Стратегии положений, способствующих внедрению в организацию и содержание процесса воспитания детей идеологии нравственного релятивизма, ведущего к аморализму (посредством установок на обеспечение «вариативности ценностных систем» и на «нравственное самоопределение детей»)».
Напомним, что и в президентском послании Федеральному собранию 2013 г. В.В.Путин говорил не о «вариативности ценностных систем», но совсем о другом: «Нам нужны школы, которые не просто учат, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции».
Противоречит в этом плане рассматриваемый проект новой Военной доктрине РФ, утвержденной Президентом 26 декабря, в частности, пункту 13, где перечислены внутренние военные опасности. В подпункте «в» таковой опасностью обозначена «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества».
В этой же Военной доктрине в качестве одной из основных задач по предотвращению военных конфликтов указано «объединение усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан РФ и их подготовки к военной службе» (п. 21, е).
Говоря о декларируемом проектом «нравственном самоопределении детей», эксперты отмечают: «учитывая конституционно и международно гарантированные приоритетные права родителей ребенка на его воспитание, реализованный в проекте Стратегии подход грубейшим образом посягает и на указанные права родителей ребенка, но также и на права самого ребенка, в том числе на право быть воспитанным на основе и в рамках культурных и духовно-нравственных ценностей и традиций своего народа».
За иногда привлекательно звучащими фразами, присущими идеологии либерализма, зачастую может скрываться самое что ни на есть гнилое содержание. Это не укрылось от внимания экспертов, которые пишут, что установка на самоопределение в «мире нравственных ценностей» «реализует последовательную линию на формирование мировоззрения российских детей в полном согласии с идеологическими и моральными представлениями, получившими государственное признание и защиту в ряде европейских государств (формирование у детей представлений о нормальности и престижности гомосексуальных отношений и педофилии, стимулирование проявления детьми сексуальности в раннем возрасте), что грубо противоречит традиционным нравственным и в целом цивилизационным основам России. В правовом государстве совершенно недопустимо свободное нравственно-ценностное самоопределение детей, которые «ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» (Декларация прав ребенка).
Не останавливаясь на сказанном, либерализм проекта Стратегии поднимается к новым «вершинам». Здесь декларируется обеспечение каждому юному гражданину условий для «самоопределения в мире культурных традиций многонационального народа РФ», а также «создания условий… для участия детей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы». Т.е. в вопросах, например, «секспросвета» мнением родителей, пожалуй, можно не интересоваться – достаточно заручиться поддержкой самих детей. О предпочтении той или иной «культурной традиции» в процессе воспитания мнением родителей также можно пренебречь: ребенок, видите ли, не дурак – сам сделает свой, пусть даже и роковой, выбор.
Вызывает настороженность тот факт, что, ставя себе целью «формирование приоритетов государственной политики развития детей в РФ, обеспечивающей становление российской гражданской идентичности», проект Стратегии совершенно молчит о формировании у детей определенной национальной идентичности, а соответственно, и того, в каком качестве и на каких основаниях объем понятия «национальная идентичность» будет включаться в объем понятия «российская гражданская идентичность».
Это заставляет прийти экспертов к печальному выводу: «Основывающаяся на таком доминирующем космополитичном подходе проектируемая стратегия (в случае сохранения такого подхода) приведет к непоправимой деформации всей системы духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, неизбежно повлечет дальнейшее углубление духовно-нравственного кризиса в России, принудительное вымывание, разрушение цивилизационной, национально-культурной идентичности России и станет серьезной угрозой безопасности страны. Идеологическая обработка подрастающего поколения в России в духе космополитизма будет прямо способствовать формированию в ближайшие 5-10 лет социальной основы для смены власти в России в интересах иностранных государств...».
В ходе пресс-конференции 18 декабря В.В.Путин весьма доступно объяснил, в чем заключается разница между оппозицией и «пятой колонной»: «грань между оппозиционерами и «пятой колонной» она внутренняя, ее трудно увидеть внешне… Оппозиционер, даже очень жесткий, он в конечном итоге до конца борется за интересы своей Родины. А «пятая колонна» – это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей».
Для Минобрнауки было бы вряд ли похвальным, даже если бы оно находилось просто в открытой оппозиции в отношении главы государства. Однако если ряд его деятелей (что видно из заключения экспертов) подпадают под данное В.В.Путиным определение «пятой колонны», остается лишь застыть в недоумении: почему они до сих пор занимают свои должности, почему Министерство до сих пор доверяет им столь важную для будущего страны работу, как подготовка Стратегии развития воспитания до 2025 года?
Может быть, с целью польстить власти, а также и, соответственно, с целью поглубже спрятать свои замыслы, авторы проекта предлагают поставить воспитание детей в зависимость от текущей политической конъюнктуры. Это следует из слов проекта: «ценности модернизации задаются политическими установками» и «государственная политика в сфере воспитания – часть общей государственной политики модернизации России».
Не сказано ли здесь про политическую конъюнктуру лишь ради красного словца? Тогда как на деле имеется в виду нечто худшее, именуемое эвфемизмом «общечеловеческие нравственные традиции».
По этому поводу эксперты пишут: «Учитывая современную крайне агрессивную прозелитическую экспансию идеологии сексуальных перверсий (включая инцест, педофилию, зоофилию) в США и европейских государствах, в ряде других государств мира нет никакого смысла даже ставить вопрос о том, что имеется в виду под указанной текстовой конструкцией. В проекте Стратегии принципиально должны быть четкие привязки именно и исключительно к традиционным российским нравственным и семейным ценностям, неотъемлемо связанным с культурой, укладом жизни и традициям русского и других коренных народов России».
Рядом довольно туманных формулировок проекта, по сути, открывается доступ к российским детям печально известной ювенальной юстиции. Здесь прописано «повышение педагогической культуры родителей на основе участия общественных организаций и их взаимодействия с семьями учащихся». Эксперты по этому поводу замечают, что указанное положение «требует очень серьезного разъяснения и уточнения в свете усиливающейся в настоящее время тенденции вмешательства целого ряда некоммерческих организаций всевозможными способами, произвольно и, невзирая на закон, во внутренние дела и в законные интересы семей».
В связи с угрозой широкого внедрения ювенальных технологий, вызывает настороженность присутствие в проекте, например, таких положений: «поддержка общественных объединений, содействующих совершенствованию воспитательного процесса в образовательных организациях»; «эффективная координация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и… иных организаций в сфере воспитания детей».
Между прочим, проведение решений бюрократов от Минобрнауки в жизнь потребует немало средств, о чем 14-м разделе проекта написано черным по белому: «Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников».
Контролировать исполнение Стратегии будут сами же «стратеги», о чем сказано в 15-м разделе: «Мониторинг и контроль реализации Проекта Стратегии будет осуществляться Минобрнауки России с участием заинтересованных органов государственной власти…»
Может быть, хватит гражданам России, в особенности же, детям, быть игралищем мутных бюрократических схем и подрывной деятельности «пятой колонны», действующих, увы, за государственный счет?!
Иерей Сергий Карамышев, Рыбинск
10. Ответ на 7., рудовский:
9. Re: «Пятая колонна» из Минобрнауки снова на марше
8. Ответ на 7., рудовский:
7. Re: «Пятая колонна» из Минобрнауки снова на марше
6. установка на самоопределение в «мире нравственных ценностей» «реализует последовательную линию на формирование мировоззрения российских детей в полном согласии с идеологическими и моральными представлениями, получившими государственное признание и защиту
5. Ответ на 4., Берест:
4. ответ на 3. Иванович Михаил
3. Ответ на 1., Берест:
2. Re: «Пятая колонна» из Минобрнауки снова на марше
1. Re: «Пятая колонна» из Минобрнауки снова на марше