Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Священнослужители и ученые о личности Григория Ефимовича Распутина

Иван Грозный 
0
1930
Время на чтение 8 минут
В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года по юлианскому календарю (т.е. с 29 на 30 по новому стилю) в Петрограде был злодейски убит друг Царской семьи Григорий Ефимович Распутин. «Как вы сами расцениваете фигуру Григория Распутина?» - с таким вопросом корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и ученым.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал, что «Церковь выступила против канонизации Григория Распутина - уж очень противоречивы оказались о нем сведения. А нам нельзя разделять общество на два лагеря, потому что всегда будут как противники канонизации, так и ее сторонники».

«Что касается его взаимоотношения с Царской семьей – Императрице нужно было выглядеть в глазах людей матерью каждого из своих подданных, - полагает епископ. - Нужен был старец, который бы подсказывал, как поступать. И такого старца Царская семья увидела в Григории Распутине. Императрица советовалась с ним по различным поводам. С одной стороны, она, вероятно, думала, что так станет ближе к народу, с другой - после встреч сына с Григорием мальчику действительно становилось лучше. И благодаря Распутину Царская семья стала ближе к Богу - это факт».

«Порой Григорий Распутин способствовал назначению деятелей Церкви на разные кафедры. Но некоторое люди, напротив, пострадали, будучи высланными из центральных епархий только потому, что так захотел Григорий. Поэтому я думаю: прежде чем судить его, нужно больше узнать о роли этого человека, молиться, чтобы Господь указал, кто же он на самом деле – Его избранник, человек который обрел святость, или обычный человек, проживший свою жизнь, как сумел, а в конце претерпевший страдания – а за что, знает только Господь», - заключил владыка.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «поскольку происходившие в то время события нам не еще до конца понятны, а может, факты, которые могли бы пролить на них свет, уже не станут известны никогда, такая фигура, как Григорий Ефимович Распутин, тоже будет вызывать много споров. Действительно: этот очевидно незаурядный человек играл заметную роль, как при жизни, так и после смерти - для тех, кто пытался влиять на умы людей».

«Лично для меня наиболее показательна его смерть, а точнее, те детали, которые вряд ли можно было бы объяснить, признав, что перед нами злодей и грешник; человек, вредивший Царской семье и стране, - полагает отец Алексий. - Даже будучи брошенным в реку, он думал не о том, как спастись, а о том, чтобы перекреститься. Когда Григория Распутина достали из воды, его руки были сложены в крестном знамении. После этого трудно поверить в образ человека, который использовал Православие лишь в личных интересах. Я с большим уважением отношусь и к Григорию Ефимовичу Распутину, и к людям, которые были с ним связаны. Но его личность все-таки неоднозначна».

Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, отметил, что «однозначного суждения по поводу Григория Распутина у Церкви нет, он так и остается противоречивой личностью».

«Вообще у Церкви может быть однозначное суждение только по поводу святых, - пояснил он. - А что касается всех остальных людей – сердце человека известно только Богу. Если они умерли в мире с Церковью, она их считает христианами. Однако святой - это пример для подражания, в этом случае избираются люди с однозначной репутацией. Если мы говорим о значимых исторических личностях со сложной судьбой - таких, как Григорий Распутин, - информация о них зачастую противоречива. Именно поэтому, я считаю, Распутина нельзя канонизировать, как предлагали некоторые», - заключил отец Стефан.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, подчеркнул, что однозначного ответа не существует. «Для нас, людей связанных с Церковью, Распутин фигура сложная, - признался он. - Ведь вопрос еще касается и Царской семьи, при канонизации которой тему Распутина обошли. С одной стороны в этом и мудрость: обсуждение Распутина могло бы вызвать однозначный раскол настроений в Церкви. Но с другой стороны, если не обсуждать, останутся разногласия внутри Церкви. До сих пор есть попытки канонизировать Распутина, представить праведником, есть иконы и издания, посвященные ему».

«Другая крайность связана с наследием советского времени, когда ставили цель очернить Царскую семью и все, что связано с монархией. Поэтому, естественно, все, что связано с Распутиным, рисовалось черной краской. Это идет еще с дореволюционного времени: для многих его современников было целью компрометировать и очернять. Так что советская традиция восходит к либеральной дореволюционной общественности, которая желала кардинальных реформ и, в конце концов, свержения монархии. И эти два полюса сохраняются до сих пор, поэтому нет единой оценки», - отметил отец Андрей.

«Но, скорее всего, истина посередине. Нельзя сказать, что Распутин управлял Николаем II, - а ведь это один из тезисов противников Распутина. Император был великим самодержцем, делить власть он ни с кем не собирался, как и отвечать на те слухи, которые тогда распространялись, будто Распутин смещал министров и вел себя непристойно при дворе. Разумеется, все эти слухи были ложью. Но Распутин присутствовал рядом с Императрицей, умел останавливать кровь Царевичу – наследнику престола. Этот факт фиксируют его современники. Так что он, безусловно, был приближенным. Но вряд ли влиял на политические события, хотя своим присутствием и компрометировал семью Императора», - полагает пастырь.

«Церковь должна о нем вынести свое суждение рано или поздно: с этой личностью связано слишком многое в церковной истории. И мнение должно быть взвешенным. А фильм, показанный на Первом канале, показывает не исторического Распутина, а выражает отношение режиссера к тому периоду, в котором он жил. Точно так же сняты фильмы Никиты Михалкова. Это взгляд современного человека на историю: художественный вымысел, а не подлинное прошлое», - заключил священник.

Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета, считает: «Давать оценку таким личностям, как Григорий Распутин, всегда очень трудно. Даже несмотря на то, что с момента его смерти прошло много времени – вот уже почти сто лет. Проблема в том, что мы не до конца понимаем деятельность Григория Распутина и императорской семьи, которая так уповала на помощь Григория».

«Еще одна проблема - вокруг имени Распутина и взаимоотношений его с царским семейством еще при жизни и Григория, и государевой четы, было неимоверное количество лжи, фальсификаций, ибо эти взаимоотношения стали удобным инструментом для политической оппозиции российскому самодержавию в борьбе и с самим самодержавием, и с российской политической системой в целом - в борьбе за власть. Эту карту разыгрывали очень многие: и левые, и правые, и иностранные державы, которые активно провоцировали различные слухи. Как показывает история, для очень многих существование монархической России в тот период было нежелательным. Впрочем, как и других монархических режимов - как в Германии, так и в Австрии или в Турции. Страны с господствующими либеральными режимами, отстаивающие либеральные ценности, целенаправленно стремились уничтожить мировые монархии – собственно, им это и удалось», - отмечает ученый.

«Действительно, в организации убийства Распутина принимала участие очень странная смесь «спасителей России»: великий князь Димитрий, один из очень близких людей к императорской фамилии, князь Феликс Юсупов, представитель правых сил Пуришкевич, а неподалеку находился и некий английский агент, который, вполне возможно (как это и показано в фильме), выпустил в Распутина последнюю пулю. Так что этот странный заговор столь странного союза очередной раз свидетельствует: тот период времени и роль Распутина в жизни императорской семьи и в жизни страны в целом нам еще не совсем ясны, и мы еще далеко не все знаем. Именно поэтому выносить какие-то окончательные однозначные суждения, думаю, пока не стоит. Единственное, стоит отметить: конечно же, вся эта история с Распутиным, раскрученная как левыми, так и правыми силами, к сожалению, сыграла свою роль в процессе уничтожения традиционной политической системы в России. Да и, собственно, самой традиционной России. Она, в том числе, послужила причиной того, что в России наступили трагические революционные дни», - заключил эксперт.

Однако наряду с такими более-менее взвешенными суждениями в материале публикуются и весьма поверхностные суждения священников, знающих предмет разговора явно понаслышке, пользующихся недостоверными источниками.

Так иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, утверждает: «Я знаком с людьми, у которых его портрет, напоминающий икону (на нем Распутин с нимбом), стоит на божнице в красном углу вместе с иконами Христа, Богородицы, других святых (такая икона была у известного старца протоиерея Николая Гурьянова. – Ред.). У меня это, конечно, вызывает отторжение. Объясню, почему. Кто такие святые? Это угодники Божьи – люди, чем-то угодившие Богу – служением другим людям, подвигами и т.п. На них должны ориентироваться верующие, стремиться им подражать. И их биография должна быть однозначной. Мы же знаем, что в биографии Григория Распутина есть много неясностей и темных пятен».

«Одно время в Церкви шли горячие споры по поводу Григория Распутина, отдельные группы верующих продвигали его кандидатуру в комиссию по канонизации. И тогда были разосланы архивные материалы об общественной деятельности Распутина и высказывания о нем уже канонизированных Церковью святых. Многое в этих документах опровергает высказывания о Распутине сторонников его канонизации: отношения с женским полом, связь с сектантами…. Кстати, духовник Императорской семьи святитель Феофан Полтавский тоже отрицательно высказывался о Распутине. А уж этого высоконравственного человека нельзя заподозрить в каких-либо интригах. А обращение к личностям, вызывающим мистический интерес, - просто попытка угодить зрителю. Так было и с сериалом про Вангу», - считает отец Святослав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал, что «перечисленные оценки личности и роли Григория Ефимовича Распутина – это, скорее, представление о нем малограмотного обывателя. Сейчас, в начале XXI века, можно с большой уверенностью говорить: по большому счету, ответ о роли личности и деятельности этого исторического персонажа дан».

Разумеется, негативное отношение священника к Г.Е.Распутину у священника органично дополняется столь же негативным отношением к его друзьям Святым Царственным Страстотерпцам. Он говорит: «Действительно: больший вред репутации монархии, чем Григорий Ефимович, причинил разве что сам монарх, и, конечно же, его супруга. Кто-то сказал про Распутина: "святой бес" (так называлась клеветническая книга иеромонаха-расстриги Илиодора Труфанова. – Ред.). В каком-то смысле эта характеристика отражает последствия влияния Распутина на события начала XX века. Под покровом внешнего благочестия мы видим человека нравственно распущенного, необузданного в своих страстях и пороках. Но невозможно одновременно служить и Богу, и пороку. В этой связи, конечно, говорить о какой-либо положительной роли Григория Ефимовича, увы, не приходится».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 8., И.А. Палатник:

Ну, коли уж кипит "разум возмущенный" и с ним солидарно кипит "политура 40", то я сразу и окончательно против ихнего кипения.Пусть кипят. Скоро выкипят.А вот с историком, публицистом и глубоко понимающим тему православным человеком Леонидом Болотиным я полностью согласен.А икону святого убиенного мученика Григория дома имею и ему молюсь.Чего и всем (кому раньше, кому позже) желаю.Глядишь, сейчас некоторые ведут себя, как несмысленные фарисеи савлы, а потом найдет благодать и станут павлами... Дай, Господи, молитвами св. убиенного Григория!

Вот и "всем сестрам по серьгам" от уважаемого Игоря Александровича! Приняли ли Ваш приход в Московскую Патриархию РПЦ? Просили об этом Григория Нового?

15. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Почти во всех статьях о Распутине я оставляю свои комментарии,потом и статья убирается в архив.Пишу в очередной раз.Григорий в первую очередь был колдун,не экстрасенс,а самый настоящий колдун.Я сделала выводы из того,что сама лично знакома с его дальними родственниками и на себе испытала чары этого колдовства.А бабушка делала на смерть.Я родилась можно сказать в сельской местности и знаю,что есть такие,которые лечат,но живут они намного меньше,чем те которые и лечат и козни строят.Вот эти колдуны намного сильней белых,поэтому он и лечил Цесаревича.А то что там Царица советовалась с ним по поводу дел государственных,это неправда,Царица была умной женщиной и по тем временам получила хорошее образование.Ну как вдруг яйца курицу заучили.Он ведь в государственных делах ничего не понимал,ну как баран на новые ворота смотрел.Столько лет прошло и даже люди в сане повторяют и муссируют эти небылицы.Дискредитируют батюшки сами себя.
Люся / 24.12.2014, 22:06

14. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Бог вынес Свой суд Григорию Ефимовичу, а наши потуги лишь пустословие. Для меня Григорий Ефимович Распутин - Святой Старец, верю , что так оно и есть.

13. Ответ на 9., РодЕлена:

Не знаю, следует ли так ратовать за канонизацию старца Григория? Столько было канонизировано за 20 век святых, а никто им не молится, многих даже не знают, не помнят, а значит, не верят им. Каково же это - числиться святым в Царствии Небесном и не слышать ни одного вопля о помощи?Старцу Григорию люди молятся и он ПОМОГАЕТ. Я ему молюсь и он ПОМОГАЕТ - всегда! А значит он - ходатай перед Богом.Народ выбирает своих помощников на небесах не по разнарядке РПЦ МП, а душой. В определенных трудных жизненных ситуациях в сердце приходит определенный святой для оказания помощи. Иногда Николай Чудотворец, иногда Ксения Блаженная, а в некоторых вопросах может помочь исключительно только Александр Невский и Псковская Ольга. И звать не надо - приходят и только руку протяни, слово скажи, попроси - вытащат.Старец Григорий приходит чаще всех. Время такое.

правильно. Канонизация старца Григория и Иоанна грозного только дает повод устроить очередное поношение.
Lucia / 24.12.2014, 19:26

12. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Согласен с отцом Филиппом Ильяшенко: "Под покровом внешнего благочестия мы видим человека нравственно распущенного, необузданного в своих страстях и порока" Именно такой образ предстает в воспоминаниях писательницы В.А.Жуковской, лично знавшей "старца" Всем почитателям и и не-почитателям Григория Ефимовича рекомендую с этими мемуарами ознакомиться http://goo.gl/CtmLxs И факты о связях Распутина с сектантами (хлыстами) там кстати тоже есть.

11. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Не знаю, следует ли так ратовать за канонизацию старца Григория? Столько было канонизировано за 20 век святых, а никто им не молится, многих даже не знают, не помнят, а значит, не верят им. Каково же это - числиться святым в Царствии Небесном и не слышать ни одного вопля о помощи? Старцу Григорию люди молятся и он ПОМОГАЕТ. Я ему молюсь и он ПОМОГАЕТ - всегда! А значит он - ходатай перед Богом. Народ выбирает своих помощников на небесах не по разнарядке РПЦ МП, а душой. В определенных трудных жизненных ситуациях в сердце приходит определенный святой для оказания помощи. Иногда Николай Чудотворец, иногда Ксения Блаженная, а в некоторых вопросах может помочь исключительно только Александр Невский и Псковская Ольга. И звать не надо - приходят и только руку протяни, слово скажи, попроси - вытащат. Старец Григорий приходит чаще всех. Время такое.
РодЕлена / 24.12.2014, 15:43

10. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

" Однако святой - это пример для подражания, в этом случае избираются люди с однозначной репутацией. Если мы говорим о значимых исторических личностях со сложной судьбой - таких, как Григорий Распутин, - информация о них зачастую противоречива." В этой связи можно вспомнить и Андрея Боголюбского, организовавшего поход 11 русских князей на Киев, матерь городов русских. Который после взятия на щит грабили трое суток. А причислен к лику святых. За организацию грабежа? Или были другие заслуги, покрывшие это безобразие?!

9. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/21/k_voprosu_o_kanonizacii_grigoriya_efimovicha_rasputina/
Апографъ / 24.12.2014, 12:32

8. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Ну, коли уж кипит "разум возмущенный" и с ним солидарно кипит "политура 40", то я сразу и окончательно против ихнего кипения. Пусть кипят. Скоро выкипят. А вот с историком, публицистом и глубоко понимающим тему православным человеком Леонидом Болотиным я полностью согласен. А икону святого убиенного мученика Григория дома имею и ему молюсь. Чего и всем (кому раньше, кому позже) желаю. Глядишь, сейчас некоторые ведут себя, как несмысленные фарисеи савлы, а потом найдет благодать и станут павлами... Дай, Господи, молитвами св. убиенного Григория!
И.А. Палатник / 24.12.2014, 11:50

7. Re: Рано или поздно Церковь должна вынести о нем свое суждение

Очень согласен с 1. комментарием!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06