Группа представителей татарской интеллигенции, исповедующих тенгрианство, обратилась к главе Татарстана Рустаму Минниханову с предложением построить в центре Казани храм Тенгри. Их заявление 18 декабря 2014 года опубликовала казанская газета «Звезда Поволжья», сообщает наш корреспондент из столицы Татарии. Авторы заявления считают, что такой храм под названием «Тэнри-йорт» («дом Тенгри») позволит Татарстану стать «этно-духовным, объединяющим центром всего евразийского пространства».
Заявление тенгрианцев о необходимости постройки храма Тенгри уже стало причиной того, что на следующий день 19 декабря 2014 года во время пятничной проповеди в ряде мечетей столицы Татарстана имамы говорили о том, что тенгрианство является «ширком» (идолопоклонство) и мракобесием, наследием «эпохи джахилии» (т.е. языческого невежества, предшествовавшему принятию ислама).
Ряд СМИ отмечают активизацию тенгрианцев Татарстана в конце 2014 года. Как сообщал 1 декабря 2014 года православный портал «ПРОТОИНФО», в Казани активизировалась секта неоязычников-тенгрианцев, в основе учения которых лежат доисламские и дохристианские верования тюркских народов [В Казани неоязычники поклоняются лешему и вербуют православных]. По информации «
ПРОТОИНФО», лидеры тенгрианской секты требуют от своих адептов поклонения статуе татарского лешего – Шурале, стоящей в туристическом центре Казани. Перед статуей зачитывается тенгрианская молитва, после чего шаман мажет губы Шурале куриной или бараньей кровью. Как сообщают прихожане Кряшенского прихода при казанском храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери, тенгрианцы в последнее время активизировали свою проповедь среди кряшен. Так, в ноябре 2014 года по воскресеньям специально подходили к окончанию богослужения в храме, чтобы убеждать молодых кряшен стать адептами татарского неоязычества.
Необходимо отметить, что одного из лидеров тенгрианцев, татарского писателя Фирдуса Девбаша ряд интернет-СМИ обвиняют в желании навязать кряшенам татарское самосознание, в исламофобии, в негативном отношении к Православию и русофобии [подробнее о русофобском и антиправославном содержании книги Ф.Девбаша «Татарские молитвы» см.: Сергей Павлов. Почему возглавлять Казанский филиал РИСИ доверили
«попавшему под лошадь»]?
В адресованном главе Татарии заявлении тенгрианцев говорится о том (орфография сохранена), что в Казани «для полной справедливости не хватает татарский традиционный храм Тэнре-йорт или Ак Тирмэ», в то время как «за последние 25 лет при содействие государства в Татарстане построено и восстановлено десятки тысяч мечетей и церквей».
В списке подписавших заявление девяти тенгрианцев, в частности, присутствуют: Рафаэль Безертинов, известный в Татарстане как «великий шаман тенгрианства» и автор ряда псевдоисторических опусов в жанре «фолк-хистори»; историк Рафаэль Мухаметдинов, в 1990-е годы получивший известность как лидер политической группы, которая ратовала за полное отделение Татарстана от Российской Федерации; публицист Рамай Юлдашев, который несколько лет назад переселился из Татарстана в соседнюю Республику Марий Эл, однако умудряется заниматься «реконструкцией тюркской религии» на территории обеих поволжских республик; публицист Наркас Мулладжанов, который также является одним из лидеров тенгрианцев.
В заявлении тенгрианцев главе Татарстана, в частности, говорится: «С постройкой храма Тэнри-йорт будет возможность сохранить татарские обряды, традиции и молитвы». В написанном и изданном Ф.Девбашем руководстве для тенгрианцев «Татарские молитвы» главной задачей этой книги указано именно «сохранение татарских обрядов, традиций и молитв».
В своём заявлении тенгрианцы также адресуют главе республики следующие слова: «С данным обращением высылаем учебное пособие «Древнетюркское мировоззрение — тэнгрианство». Отметим, что с данным «учебным пособием» уже в течение нескольких лет каждый желающий может ознакомиться на сайте тенгрианцев «Тенгрианство.народ.ру». На этом же сайте с 2008 года находится опус Ф.Девбаша «Язык и дух народа».
Насколько влиятелен в среде тенгрианцев Фирдус Девбаш, пытающийся навязать татарское самосознание кряшенам, и для чего тенгрианцы мажут губы татарского лешего кровью – с этими вопросами корреспондент «Русской народной линии» обратился к казанскому религиоведу и конфликтологу Марату Зарипову, который уже несколько лет изучает неоязыческие движения в Татарстане.
«Начнём с того, что в Татарстане, по сути, действуют несколько тенгрианских сект», – говорит Зарипов. Тенгрианцы делятся на «ордынцев» и «булгаристов». Тенгрианцы-ордынцы считают, что татарский народ является наследником «золотоордынской цивилизации». Тенгрианцы-булгаристы считают, что татарский народ является наследником Волжско-Камской Булгарии, которая вместе с Русью пострадала от монгольского нашествия. Значительная часть тенгрианцев-булгаристов относит себя к «правым», их много среди болельщиков казанского футбольного клуба «Рубин». Зарипов рассказал о том, что в 2012 году его учитель (ныне покойный), известный российский социолог и конфликтолог Александр Салагаев провёл социологическое исследование среди тенгрианцев-булгаристов из числа болельщиков местного футбольного клуба «Рубин». Проведённое методом «фокус-группы» исследование показало, что для тенгрианцев-булгаристов из числа футбольных фанатов в 100% случаев характерна пророссийская и прорусская позиция, по многим вопросам они солидаризируются с русскими националистами.
«В тоже время, для многих тенгрианцев-ордынцев характерны русофобия и пантюркизм», – отмечает казанский религиовед. Русофобия в среде молодых ордынцев, по мнению Зарипова, во многом обусловлена русофобскими пассажами книги Девбаша «Татарские молитвы». А на сайте «Тенгрианство.народ.ру» выложена пропитанная пантюркистским духом программная статья «Проблемы тюркского единства» за авторством другого лидера тенгрианцев-ордынцев, «великого шамана тенгрианства» Рафаэля Безертинова. «Великий шаман» является учителем для Девбаша, который в своей книге «Татарские молитвы» в качестве источников своего опуса указывает и псевдоисторические труды Безертинова.
Инициатива постройки тенгрианского храма в центре Казани исходит именно от тенгрианцев-ордынцев. Они надеются, что рано или поздно им удастся возвести храм Тенгри в исторической части города, напротив татарского театра им. Галиаскара Камала, рядом с той самой статуей Шурале. Также они надеются, что данное обращение к президенту Татарстана будет способствовать легализации их неоязыческой религии по примеру Якутии (где местная версия тенгрианства по решению республиканских властей является конфессией равноправной с Православной Церковью). Тенгрианцы-ордынцы не представляют из себя монолитную структуру.
Сообщество неоязычников-ордынцев раздирают разногласия, духовные лидеры не могут между собой найти общий язык. Периодически к проведению обряда, который проводит у статуи лешего казанские тенгрианцы, присоединяются и члены других тенгрианских общин (в частности, из г. Набережные Челны).
Однако к общине Девбаша так и не присоединились тенгрианские «аксакалы» (старейшины) Татарстана. «Великий шаман тенгрианства» Рафаэль Безертинов не признаёт духовный авторитет за Девбашем. Другой лидер тенгрианцев, выходец из Киргизии Наркас Мулладжанов считает себя фигурой равной «каму» Девбашу. Также считает и упомянутый выше Рамай Юлдашев. Многие из них негативно относятся к тому, что в своей общине Девбаш насаждает культ турецкого политического деятеля Кемаля Ататюрка. Книга Девбаша «Татарские молитвы» считается священной среди его последователей в Казани. Такого «культового» отношения к этой книге придерживаются многие тенгрианцы и за пределами Татарстана. В тоже время, тенгрианские «аксакалы» в родной республике Девбаша не признают эту книгу священной.
Негативное отношение целого ряда «старых тенгрианцев» к Фирдусу Девбашу во многом вызвано тем, что они откровенно завидуют последнему. Во-первых, из-за его хорошего материального положения: Девбаш в течение нескольких лет был торговым представителем турецкой фирмы, он живёт в собственном особняке в престижном посёлке коттеджей «Гривка» недалеко от Казанского Кремля. В середине 2000-х годов Девбаш был единственным из тенгрианцев, кто приезжал в тенгрианский учебный лагерь «Тан-батыр» на серебристом «шестисотом» «Мерседесе».
Во-вторых, с недавних пор Девбаш был назначен директором Казанского филиала Российского института стратегических исследований.
Кроме того, свободно владеющий турецким языком Девбаш называет себя «переводчиком президента Татарстана Рустама Минниханова». Известно, что глава Татарии берёт Девбаша в качестве переводчика во время командировок в Турцию – в случаях, когда по каким-либо причинам не может полететь штатный переводчик.
Девбаш добился успеха потому, что он использовал свои связи в Администрации президента Татарстана, которые он наработал за время своих многолетних трудов на благо турецкой фирмы и общества татаро-турецкой дружбы «Татарстан – Турция» (это общество он продолжает возглавлять и сейчас).
Однако все тенгрианские лидеры вынуждены считаться с мнением Фирдуса Девбаша. Указанный выше Рамай Юлдашев хотя и является оппонентом Девбаша по многим вопросам, однако в апреле 2014 года пригласил Фирдуса Нурисламовича в г. Йошкар-Олу на конференцию «Проблемы сохранения и развития татарского этноса в Республике Марий Эл» (сам Юлдашев был секретарём оргкомитета конференции). В рамках конференции для интересующихся тенгрианством представителей татарской молодёжи Республики Марий Эл Девбаш провёл мастер-класс, где рассказал о том, как «защищаться от порчи используя методы древних тюрков». В прежние годы Юлдашев приглашал Девбаша для проведения мастер-классов в тенгрианский учебный лагерь «Тан-батыр», который он организует каждый год в Поволжье.
По мнению информированных казанских наблюдателей, Девбаш является наиболее влиятельным среди местных тенгрианцев, и к нему вполне применимо определение «серый кардинал». По мнению Марата Зарипова, нельзя исключать, что за обращением группы тенгрианцев к главе Татарстана стоит именно Фирдус Девбаш.
Первое обращение тенгрианцев о необходимости строительства в Казани тенгрианского храма прозвучало ещё в 2007 году, и было адресовано тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Тогда это обращение ни к чему не привело, и тенгрианцы-ордынцы разуверились в возможности появления храма «исконно тюркской религии» в Казани. Спустя 7 лет тенгрианское сообщество решило повторить вновь свою попытку, опубликовав заявление в адрес нынешнего главы республики.
«Влиятельности Фирдуса Девбаша не мешает даже то, что он крестился в Православной Церкви», - не скрывает своего удивления Марат Зарипов. Как отмечает казанский религиовед, с непониманием, мягко говоря, многие тенгрианцы-ордынцы отнеслись к тому, что Девбаш крестился. Судя по всему, «шаман тенгрианства» сделал это по тем же причинам, что и многие «православные колдуны» и прочие экстрасенсы, т.е. мотивация у него была оккультно-эзотерическая. По этому поводу в соцсети «В контакте» в группе «Татары-тенгрианцы» был даже открыт специальный «топик» (тема для обсуждения) под названием «Крестился ли шаман Девбаш» [интернет-сообщество «Татары-тенгрианцы» в соцсети
«В контакте»; скриншоты обсуждения о крещении Девбаша доступны по
ссылке]. Сторонники Девбаша в этой теме честно признались, что шаман действительно «принял православный обряд крещения». Однако отметили, что «осуждать Фирдуса Нурисламовича за это могут только люди недалёкие, не знакомые с тенгрианством и с эзотерикой в целом». Оказывается, Девбаш принял крещение для того, чтобы приобщиться к «эгрегору христианства», т.е. чтобы получить «духовную энергию» от христианской конфессии. Апологеты тенгрианства пишут: «Приняв крещение, шаман Девбаш усилил свою шаманскую силу духовной энергией этой конфессии». И отмечают, что «эту энергию он планирует использовать в интересах татар и всех тюрков». Из этого же интернет-сообщества «Татары-тенгрианцы» можно узнать о том, что «решиться на этот шаг Фирдус Нурисламович принял после глубокого изучения традиции якутских шаманов», у которых, оказывается, имеется «большой опыт использования эгрегора христианства в интересах своего народа».
Не все тенгрианцы согласны участвовать в обряде во время которого губы у статуи татарского лешего мажут кровью. Этот обряд часть местных тенгрианцев стали практиковать относительно недавно.
«Мазать губы идола жертвенной пищей – это древняя шаманская традиция, широко известная в частности, среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока», - говорит Марат Зарипов. «Так, известно, что у аборигенов Камчатки во время языческого ритуала шаман мазал идолов кровью принесенного в жертву оленя», - отмечает казанский религиовед.
Однако многие тенгрианцы «старой формации» обряд поклонения татарскому лешему с обмазыванием губ Шурале идоложертвенной кровью считают недопустимым новшеством, и высказывают мнение, что «тенгрианство было монотеистической религией без идолопоклонства». Подобные разногласия во многом являются следствием отсутствия единой концепции вероучения базы у тенгрианцев, ведь у каждого из лидеров своя версия «исконно тюркской религии».
Вот так, по мнению татарских неоязычников, должен выглядеть храм Тенгри (это эскиз вместе с заявлением направлен Р.Минниханову). По замыслу тенгрианцев, синяя крыша символизирует вечное Синее Небо, т.е. самого Тенгри
Лагерь неоязычников «Танбатыр»