Применение церковного опыта в борьбе с пьянством должно дать хороший результат

Православные священнослужители о предложении законодателей учредить общероссийский День трезвости 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
136
Время на чтение 10 минут
Как сообщалось, депутат от фракции ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил учредить в России официальный День трезвости и назначить его на 11 сентября (по церковному календарю – память Усекновения головы Иоанна Предтечи, строгий пост).

Согласно инициативе, в этот день продажа спиртного на всей территории России должна быть запрещена. Парламентарий уверен, что такая мера, которая уже доказала свою эффективность во времена царской России, станет очередным шагом на пути российского народа к благополучию.

Напомним, в июле Священный Синод постановил отмечать 29 августа (11 сентября н.ст.) общецерковный День трезвости. Впервые такой праздник был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году, а 1914 году было решено проводить его ежегодно.

В этот день рекомендовано посвящать проповедь раскрытию важности сохранения трезвого образа жизни, совершать молебны о страждущих недугом винопития и, по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни.

Против этого предложения выступил помощник председателя правительства, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Он заявил, что днем трезвости в нашей стране должен быть каждый день в году. «Это мне напоминает Международный женский день, который даёт мне моральное право восхищаться женщиной один раз год. Если я получу день трезвости, то в этот день я не буду употреблять алкоголь, а во все остальные вроде как и можно. Что значит День трезвости? Это что, моё какое-то гражданское, общественное достижение? Трезвость – это норма жизни», – заявил Онищенко.

В серьезную социальную проблему пьянство превратилось к середине XIX века – и уже к концу того же XIX века появились первые попытки с ним бороться.

Как известно, христианство, в отличие от ислама, считает грехом не употребление алкоголя само по себе (скорее напротив: вино освящено своей ролью в Литургии), а именно пьянство. А на Руси хмельные напитки прочно вошли в быт еще в дохристианские времена: «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти», - говорит князь Владимир мусульманским проповедникам в «Повести временных лет». Все попытки пропагандировать абсолютное трезвенничество (вспомним, например, «безалкогольные свадьбы» и «безалкогольные бары» 1980-х) – вызывают главным образом насмешки.

«Как вы относитесь к идее ввести в России официальный День трезвости, предполагающий однодневный запрет на торговлю спиртным? Как бы вы прокомментировали возражения Геннадия Онищенко? Что следует понимать под трезвым образом жизни, подразумевает ли он полный отказ от алкоголя?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, рад, что депутаты говорят об этой проблеме.

«Действительно, у нас уже есть общецерковный День трезвости. А в нашей епархии всегда в первый воскресный день месяца совершают молебны о страдающих этим недугом. Приезжают сами страждущие, их родственники. Не секрет: самостоятельно человек избавиться от этой страсти не может. Нужна помощь свыше, и страждущий получает ее благодаря молитве, исповеди и причастию. Пьющий человек не обращает внимания на окружающих людей, избегает трудностей. Он считает, вино решит все проблемы. А это, конечно же, не так. И отрадно, если такие люди и их родственники идут за помощью к Богу. То, что депутаты вспомнили об этом дне, не может не радовать. И хочется верить: в России будут воздерживаться от употребления спиртного не только раз в году, но и в другие дни. Я согласен с Геннадием Онищенко – один день это слишком мало. Но, слава Богу, начало положено», - подытожил владыка.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что у нас есть День Неизвестного Солдата, например, День авиации, День учителя и пр.

«Это же не значит, что летчики только в День авиации летают, или учителя только День учителя преподают! В определенный день вспоминают нечто, связанное с человеком конкретной профессии или с каким-то событием. Так что возражение Онищенко несерьезное и чувствуется, что им пытаются прикрыть обоснование человекоугодничества. Такой либеральный подход, - мол, все свободны в любой день без оглядки на что-либо. Еще очень важно, что именно государство должно не идти на поводу этого человекоугодничества, а должно заботиться о воспитании народа. Это функция Церкви и государства. В этом отношении можно посмотреть на опыт тех же мусульманских стран: турист из другой страны должен придерживаться их правил. Будь готов к тому, что если распиваешь алкоголь не у себя в номере, а на людях, то тебя могут посадить в тюрьму, а то и приговорить к смертной казни. То есть там власть принимает законы, воспитывающие народ в соответствующем духе, в духе ислама. Так почему наше государство, заботясь о своем народе, не может учредить День трезвости? Если кто-то хочет все же выпить, пусть заранее купит и поставит в холодильник бутылку, но на улице все же не появляйся с алкоголем, а если вышел пьяным, будь готов к моральному осуждению и к административному наказанию. Государство имеет на это право. День трезвости без дополнительных мер будет вызывать раздражение от непонимания. Хорошо бы систематически профилактические меры предпринимать. Например, не продавать алкоголь лицам, не достигшим 21 года. Церковь, понятное дело, и помолится, и объяснит, и в проповедях провозгласит пользу запрета, то есть поддержит государственные решения всей своей просветительской деятельностью», - продолжил священник.

«У нас нет отношения к вину, как к абсолютному злу. Господь на свадьбе в Кане Галилейской превратил не вино в воду, а наоборот: когда люди выпили много и стали жаловаться, что нет больше вина, а им хочется еще, Матерь Божья попросила Господа помочь людям, чтобы праздник был полным. И пророк Давид говорит: «Вино сердце человека веселит». Но все дело в мере - можно назвать это культурой пития. Даже на горе Афон или в Черногории после службы предлагают выпить рюмочку ракии, и при посещении монастыря дают рюмочку этого - очень крепкого, кстати, - напитка. Так что мы ни в коей мере не за то, чтобы ругать алкогольный напиток, а за то, чтобы ограничивать его потребление в рамках полезного. И еще надо понимать фразу пророка Давида как предостережение. То есть при плохом настроении можно выпить рюмочку и станет веселее, но если человек привыкнет свои проблемы решать только так, он станет алкоголиком. Создается впечатление, что духовные проблема лечатся материальным, т.е. высшее сводится к низшему. А так не должно быть, высшее должно лечиться только высшим. Телесные недуги преодолеваются подчас молитвой, постом и смирением», - заключил о. Сергий.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», отметил, что у Церкви есть уже День трезвости.

«Мы молимся за тех, кто страдает недугом пьянства, просим помощи людям, в чьих семьях есть пьющий человек. Но вот нужно ли присоединять к этому уже имеющемуся дню запрет на продажу алкоголя на законодательном уровне? Для меня это вопрос открытый. Церковный День трезвости подразумевает добровольное воздержание тех, кто пытается избавиться от этого недуга, считает его грехом и обращается к помощи Божьей. Запрет, конечно, тоже может сыграть определенную роль, но я в предложении депутата не обнаружил ничего положительного. Что предлагается взамен? Если ничего, то эта мера может вызвать раздражение. Я разделяю точку зрения Геннадия Онищенко - трезвость должна стать нормой жизни. Для людей, считающих себя православными, неплохой альтернативой стало бы участие в работе возрождающихся церковных обществ трезвости. Мне кажется, применение церковного опыта плюс желание людей избавиться от этого недуга даст хороший результат. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что не вино греховно, а его неумеренное употребление, пьянство. Виноградное вино - значимый для Церкви символ: с использованием виноградного красного вина служится Литургия. Поэтому запрещать вино как таковое для нас неприемлемо так же, как неприемлемо пьянство. Во всем нужно держаться золотой середины», - заключил священник.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, затруднился ответить, нужен ли в России такой День трезвости, который предлагает установить Михаил Дегтярев.

«Сама по себе идея неплоха, но нужно избегать крайних мер, необдуманных поступков. Во всяком случае нельзя полностью запрещать спиртное: это вызовет неодобрение общества. Этот день предлагается совместить с Днем трезвости, установленном Священным Синодом, и совершенно незачем, чтобы запрет, который многих только разозлит, связывался с Церковью. День трезвости же нужен не для того, чтобы запретить продажу, а чтобы привлечь внимание к проблеме алкоголизма. Так что я не могу согласиться с рассуждениями на эту тему Геннадия Онищенко. Грех и беда, разрушающие нашу жизнь - не употребление спиртного от случая к случаю, а алкоголизм, пристрастие к пьянству. Есть люди, которые полностью отказались от спиртного и помогают своим примером другим – тем, кто от этого недуга страдает. Но требовать, чтобы вся страна полностью отказалась от алкоголя, бессмысленно», - подытожил он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, напомнил известную фразу, приписываемую Салтыкову-Щедрину: «Разбудите меня лет через сто, и спросите: что сейчас делается в России? Я отвечу: пьют и воруют».

«Я согласен и с Дегтяревым, и с Онищенко. Хорошо, если будет предпринята еще одна попытка борьбы с пьянством, и, конечно, хотелось, чтобы как можно больше дней в году стали днями трезвости. Но бороться нужно не запретами. Запретный плод сладок и поэтому к нему тянется человек. Нужна культура, в том числе - культура пития, употребления пищи. Нам этому нужно учиться. Нельзя преуменьшать здесь и роль средств массовой информации. К сожалению, они говорят сейчас о чем угодно, но только не об этой проблеме. Из общего количества публикаций и эфирного времени ей уделено в лучшем случае 1-1,5%. Молодые люди разучились работать, они хотят все и сразу, считают: счастье в богатстве. Так вот, лучше один День трезвости, нежели вообще об этом не говорить. Есть надежда: это станет началом. Рассчитывать на массовый отказ от алкоголя, конечно же, не стоит. Но этот день нужен же не для этого: человек должен задуматься, сделать выводы», - подчеркнул он.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что у нас есть практика постов, когда мы на какое-то время отказываемся от приема скоромной пищи.

«При этом мы не говорим, что она вообще нечиста или непригодна для употребления. Это просто помогает по-другому относиться к скоромным продуктам, употреблять их значительно реже - например, только на праздники: как говорится, хорошенького понемножку. День трезвости нам напоминает, к чему приводит пьянство: взять хотя бы трагический случай с Иоанном Крестителем, который стал жертвой пьяного бахвальства царя Ирода. В этот день Церковью установлен однодневный строгий пост, поэтому отказаться также от употребления алкоголя для церковного человека вполне естественно – никому и в голову не приходит выпивать в день Усекновения головы Иоанна Предтечи. Не думаю, что это ущемление чьих-либо прав. Мы же устанавливаем посты не ради того, чтобы люди прекратили есть: речь идет об умеренности. Здесь то же самое. Однодневный запрет на продажу спиртного, возможно, побудит людей быть умеренными, заставит задуматься о последствиях невоздержанности. Тут ведь нужно задать вопрос: «кто кем управляет»? Если человек – своими поступками, это одно. А когда бутылка начинает управлять человеком, это уже зависимость», - подчеркнул священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, затруднился сказать, какие меры будут эффективны в борьбе с пьянством.

«Сейчас в России с ним борются вообще не так уж многообразно, поэтому в качестве эксперимента можно пробовать разные подходы, в том числе и День трезвости, особенно если это даст хороший результат. Но для начала все же нужно заключение экспертов. А я готов поддержать любое начинание, которое даст возможность русскому обществу избавиться от этого недуга - хотя, на мой взгляд, более важным было бы решение о полном запрете рекламы алкоголя на улицах и в метро. В России до революции Церковь весьма плотно боролась с алкоголизмом, были выработаны определенные и интересные способы борьбы. Были общества трезвости, целые госпрограммы, как, например, монополия на продажу водки. Может, нам обратиться к накопленному опыту, а не придумывать велосипед? Другой вопрос, что на этом деле многие наживаются, и алкогольное лобби очень сильно. Хорошо бы применить экономические меры для давления на это лобби. Что такое трезвый образ жизни, однозначно ответить сложно. Необязательно подходить с единой мерой для всех. Те, для кого алкоголизм - это недуг, должны однозначно отказываться от употребления спиртного, а те, кто не страдает зависимостью, должны вырабатывать правильную культуру потребления. Мы не должны показывать дурной пример или соблазнять людей, которые страдают от пьянства. Это же не просто забава или русская традиция, для многих людей это тяжелейшая зависимость и болезнь», - подчеркнул он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что, с одной стороны, Церковь не борется за введение полного «сухого закона», ибо Христос с апостолами употреблял вино, в том числе, и на Тайной вечере. Вино - это один из Даров, который приносится, освещается и превращается в кровь Христову. Но с другой стороны апостол Павел предупреждает: «Не упивайтесь вином, в нем блуд». И действительно так: пьянство - бич многих людей и должно рассматриваться как заболевание.

«Но ничто не мешает 11 сентября устроить День трезвости, поскольку это привлечет дополнительное внимание к вопросам пьянства и алкоголизма у нас в стране. А Онищенко вообще крайний экстремал, он всегда отличался резкими высказываниями и поступками еще будучи на своем посту. Безусловно, нужна культура пития. Есть люди, которым вообще пить нельзя, они имеют склонность к запойному употреблению и не могут себя контролировать. С другой стороны представить Новый год без бокала шампанского тоже невозможно. Хотя в свое время у меня было отвращение к алкоголю, я страдал сильными головокружениями и помню один свой Новый год без шампанского. Но это крайние случаи. А если ты здравомыслящий, то по особым случаям употреблять алкоголь можно», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Когда войско на Косово вернётся...»
В Москве пройдёт памятный вечер, посвящённый 635-й годовщине Косовской битвы
24.06.2024
Праздник на Земле преподобного Сергия получился
Фоторепортаж из Сергиева Посада с главного престольного праздника Свято-Троицкой Сергиевой лавры
24.06.2024
13 фильмов о героях специальной военной операции
Международный фестиваль документального кино «RT.Док: Время наших героев» скоро начнёт свою работу
21.06.2024
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от р.Б.Алексий
25.06.2024 21:57
Сатанисты-глобалисты торопятся
Новый комментарий от Агафон
25.06.2024 21:45
Демарш терроризма в Дагестане
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 19:44
Национальное государство – плохой выбор для великой нации
Новый комментарий от Константин В.
25.06.2024 18:00
Просвещение общества русской историей
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.06.2024 16:53
«С НАТО у нас идет откровенная прокси-война»
Новый комментарий от РОНОЛ
25.06.2024 15:21
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Фиалковский
25.06.2024 14:28