«Трезвость - идеал христианина»

Православные священнослужители о грехе пьянства и об общецерковном Дне трезвости

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
442
Время на чтение 12 минут
Как сообщалось, Священный Синод на заседании 25 июля принял решение о восстановлении празднования общецерковного дня трезвости, учрежденного еще до революции. 

Днем трезвости объявлено 29 августа (11 сентября), день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. Впервые такой праздник был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году, а 1914 году было решено проводить его ежегодно. 

В этот день рекомендовано посвящать проповедь раскрытию важности сохранения трезвого образа жизни, совершать молебны о страждущих недугом винопития и, по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни. 

Пьянство – давняя беда России. В серьезную социальную проблему оно превратилось не позднее середины XIX века – и уже к концу того же XIX века появились первые попытки с ним бороться. 

С другой стороны, как известно, христианство, в отличие от ислама, считает грехом не употребление алкоголя само по себе (скорее напротив: вино освящено своей ролью в Литургии), а именно пьянство. А на Руси хмельные напитки прочно вошли в быт еще в дохристианские времена: «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти», - говорит князь Владимир мусульманским проповедникам в «Повести временных лет». Все попытки пропагандировать абсолютное трезвенничество (вспомним, например, «безалкогольные свадьбы» и «безалкогольные бары» 1980-х) – вызывают главным образом насмешки. 

«Какие цели должен преследовать общецерковный День трезвости? Что следует понимать под трезвым образом жизни, подразумевает ли он полный отказ от алкоголя?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Важно, чтобы помимо особых церковных дней и проповедей была и последовательная государственная политика». 

«Известно, что у нас с конца 1930-х годов действует ГОСТ так называемого спирта-ректификата – из него как раз делают водку, а это тонкий химический яд. Так что последнюю почти сотню лет наш народ спаивают. А вот те, кто употребляет дистиллят, то есть напитки, чье производство непосредственно связано с виноградным сырьем, или виски, который изготавливается из пшеничного сырья, гораздо меньше подвержены спаиванию, т.к. дистиллят усваивается организмом не так быстро, как напитки на ректификате. Так что проповеди - это само собой, но на чем основана наша внутренняя политика по борьбе с алкоголизмом? На рекламе спиртного, на побуждении употреблять именно ректификат – так и будет продолжаться геноцид на уровне спаивания государства. Так что тут нужны более серьезные меры», - подчеркнул он.
 
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, процитировал слова апостола Павла: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». «Вино веселит сердце человека», - говорит, в свою очередь, пророк Давид. 

«Здесь, на мой взгляд, нужно найти золотую середину. День трезвости, как мне кажется, должен служить напоминанием: пьянство - грех. Когда человек напивается, лишается разума, он уподобляется скоту. Нужно, чтобы человек знал меру. В Православной Церкви есть движение трезвенников, где люди совершенно отказываются от вина. Но помощь там оказывают прежде всего тем, кто страдает этим недугом, и у кого нет другого способа с ним бороться. Обеты трезвости, полный отказ от вина, дают также возможность людям, имеющим склонность к алкоголизму, предохранить себя от этого греха – винопития. Я недавно был в Антониево-Сийском монастыре. Когда преподобный Антоний Сийский основал его, он советовал, чтобы в монастыре не было винопития – и там вино используется исключительно на богослужениях», - подчеркнул он.
 
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что Церковь никогда не осуждала умеренное употребление вина. 

«В Священном Писании - в Ветхом и Новом заветах - мы встречаем примеры употребления вина. Поэтому попытка бороться с пьянством путем отказа от употребления алкоголя чаще всего приводит к обратному результаты. Алкоголизм - это не только медицинская, но и духовная проблема. Люди становятся алкоголиками чаще всего стараясь заполнить спиртным духовную пустоту. Это попытка изменить сознание чисто химическими средствами, уйти от проблем, избрав легкий путь. Церковь должна бороться с алкоголизмом, предлагая людям путь духовного очищения. День трезвости очень нужен в нашей жизни, - тем более что он выпадает на день строгого поста. Он должен быть напоминанием о том, как можно проводить время в трезвости. Умеренное употребление вина разрешается церковным уставом в праздничные дни - но именно умеренное употребление. Любая неумеренность - начало греха, и человек должен стремиться к умеренности во всем», - продолжил он. 

По словам о. Серапиона, слово «трезвение» у Святых отцов означало не столько воздержание, сколько особое состояние сознания, когда человек смотрит на мир трезво. «И в этом смысле трезвость - идеал христианина. А напитки, употребляемые в неумеренном количестве – то, чего христианин должен избегать - как, впрочем, любых страстей», - заключил он.
 
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), напомнил, что исторически христианство выросло из ветхозаветной религии, где вино не запрещалось. 

«Многие страны, где распространялось христианство, – это страны римской и византийской культуры, где народ издавна был знаком с виноделием, и там также вино не запрещалось. Но во всех этих древних культурах знакомство с вином сопровождалось тем, что частью культуры этих народов была мощнейшая культура трезвости. Прежде всего, трезвость как полное воздержание в течение всей жизни, или хотя бы на какой-то срок, считалась добродетелью. Например, в Ветхом Завете полная трезвость приветствовалась и Богом благословлялась. Многие святые полностью отказывались от вина, поэтому день трезвости назначен в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, который сам никогда в рот не брал ничего хмельного, а пострадал именно по приказу опьяневшего царя Ирода. И еще один важный момент культуры трезвости: вино употреблялось только разбавленным в той мере, чтобы не вызывать опьянение. Общая культура была такова, что даже слабое опьянение считалось грехом. Вот поэтому вино Церковью не запрещалось. Сейчас у нас культура трезвости совершенно утеряна. Если раньше опьянение воспринималось отрицательно, то сейчас, к сожалению, оно как раз служит целью употребления вина. И пьют вино не только не разбавленное, а более того – концентрированное. Мол, если в голову "не ударило", для чего тогда вообще пить? Именно из-за утраты культуры трезвости в Церкви и в светском обществе еще в середине XIX века возникли трезвенные движения, которые считают, что нужно восстанавливать древнюю культуру трезвости. Призывы к умеренному употреблению оказались не только не эффективными, а наоборот: именно этими призывами пользовались производители алкоголя, чтобы увеличить число покупателей своей продукции», - продолжил о. Илия. 

«Трезвенное движение стоит на твердой позиции, что только полное воздержание от алкоголя может быть мощнейшим педагогическим средством для воспитания трезвого поколения. В церковном трезвенном движении принято принимать обет трезвости – обещание пред Богом не пить самому и не соблазнять других. Обет трезвости принимают не только люди с алкогольной зависимостью, но и их родственники, и все, кто сопереживает этой проблеме. Очень важно, что обеты трезвости принимают люди, не имеющие зависимости. Ведь сегодня трезвость воспринимается как какое-то сумасшествие. Или ты болен, или бывший алкоголик, или сектант - поэтому тебе пить нельзя. А все нормальные, мол, очень даже пьют. Это неправильная позиция. Хочется изменить такое отношение к трезвости», - добавил он. 

По его словам, при слове «трезвенник» должен возникать образ здорового молодого человека, прекрасного семьянина и отличного работника. И чем больше будет таких трезвенников, тем больше у молодежи будет примеров для подражания, заключил священник.
 
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что полный отказ от алкоголя для христианина невозможен, - разве что по медицинским показаниям. 

«Есть даже канон: если человек из брезгливости не употребляет алкоголь, он должен быть отлучен от причастия. Христос с блудницами и другими грешниками делил трапезу, и на ней было вино. И до Христа в Ветхом Завете к вину тоже есть псалтыри: "Вино веселит сердце человека…" Все дело в культуре винопития, которая должна быть у человека, она не позволяет напиваться ему допьяна. С другой стороны апостол Павел упреждает: "Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд". Существуют даже церковные указания, когда на трапезе подлежит подавать вино, - это происходит по большим праздникам. Но, конечно, никто никого не принуждает пить. Общества трезвости стали возникать в России в конце XIX века. Были даже попытки отказаться от употребления вина на Литургии – в основном в различных церквах Востока. Кое-где даже и закрепились такие традиции, и на воде до сих пор служат, пытаясь сказать, что Христос не пил. В День трезвости, а это постный день, вино и по церковному уставу запрещено. Соблюдайте церковный устав, и все будет хорошо!  В каждой епархии, и в нашей в том числе, есть специальный отдел, где служат хорошие специалисты, - они разъяснят каждому, как лучше избавиться от греха пьянства. Вот у нас в епархии в таком отделе служит очень хороший человек, который раньше руководил областным обществом трезвости, т.е. он мирское богослужение продолжает в сане. Конечно, надо помогать людям. Если у человека потеряны жизненные ориентиры, и он не знает для чего жить, случается беда – начинает пить, думая, что печали тогда не будут так страшны. Надо пробуждать в людях радость и надежду, желание изменить жизнь к лучшему - и тогда у многих пропадет нужда в выпивке. Нет необходимости напиваться, когда есть любимая работа, любимое дело», - заключил он.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что самая большая проблема – зависимость. 

«Когда не человек руководит поступком, а поступок человеком. Поэтому алкоголизм такая же зависимость, как наркомания. Это состояние, когда человек становится рабом своей привязанности, рабом своего греха. Плох как алкоголизм, так и пьяный кураж. Если дети часто видят пьяные выходки, они начинают считать их приемлемыми. Трезвость же, прежде всего, - освобождение. Человек становится самим собой, таким, каким его задумал Господь. На Кавказе вина употребляют много, но там состояние опьянения, когда человек собой не владеет, считается позором, и поэтому люди стараются себя контролировать. А у нас даже дети, играя, часто имитируют движения пьяного человека. Добродушно отношение к пьянству прослеживается в фильмах и анекдотах. Нам необходимо избавляться от этих стереотипов. Я думаю, у нас две беды – грех алкогольной зависимости и добродушное отношение к пьянству, ухарству, и это приводит к неприятным последствиям. Нужно, чтобы люди понимали ценность трезвого поведения, трезвого образа жизни. Осознавали: зависимость - это болезнь, а неконтролируемое поведение – позор», - заключил священник.
 
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, отметил, что если нет хорошего, значит, будет плохое: природа не терпит пустоты. 

«Почему люди пьют? Потому, что внутри пустота, вот они и заполняют ее. Это не от хорошей, а от бездуховной, безбожной жизни. Вот мне, например, пить не хочется. Если жизнь не основана на вере, человек может «сломаться». Настала трудная пора - выпил раз, потом другой и пристрастился к пьянству. Так у нас обычно и происходит. А если ты живешь с Богом в душе, то воспринимаешь жизнь: все ее события, и тяжелые, и радостные. Ты видишь во всем промысел Божий, тебе не нужен "суррогат радости". Радость - это то, что ты живешь, видишь свет Божий, людей, детей, дышишь...», - подчеркнул он.
 
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что употребление алкоголя - не грех. Просто не нужно злоупотреблять. 

«Запретами ничего не изменишь, необходимо говорить о пагубности злоупотребления. Человек, выпивая, не должен терять человеческий облик. А аргументов много: алкоголизм – один из главных врагов семьи; алкоголизм лишает человека свободы; алкоголизм ломает его жизнь. Для каждого человека свои аргументы. Для женщины - дети, для мужчины и женщины - крепкая семья. Общецерковый день трезвости, на мой взгляд, должен преследовать именно эти цели. Этот тот день, когда мы должны напомнить людям, что такое злоупотребление, и добиться, чтобы они поняли – можно праздновать и веселиться и без алкоголя», - заключил священник.
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что «Господь нам дал на этой земле для пропитания все, в том числе, вино – оно - неотъемлемая часть богослужения, и не имеет нечистоты, греховности». 

«Вино становится греховным лишь тогда, когда сам человек становится подвластным алкоголю, теряет волю. Почему бы не быть вину на праздничном столе? Это часть нашей культуры, но также человеку с детства нужно прививать культуру пития. Церковь, выделяя специальный День трезвости, стремится, прежде всего, напомнить всем нам, что мы сами должны пытаться уберечься от тяжелых недугов, связанных с употреблением наркотических средств, к которым относится и алкоголь. При помощи алкоголя человек пытается уйти от неприглядной реальности, избежать проблем. Это и становится причиной алкогольной зависимости. Мы же должны в этот день скоординировать усилия. Проводить мероприятия, особенно для тех, кто пока не попал в сети этой зависимости – для школьников, студентов. Необходимо напоминать им о пагубности пристрастия, которое начинается с малого. Государство в этом вопросе, на мой взгляд, также должно оказывать поддержку. Оно должно быть заинтересовано в здоровых гражданах, в трудоспособных мужчинах. Может быть, тем, кто уже страдает алкогольной зависимостью, стоит рассказывать, как можно изменить свою жизнь к лучшему: предлагать им рабочие места, приурочивать к этому дню открытие крупных ферм, фабрик, заводов, или просто их рекламировать. А вообще сейчас существует много программ избавления от алкогольной зависимости, как светских, так и христианских, православных. Лучше всего было бы привести человека к познанию Бога, к вере. До революции нашу нация нельзя было назвать пьющей, хотя некоторые пропагандисты и пытаются нам сейчас внушить, что русские всегда пили и были беспробудными пьяницами. Это ложь. В Российской империи, если я не ошибаюсь, приходилось по три литра алкоголя в год на душу населения, а сейчас – 18 литров. Наша нация деградирует», - заключил священник.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района, отметил, что меньше всего хотелось бы, чтобы это превратилось в официальное мероприятие «для галочки». 

«Действительно, пьянство в настоящее время - великая беда нашего общества. Наша цель - донести до людей греховность пьянства. И не просто "потому, что грех". Нужно найти убедительные слова и примеры. Христианство и пьянство несовместимы. В послании к коринфянам говорится: "ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1Кор.6:10). Здесь пьянство поставлено в один ряд с воровством и прочими тяжкими грехами. С другой стороны, полный отказ от винопития никогда не заповедовался в Священном Писании. Только для несения особого подвига воздержания совсем отказываются от употребления вина. Однако людям, страдающим недугом пьянства и желающим избавиться от него, необходим полный отказ от алкоголя. Это проверено практикой», - добавил он.
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что, разумеется, трезвый образ жизни не подразумевает полный отказ от спиртного. Для каждого христианина это очевидно, да и молитву читают над чашей с вином. Трезвый образ жизни означает «нет пьяницам». 

«Состояние опьянения - это состояние греховное, вредное и недопустимое с медицинской, социальной и нравственной позиции. Количество употребляемого алкоголя - вопрос индивидуальный, каждый его решает по-своему в зависимости от способностей и обстоятельств. Если мне надо сесть за руль автомобиля - одно дело, а если я дома на диване и потом ложусь спать – другое дело. Но в любом случае опьянение и утрата контроля над собой недопустимы, это очевидно. Хотя наши религиозные и идеологические противники пытаются затуманить этот вопрос, часто даже обвиняя Русскую Православную Церковь в том, что она спаивает людей, т.к. не требует от них полного отказа от алкоголя. Но это бред и антихристианский вздор. Что же нужно делать, как противодействовать этому злу и как реализовать день трезвости? Я бы сказал словами патриарха: надо пробовать все пути и способы, и по ходу дела увидим действие. Я припоминаю два периода, когда возник большой успех в борьбе с алкоголем. Первый случился в 1914 году: начало первой мировой войны спровоцировало большой патриотический подъем. И в силу ментального и духовного отрезвления резко упало употребление алкоголя. Но потом по мере неудач российской армии, спада этого патриотического порыва и нарастающего разложения и распада государства, что привело к революции 1917 года, - употребление алкоголя стало расти и уже не уменьшалось», - продолжил он. 

«Схожие, но менее важные и успешные изменения наблюдались в 1985 году – это был первый год правления Михаила Горбачева, когда у людей стали возникать надежды на перемены к лучшему – впрочем, не оправдавшиеся. Перемены последовали, но не такие, как хотелось бы. И тогда, помню, многие рассказывали, что люди бросали употреблять спиртное. И у нас на работе был инженер, который любил повеселиться казенным спиртом, он тоже внезапно отказался от выпивки. То есть в народе возник мощный импульс, и если бы тогда власть была разумной, можно было бы использовать его во благо. И сегодня, когда мы наблюдаем патриотический подъем, его надо усиливать, закреплять, углублять и вместе с ним расширять борьбу с пьянством и добиваться взаимодействия одного с другим – наше национальное, духовное сознание должно сопровождаться отрезвлением от алкоголя», - заключил о. Макарий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06