«Апробация в столице будет сигналом для всей страны»

Пастыри поддержали решение московских властей, позволяющее Русской Церкви безвозмездно арендовать помещения для воскресных школ в общеобразовательных учреждениях

Новости Москвы 
0
162
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, Русская Православная Церковь получила право «арендовать» для воскресных школ помещения московских общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.
 
«Как вы относитесь к решению столичных властей? Есть ли в нем угроза светскому характеру образования? Должны ли другие конфессии, кроме Православия, получить аналогичные преференции? Надо ли распространить этот опыт и на другие регионы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. 

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, считает, что применять столичный опыт в других регионах необходимо. «Хотя бы по той причине, что мы очень мало знаем о своих корнях, традициях, культуре…. Когда к нам приезжают иностранцы, они заранее планируют, какие храмы и другие памятники культуры, архитектуры и истории будут осматривать. Знают, потому что перед приездом готовятся. А жители нашей страны ничего не знают, и радуются, когда им что-то объясняют. А если объясняют не так, как на самом деле учит Православная Церковь? Чтобы люди в собственной стране были по-настоящему своими, а не чужаками, они должны изучать православную культуру», - убежден владыка. 

«Есть в этом предложении еще один положительный момент: ограничение доступа сектантов в учебные заведения. В наших школах нельзя проводить богослужения, но это же можно делать и под видом каких-то бесед. Многие считают, что богослужение – это когда у священника кадило, чаша и другие предметы культа, но, например, протестанты могут совершать его и без этих атрибутов. Никто же не имеет права запретить им проводить встречи, отвечать на вопросы? А тут можно с полным основанием сказать: извините, мы сначала должны изучить нашу культуру, а потом уже другие, чтобы их сравнивать», - заключил епископ. 

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что школа в соответствии с законом об образовании ставит перед собой воспитательную задачу. «Она воспитывает личность, гражданина, - подчеркнул он. - За время обязательных часов, которые оплачиваются государством, эту задачу - воспитание личности - решить весьма затруднительно. Соответственно, на базе муниципальных образовательных учреждений предоставляется возможность реализовывать программы дополнительного образования. И Православная Церковь дает возможность создать такую систему дополнительного образования». 

«Социальная концепция Православной Церкви гарантирует, что такие программы будут сформированы в соответствии с заказом государства на воспитание граждан. А эти граждане в дальнейшем будут созидать, воспитывать, строить… Значит, появление таких школ - однозначно в интересах государства, - считает пастырь. - А решают ли другие конфессиий в рамках своей социальной концепции задачи, которые ставит перед ними государство? Если традиционные конфессии в какой-то степени решают – замечательно, если нет – нечего им там делать». 

«Что касается других регионов – после того, как в Москве будет реализован пилотный проект, необходимо создавать условия для использования полученного опыта в других регионах нашего государства, - призвал отец Алексий. - Наша страна - это не только Москва, но и вся остальная Россия». 

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что идея отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии полезна и интересна. «Если удастся претворить ее в жизнь, из этого может получиться много хорошего, - уверен он. - Опасения, которые высказывают в отношении других конфессий, скорее всего беспочвенны. За минувшие годы, даже десятилетия, когда для негосударственных школ открылись широкие возможности в плане образования и работы с детьми, мы увидели: кроме православных никто не нашел ни ресурсов, ни необходимости активно заниматься с детьми, да и вообще с населением». 

«Но хотелось бы поговорить и о перспективах, и задать, к примеру, такой вопрос: а почему родители, которые избрали для своих детей возможность получать общее образование, в основе которого лежит православное мировоззрение, в частной школе, до сих пор лишены такой же поддержки, которую государство гарантирует всем остальным гражданам, получающим среднее образование? Почему оно лишь частично оплачивает затраты, которые есть у негосударственных школ, имеющих государственную аккредитацию?» - задается вопросами пастырь. 

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, подчеркнул, что «главное, чтобы не получилось "как всегда"». «У нас почему-то (наверное, по-советски, по инерции) считается, что "светское" - это значит "атеистическое", что совсем не так. Устраивать богослужения в учебных заведениях и заставлять учеников молиться - вот это, безусловно, не светское. А рассказывать о вере и культуре, которая сформирована благодаря этой вере - очень даже полезно, - убежден он. - Что касается других конфессий, если речь идет именно о столице, нужно смотреть, какое количество учеников той или иной конфессии обучается в конкретной школе. Думаю, и в других регионах этот опыт был бы полезен».
 
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Я думаю, Москва вполне может стать площадкой для реализации этого проекта - как самый многолюдный и в некотором смысле исключительный по условиям регион. И если отработать механизмы здесь, никаких препятствий для того, чтобы внедрить это начинание в других регионах, не будет. Столица, да и вообще мегаполис, где в наибольшей степени сталкиваются интересы всех и вся, будь то религиозные вопросы, или, скажем, политические - самое сложное пространство для реализаций подобных идей. Более того, их апробация в столице будет сигналом для всей страны. Сигналом, что наше государство, наша власть небезразлично относится к культурной идентичности своего народа. Конечно, трудности неизбежны, но при наличии, с одной стороны, благого желания Церкви и поддержки структур столичного образования это начинание, несомненно, даст хороший результат». 

«Конечно, - продолжил пастырь, - вопрос: "почему именно православные воскресные школы должны получать такие преференции в нашем многонациональном, многорелигиозном городе, и не будет ли это ущемлением прав представителей других религиозных конфессий", вполне логичен. Но давайте посмотрим, сколько в Москве, согласно официальным данным, проживает людей, какова их культурная, историческая принадлежность? Конечно, представители других государствообразующих религий могут сказать: и нас тут на законных основаниях проживает много, почему бы и нам не получить такие преференции? И можно предположить: тем громче будет возмущение якобы ущемлением прав представителей других религий, чем больше людей, эти религии исповедующих, незаконно находится в Москве. Но это уже дело правоохранительных органов». 

«Нельзя не сказать и о том, что для воскресных школ это определенный шанс - но и испытание тоже. Одно дело организовывать какие-то занятия в церковной ограде, другое - выйти за ее пределы и стать вполне открытыми миру - то, о чем неоднократно говорил и к чему призывал Патриарх Кирилл. И я думаю, это будет очень непростой опыт, трудное испытание и для воскресной школы, и для городской системы образования. Но ничто хорошее не бывает легким. Хочется надеяться: при должном терпении и усилиях это начинание принесет хорошие плоды», - заключил отец Филипп.
 
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что решение об использовании помещений общеобразовательных учреждений для нужд воскресных школ, с одной стороны, правильное – это будет способствовать духовному воспитанию нашей молодежи, повышению культурного, образовательного уровня. «С другой - могут и возникнуть определенные проблемы, - пояснил он. - Для детей посещение школы - обязанность. Известно, что отношение школьников к обучению варьируется от восторженного приятия каких-то предметов, до отсутствия энтузиазма вообще. И если возникают какое-то препятствие, например, отменяют урок, потому что заболел учитель, дети радуются, так как у них появляется еще одна возможность отдохнуть. И это очень опасный момент. Если воскресная школа будет располагаться в стенах обычной, ее посещение может тоже восприниматься как "обязаловка". А воскресная школа все-таки призвана приводить человека к Богу, возвышать его дух не посредством посещения каких-то обязательных занятий, а прежде всего организацией жизни детей. Задача воскресной школы – не столько информировать о религии, Боге, вере, традициях, сколько дать возможность некоторое время прожить в христианской обстановке, среди единомышленников. Это предполагает свободу. Несмотря на то, что иногда и в воскресную школу дети ходят под влиянием родителей, они, по большому счету, понимают: это их свободное волеизъявление. А в нашем случае ребенок может начать воспринимать воскресную школу как еще одну нагрузку, дополнительный факультатив». 

«Что же касается опасения по поводу реакции представителей других конфессий, мне кажется, этот вопрос можно решить безболезненно: у нас есть традиционные религии нашей страны и нетрадиционные, - отметил отец Димитрий. - Польза от последних с точки зрения государственного строительства, наследования традиций, национальных культур России сомнительна. Поэтому, наверное, они должны быть исключены из числа потенциальных участников этого процесса». 

«Что касается традиционных конфессий, здесь я тоже особых проблем не вижу: можно в качестве примера использовать опыт преподавания "Основ религиозных культур…". Уже разработаны определенные правила, которые можно учесть и при организации таких воскресных школ. Если у религиозных организацией есть потребность, действительно квалифицированные преподаватели, почему бы им также не предоставлять помещения школ?» - заключил пастырь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06