Послы Европейского союза в третий раз отложили решение о вступлении в силу новых санкций против России, утвержденных Советом ЕС 8 сентября. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС европейский дипломатический источник.
«Решение (о введении санкций) не принято. Рассмотрение вопроса продолжится», - отметил дипломат. По его словам, еще пройдут «консультации в узком составе», однако «окончательное решение, вероятнее всего, будет принято не раньше 11 сентября».
Ранее 10 сентября источник сообщил, что как минимум четыре страны ЕС выступили за перенос обсуждения вопроса о введении дополнительных санкций на следующую неделю. «Ситуация на Украине свидетельствует, что основная часть сил, вовлеченных в конфликт на востоке страны, соблюдают перемирие. Таким образом, впервые с начала кризиса можно говорить, что происходит реальная разрядка обстановки. На этом основании как минимум четыре страны ЕС выступают против введения санкций, считая, что это пошлет России неверный сигнал», - отметил дипломат. Он также признал, что есть еще несколько государств ЕС, позиции которых четко не определены, отказавшись от более подробных комментариев, поскольку «дискуссия носит закрытый характер».
Для введения нового пакета европейских санкций против России в действие требуется единогласное одобрение со стороны всех без исключения 28 стран Евросоюза.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин, комментируя возможность введения санкций в отношении России, заявил, что Евросоюз разделит ответственность за срыв перемирия на Украине, если цель санкций против России - ободряющий сигнал Киеву. «На какой ответ рассчитывают их (санкций) авторы? На ответ России? Этот ответ обязательно последует, и об этом мы заранее предупреждали наших партнеров», - подчеркнул Нарышкин.
Глава нижней палаты парламента вновь указал на тот факт, что санкции «являются не чем иным как неприкрытым инструментом политического и экономического шантажа, попирающим основы международного права». Они «принимаются вне рамок каких-либо прозрачных процедур, не имеют под собой справедливых судебных решений и не поддержаны на уровне ООН», продолжил он.
«Наверное, все должны понимать, что, раскручивая спираль санкций и конфронтации и уничтожая последние элементы доверия, тяжелейший украинский кризис не разрешить, и уж точно не построить безопасную и благополучную Европу, Европу без разделительных линий», - сказал Нарышкин.
О возможном введении очередного пакета санкций против России рассуждает в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов:
«Поступающие сообщения СМИ противоречивы. Только в одном из них говорится о том, что санкции были введены еще 8 сентября, после чего собрались послы в Брюсселе. Западные СМИ монополизировали и контролируют современное глобальное медиапространство, называя новый пакет санкций – санкциями. Но это не так. С точки зрения международного права - это не санкции, потому что они должны приниматься международным сообществом, Советом безопасности ООН. Также должно быть согласованное решение всех стран в интересах глобальной безопасности. Такие меры применялись к Ираку, когда он совершил агрессию против Кувейта. Такие же санкции были наложены в 1992 году на Югославию, когда ельциновская Россия их поддержала, совершив серьезную ошибку.
Настоящие санкции - это меры воздействия, которые утверждает компетентный орган. Западные же санкции в отношении России — это односторонние действия группы государств, которая не представляет даже половины мирового сообщества. Мы видим, что одни государства вводят их, другие не поддерживают, третьи – осуждают, четвертые государства, как Швейцария, формально присоединились к ним, но не соблюдают или будут соблюдать не в полном объеме. Происходит раздрай в мировом сообществе. Когда санкции вводит ООН, согласно международному праву, то их выполняют все.
Совершенно очевидно, что через ООН санкции против России не провести, так как наша страна - великая держава, имеющая право вето в Совете безопасности, которым могла спокойно заблокировать любые санкции. Когда страна накладывает вето, то большинство членов Совета безопасности поддерживают это. Одна страна или две выступают против мнения большинства и блокируют эти санкции, поскольку у них есть такое право при голосовании. Запад даже не пытался провести пакет санкций через ООН, потому что это вызвало бы серьезную дискуссию – были бы подняты и заданы многие вопросы к тем странам, которые вводят эти санкции – США, Евросоюзу, касающиеся их поддержки киевского режима, соблюдения соглашения от 21 февраля о неприкрытом вмешательстве в дела Украины. ООН стала бы местом обсуждения украинского кризиса.
С другой стороны, введение таких санкций затруднительно, поскольку представить убедительных доказательств того, что Россия совершает противоправные действия, западные государства просто не могут. Это напоминает времена, когда Америка пыталась ввести санкции против Ирака в 2000-е годы. В 90-е они были введены, потом отменены, в 2000-е снова пыталась ввести, и госсекретарь США размахивал пробиркой, в которой было какое-то белое вещество, утверждая, что это иракское оружие массового поражения. В результате ничего не нашли! И ныне – нет никаких аргументов. Они подменяются психологической войной, где Россию обвиняют в том, что она вмешивается в дела Украины. Даже BBC в своих новостных сайтах пишет, что есть свидетельства очевидцев, которые видели российскую колонну, как российские офицеры стреляли из установки «Бук» по малазийскому Боингу. Кто эти очевидцы, их имена, каким образом они оказались очевидцами, ВВС не приводит! Такие аргументы среди дипломатов не срабатывают. Поэтому западные страны становятся на путь одностороннего введения санкций. Когда они принимаются в нарушение международного права. Отдельные страны распространяют свое право на все международное сообщество.
Есть национальное право государств, которое определяется парламентами, законодательными органами, властными структурами, действующими только на территории этих государств. И есть международное право, которое согласуется со всеми государствами на основе международных конвенций, договоров и является обязательным исполнением для стран, подписавших эти международные документы. На страны, которые не присоединились, эти действия не распространяются. Так устроено международное право. В нашем случае решение о введении санкций является распространением права США и ЕС в одностороннем порядке. Россия не признает право Америки и Европейского Союза, потому что она суверенная страна.
В свое время
Владимир Путин напомнил английским руководителям, что Россия не является и никогда не была британской колонией. С какой стати вы заставляете нас соблюдать ваши законы?! Это такая односторонняя позиция распространения своего права на другие государства. Когда страна вступает в ООН, то принимает ее устав, подписывается под ним. И санкции вводятся против государства за нарушение им устава ООН. Россия не подписывалась ни под какими документами о том, что она берет на себя обязательства защищать геополитические интересы США и ЕС. С формальной точки зрения, введенные в отношении России санкции - это односторонний акт. Это не правовой акт, а психологический и экономический ход возрождения холодной войны. Большинство стран мира не присоединились к этим санкциям. Они не обязательны для исполнения Бразилией, Китаем, Индией, потому что на них не распространяется европейское и американское право. Когда Индия была британской колонией, то была вынуждена выполнять санкции против Советского Союза. Сейчас Индия самостоятельное государство и этих санкций не выполняет. Как оценить западные санкции? Это одностороннее право одной страны или группы стран.
Чем они опасны? Великой стране, ядерной державе пытаются навязать действия, которые явно угрожают ее безопасности, ущемляют ее геополитические интересы. Михаилу Горбачеву обещали, что страны Варшавского договора не войдут в НАТО, а они были включены в военный альянс. В начале 2000-х годов объясняли, что вышли из договора ПРО и начали проектировать ЕвроПРО, которое не будет направлено против России. Большинство российских экспертов говорили, что это ПРО, по своей конфигурации и оснащенности, направлено против России, отразить удары Ирана оно не может. Сейчас откровенно натовские генералы говорят, что ПРО будет использоваться против России в связи с ситуацией на Украине. А как же их заверения о том, что оно не будет направлено против России? Таких примеров можно приводить много.
Западные страны утверждают, что Россия совершает какие-то неблаговидные действия. Но Россия не имеет военных баз за рубежом, за исключением объектов в Армении и Киргизии. Наша страна окружена десятками баз, к нам приближается инфраструктура НАТО, вдоль границ патрулируют самолеты, подводные лодки. Ситуация "королевства кривых зеркал". Эти санкции направлены на то, чтобы заставить Россию отступиться от защиты своих геополитических интересов. Они направлены не только против России, но и против других государств международного сообщества.
Мы видим, что большая группа стран не поддерживает эти санкции и резолюцию, осуждающую Россию. Далее эти государства смогут все в большем объеме защищать свои геополитические интересы, которые связаны с заменой однополярной модели мира, внедренной Америкой.
Эти санкции вводятся для того, чтобы помешать России играть роль центра силы в мировой политике, изменив тенденцию к многополярному миру. На мой взгляд, Европа не является инициатором этих санкций. Мы помним, что было принято решение в 2005 году, когда на празднование 60-летия Победы приехали представители Европейского Союза, о создании общих пространств между Россией и ЕС. Евросоюз, с его технологиями, профессионально подготовленным населением и наша страна, которая также обладает значительным интеллектуальным потенциалом, огромными ресурсами, действительно могли бы создать центр силы, который бы нивелировал американскую мощь, и тогда мир перестал бы быть однополярным.
США были встревожены, когда против введения войск в Ирак в 2003 году выступили совместно Россия, Франция, Германия, когда начали регулярно собираться лидеры этих крупных стран на встречи. Соединенные Штаты использовали те ресурсы, которые у них есть. Лидеры западных стран, которые шли на союз с Россией, проиграли выборы. Как Герхард Шредер проиграл Ангеле
Меркель с минимальной разницей. Тогда специалисты говорили, что не обошлось без внешнего вмешательства. Ушел в отставку Ширак, пришедший ему на смену Саркози уже в меньшей степени защищал национальные интересы Франции. Он был проатлантическим политиком, хотя в конфликте на Кавказе сыграл значительную роль посредника, что не устроило Америку. В итоге он также проиграл очередные выборы. Сейчас очевидно, что формирование и рекрутирование политической элиты Европейского Союза находится под внешним контролем. Для этого есть различные системы грантов, фондов, которые работают с молодыми европейскими политиками, серьезные структуры, средства массовой коммуникации, спецоперации и спецслужбы. Ныне в Европейском Союзе сложилась проатлантическая, проамериканская политическая элита. Ясно, что если люди отбираются по принципу профессиональной компетенции, профессиональной пригодности, то они достигают и важных результатов.
Мы помним, как в 90-е годы и в начале 2000-х Евросоюз показывал высокий уровень развития, высокие интеграционные показатели. Но ныне экономические успехи ЕС в прошлом. Он серьезно страдает от кризисов. Шотландия пытается отделиться от Великобритании, Каталония от Испании. Результаты деятельности современных элит Евросоюза не блестящи. Даже один из эксцентричных европейских политиков открыто заявил председателю Евросоюза, что его харизма напоминает харизму половой тряпки. Такая элита, видимо, устраивает США, потому что элитам, которые не добиваются достижений в развитии собственного союза и стран, нужна поддержка, чтобы удержаться у власти, а за эту поддержку они активно проводят глобальные интересы США.
Стать полностью не национальной элитой европейцы пока не готовы. Санкции, которые вводит Евросоюз против России, не отвечают национальным интересам России и ЕС. Во-первых, они наносят огромный экономический ущерб. Во-вторых, европейцы понимают, что средства массовой информации стараются представить Евросоюз ведущей силой, но мировой политической элите видно, что ЕС перестал быть самостоятельным политическим игроком. А ведь у него были наполеоновские планы, проекты интеграции со странами Ближнего Востока и Латинской Америки.
Возникает вопрос, как можно вести такой полноправный диалог, когда, с одной стороны, выступают страны, проводящие независимую политику, а, с другой стороны, страны, несамостоятельные в своих решениях? Можно выстраивать диалог с этими странами, ориентироваться на их национальные интересы, но когда возникнет кризис, а они возникают регулярно, то эти страны будут ориентироваться не на собственные интересы, а на интересы своих кураторов. Для них проще договариваться с кураторами, чем с этими странами. Поэтому, такие колебания в политике Европейского Союза – вводить или не вводить санкции, как мы видим, разъяснения кураторов эти все вопросы снимают. Европейская политическая элита Евросоюза колеблется. Она смотрит на своих избирателей, но приходит к выводу, что в данной ситуации защита национальных интересов может сказаться негативно на политической карьере, поэтому лучше защитить интересы тех сил, которые эту карьеру обеспечивают.
В случае с Финляндией показателен вариант, когда против введения санкций против России выступал премьер-министр страны Александр Стубб, потому что Россия вводит ответные санкции. Россия действует в правовом поле по принципу взаимности и симметричности. Если одно государство наносит другому государству какой-то ущерб и вред, то другое государство вправе компенсировать убытки, либо принять адекватные меры. Россия предпринимает адекватные меры, и они очень здорово затронули Финляндию. Когда состоялась беседа премьер-министра Финляндии с Президентом России, то финн заявил, что Финляндия больше не будет выступать за санкции, потому что ему объяснили, что если ЕС еще введет санкции, то последуют контрсанкции со стороны России, в результате чего Финляндия пострадает еще больше. Поэтому с оправданиями выступает не премьер-министр, ему еще предстоит встретиться перед своими избирателями, а министр иностранных дел. Премьер-министр Финляндии заявил, что санкции не выгодны России, а министр иностранных дел Суоми заявляет, что его страна выступает за санкции, потому что она не является самостоятельной страной и не может принимать решения, которые соответствуют ее национальным интересам. Большая трагедия то, что европейский континент, для которого были достаточно серьезные интеграционные перспективы, переживает такой кризис.
Хотя в Евросоюзе и странах Европы всегда были силы, которые выступали за самостоятельное развитие. Мы можем вспомнить генерала де Голля и канцлера Германии Аденауэра и многих других политиков. Сейчас такие силы тоже есть, но они находятся в меньшинстве. Однако политика развивается циклично, вполне возможно, что в силу ряда экономических и политических причин эти силы могут выйти на первый план и восстановить отношения с Россией. И Европейский Союз сможет проводить самостоятельную политику. Как быстро это произойдет - это вопрос времени».
3. Re: «ЕС перестал быть самостоятельным политическим игроком»
2. Re: «ЕС перестал быть самостоятельным политическим игроком»
1. Re: «ЕС перестал быть самостоятельным политическим игроком»