В Павловском дворце 5 августа состоялась презентация выставки «Семейный альбом», посвященной датско-российским династическим связям. Тесные семейные отношения между императорской Россией и королевской Данией начались в 1866 году, когда датская принцесса Дагмара стала супругой наследника российского престола Великого князя Александра Александровича, будущего Императора Александра Третьего.
Выставка подготовлена датским Национальным историческим музеем в замке Фредериксборг и Государственным музеем-заповедником «Павловск», причем датская сторона привнесла большую часть экспонатов. Как рассказала директор ГМЗ «Павловск» Вера Анатольевна Дементьева, идея выставки возникла в 2009 году с началом сотрудничества двух музеев. Специалисты павловского заповедника были обрадованы, узнав, что в архивах датских музеев хранится множество семейных фотографий членов Российского императорского дома.
В свою очередь, судьба подобных фотографических коллекций в собраниях российских музеев печальна. Хотя Императорскую Семью снимали много, этим занимались и профессиональные фотохудожники, и фотографы-любители царской крови (например, Императрица Александра Федоровна, бывшая принцесса Дагмара), снимков осталось не так много. Колоссальный архив альбомов, существовавший в Гатчинском дворце, в годы Великой Отечественной войны был полностью утрачен.
Фотонаследие Павловского дворца сохранилось по большей части потому, что альбомы использовались как уплотнительный материал при перевозке экспонатов, эвакуируемых в тыл. После войны вернувшиеся фотографии решено было списать и уничтожить, как не представляющие интереса! Их списали, но сотрудники музея не уничтожили фотографии, таким образом, сохранив архив, состоящий из 1000 снимков.
В презентации участвовала директор Национального музея истории в замке Фредериксборг Метте Скоугорд, которая выразила восхищение мужеством сотрудников музея, спасших коллекции от варварского уничтожения. «Россия и Дания - соседи по Балтийскому морю, и мы хотим развивать наше культурное общение. Было несколько попыток в истории скрепить наши государства династическими связями, а через Императрицу Марию Федоровну Российский императорский дом породнился с королевскими домами Британии и Греции. Через это в конце XIX- начале XX века российско-датские династические связи расширили свое влияние на всю Европу», - заявила госпожа Скоугорд.
Директор Датского культурного института в Санкт-Петербурге Финн Андерсен подчеркнул, что цель Института - благодаря культурному диалогу, свести ближе Данию и Россию. На сегодняшний день это как нельзя более необходимо, так как в виду известных событий в мире появились определенные трудности в общении между Западом и Востоком. Датский институт культуры ведет обширную выставочную деятельность и планирует новые выставки совместно с Эрмитажем и Строгановским дворцом.
«Я сам внес посильный вклад в сближение наших культур, женившись на представительнице России, - заметил Финн Андерсен. - Священник, который нас венчал, сказал, что это, возможно, одно из важнейших событий между Данией и Россией после свадьбы принцессы Дагмары».
О некоторых совпадениях в судьбах российских и датских правящих династий рассказал Алексей Николаевич Гузанов, главный хранитель Павловского дворца. Отец принцессы Дагмары - принц Кристиан, принадлежавший к боковой ветви датской короны и вовсе не помышлял о троне. Но, так как прямая ветвь оборвалась, он был провозглашен королем КритианомIX. Так же Великий Князь Александр Александрович, будучи вторым сыном Императора Александра II, не являлся наследником престола, но после внезапной смерти своего старшего брата стал российским самодержцем Александром III. Его двоюродная сестра Великая Княгиня Ольга Константиновна стала супругой греческого короля Георга I, родного брата Императрицы Александры Федоровны (принцессы Дагмары).
Главный хранитель отметил, что один из музейных экспонатов, недавно приобретенных ГМЗ «Павловск», также связан с королевой эллинов Ольгой Константиновной. Это открытка начала XX века с изображением Павловского дворца, на которой крестиками отмечены окна комнат, где жила вдовствующая греческая королева Ольга на склоне лет. На обороте чьей-то рукой сделана надпись: «+++ в этих комнатах жила королевична».
Обе монаршие семьи часто гостили то в Копенгагене, то в Санкт-Петербурге. Их визиты в Данию зафиксировал на киноленту пионер датской кинематографии Петер Эльфельт. Его работы в России были совершенно не известны. Национальный исторический музей выкупил право демонстрации четырех документальных картин Петера Эльфельта:
«Монархи фотографируются» (1899 г);
«Визит императрицы Александры Федоровны в Хельсингер» (1900 г);
«Визит Николая II в Хельсингер» (1901 г);
«Визит императрицы Александры Федоровны в Беллевю» (1902 г).
Эти кинохроники стали открытием для петербуржцев. Мимолетные житейские сценки, запечатленные ранним кинематографом, вызывают интерес и сохраняют зрительный образ ушедшей эпохи.
«Жаль, что выставка поработает несколько месяцев и растворится в архивах музеев двух стран, оставив после себя лишь каталог. Было бы хорошо, чтобы она путешествовала по миру, люди знакомились бы с живой историей своих государств, а экспонаты обрастали бы надкультурными связями», - заключила встречу В.А. Дементьева.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»