«Для священства достаточно проявления социальной и общественной активности»

Православные священнослужители о запрете духовенству Русской Православной Церкви заниматься политической деятельностью

0
120
Время на чтение 6 минут
14 сентября в Петербурге пройдут выборы губернатора, напоминает Regions.ru. За эту должность намерен состязаться и врио губернатора Петербурга Георгия Полтавченко.

В список его доверенных лиц вошли, в частности, лидеры религиозных общин. Полтавченко готовы поддержать председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга Равиль Панчеев, председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг и настоятель буддийского храма в Санкт-Петербурге Буда Бадмаев.

Русская Православная Церковь, как известно, запретила своему духовенству заниматься политической деятельностью (и, в частности, предвыборной агитацией). В других вероисповеданиях аналогичного запрета нет. Не запрещено это и законодательно – иначе это было бы нарушением равноправия: духовенство оказалось бы фактически пораженным в правах. Законодательство России запрещает только создание политических партий на религиозной основе.

Заметим кстати, что в большинстве стран Европы и этого запрета нет – напротив, в Германии, например, христианско-демократические партии образуют одну из ведущих политических сил, а во многих странах на местных выборах серьезных успехов добиваются и партии мусульманские.

«Как вы расцениваете участие представителей исламского, иудейского и буддийского духовенства в выборах, с одной стороны, и принципиальный отказ РПЦ от подобной деятельности – с другой? Какие формы участия религиозных общин в политике кажутся вам разумными, а какие – подлежащими ограничению?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что надо просто посмотреть на исторический контекст этого вопроса.

«Дело в том, что участие в выборах и в выборных органах до революции было для клириков вполне нормальным явлением. Вспомним хотя бы участие духовенства в Думе. И в постсоветское время не было никакого запрета на участие в предвыборных кампаниях. Другое дело, что эти выборы сами по себе были, мягко говоря, нецивилизованны, было много компромата и обливания грязью, поэтому и было принято мудрое решение от всего этого отказаться. Зачем нам себя выставлять в невыгодном свете? Слишком у многих кандидатов не хватало политической культуры: они после выборов начинали сводить счеты с конкурентами. Думаю, решение о запрете имеет свои временные рамки, и по мере того как будет возрастать политическая культура, будет и возможность более активно высказывать мнение в пользу того или иного кандидата. Ведь если один из кандидатов поддерживает традиционные ценности и готов понимать чаяния и настроения православного народа, то нет ничего ужасного в том, чтобы его поддержать. Но это вопрос времени, и священноначалию видней, когда будет возможность такого участия», - отметил он.

«Другие конфессии, может быть, более приземлено рассуждают. У нашей Церкви все-таки задача – души спасать, а на это участие в выборах не влияет: у нас цель попасть в Царство Небесное, а не устроить рай на земле. Сейчас и православные люди становятся более грамотными, среди них есть политики и бизнесмены, и этот духовный рост даст свои плоды. Так что все идет своим чередом», - подчеркнул священник.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что ограничению подлежат те формы, на которые не распространяется благословение Святейшего Патриарха и Святейшего Синода.

«Я не буду подвергать сомнению их мнение. Для священства достаточно проявления социальной и общественной активности, которую им позволяет их духовный сан и положение священника и духовника. Исторические свидетельства нам говорят, что священство сможет осуществлять и другие формы общественного служения, включая участие в выборах, участие в решении проблем руководства государством, как это было на протяжении многих веков предшествующих нашим. И это в принципе возможно, но пока существует ограничение, этого сейчас не будет. Те, кто попытается преодолеть этот запрет, окажутся сами под запретом и вне пространства благодати Духа Божьего. Мы должны соблюдать церковную дисциплину. Когда придет время, духовенство будет готово отреагировать на изменения в обществе, и это будут не самые худшие представители нашего государства, которые способны участвовать в любых формах общественной деятельности с позволения и благословления священноначалия», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что верующие - граждане своей страны.

«Они заинтересованы, чтобы в органах власти были надежные, порядочные люди. Желательно, верующие, знающие. Люди, которые будут исполнять свой долг и стараться принести пользу избирателям. Мне кажется, запрет духовенству участвовать в политической деятельности связан с обстоятельствами 90-х годов. Тогда в Госдуме все было неоднозначно, происходили какие-то некрасивые "разборки". Поэтому священноначалие приняло решение в этом не участвовать. Изменить это решение может только оно само - если сочтет необходимым. А сейчас мы должны исходить из того, что сложилось исторически», - подчеркнул он.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, напомнил слова Господа: «Кесарю - кесарево, а Богу – Богово».

«Церковь не потому не участвует в политике, что хочет ограничить права священников или епископов. Если она начнет это делать, поддерживать того или иного кандидата, она потеряет свой сакральный смысл, станет светским институтом. А у Церкви иные задачи. Да и как можно поддерживать того или иного кандидата, не зная, что он собой представляет? Не зря же сказано: "По плодам их узнаете их"… На мой взгляд, Церковь может вмешиваться только когда тот или иной политик занимается явно разрушительной деятельностью. Вот тогда мы должны решительно сказать «нет». Святитель Филарет не боялся говорить Иоанну Грозному о его бесчинствах, вступать с ним в полемику, заступаться за свою паству. Таким и должен быть пастырь. Если человек настоящий христианин, живет по совести, ему ничья поддержка не нужна: люди сделают правильный выбор, проголосуют за него. А священник заниматься агитацией не должен. Власть пусть занимается своими задачами, а Церковь – своими», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что само решение о том, что нельзя заниматься политикой именно представителям Русской Православной Церкви, совершенно справедливо и правильно.

«Это связано с тем, что политическая принадлежность накладывает отпечаток на мировоззренческую позицию человека. Если священник или другое духовное лицо Русской Православной Церкви начинает заниматься политической агитацией, - он уже занимает чью-то сторону и уже противопоставляет себя другой части общества. А для священника это недопустимо. Оттого-то занятие политической деятельностью прямо противоречит духовным обязанностям священнослужителя. Но в определенных случаях может быть сделано исключение: когда речь идет о значимых постах. Это могут быть значимые посты в госаппарате, и в таких случаях деяние может – а я бы сказал, и должно быть благословлено и разрешено священноначалием. Так что если речь идет не о предвыборной гонке, а о назначении на госдолжности, то в определенных случаях это возможно. А Русская Православная Церковь - это часть общества, так что если Георгий Полтавченко сочтет нужным привлечь духовных лиц к решению тех или иных проблем, то это будет вполне справедливо», - подчеркнул он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, не считает, что участие религиозных в общин в политике - это плохо.

«Оно не просто возможно, но и нужно, потому что за религиозными общинами стоит народ, то есть электорат. Русская Православная Церковь до революции имела свое представительство в Госдуме и активно старалась участвовать в политической жизни. Но есть один принципиальный момент, который смущает Церковь: она призвана объединять людей, а любые выборы – это конкуренция, то есть так или иначе разъединение. С этой точки зрения, если Церковь остается в стороне и не участвует в выборах или в агитации, она оставляет для людей разных политических взглядов возможность прийти к Богу и в Церковь. Кроме того, надо иметь в виду, что политическая борьба всегда сопровождается нечестными, непорядочными действиями. Еще и поэтому Церковь держится в стороне. Так что неучастие Русской Православной Церкви вполне объяснимо и оправдано, - хотя, с другой стороны, я думаю, отдельные церковные деятели могут высказывать свое частное мнение и свои пристрастия. Не вижу в этом ничего плохого», - подчеркнул священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06