Константин Леонтьев и «столкновение цивилизаций» в XXI веке

Профессор Валентин Катасонов считает, что наследие русского мыслителя помогает понять современную ситуация в мире

0
2796
Время на чтение 9 минут

Обычно «отцами-основателями» теории цивилизации называют четырех человек: Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева, О.Шпенглера, А.Тойнби. Первые двое из них - русские мыслители, третий - немец, четвертый - англичанин. Более поздние работы по проблематике цивилизаций мало что добавляют к фундаментальным идеям указанной четверки. Тот же самый историко-философский трактат Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order; 1996) является хорошо раскрученным «проектом» определенных политических кругов Запада, никаких фундаментальных идей не содержит.

К сожалению, в наших учебниках по философии, социологии, политологии наших мыслителей иногда вообще забывают упомянуть, сообщая студентам, что теория цивилизации создана О.Шпенглером и А.Тойнби. Как говорится, «нет пророка в своем отечестве». Но было бы, наверное, более справедливо «забыть» иностранных авторов, а в списке «отцов-основателей» оставить Данилевского и Леонтьева. По той простой причине, что свои идеи о цивилизациях наши мыслители высказали еще в XIX веке, а работы немца и англичанина по данной теме появились лишь в XX веке. Причем целый ряд идей Данилевского и Леонтьева были почти буквально повторены их европейскими коллегами. При этом наших авторов читать и понимать легче, чем иностранцев с их достаточно тяжеловесными текстами.

Нет спора, что в паре «Данилевский - Леонтьев» приоритет в разработке теории цивилизации принадлежит Николаю Яковлевичу Данилевскому (1822-1885), который основные идеи о культурно-исторических типах (так он называл цивилизацию) изложил в своей знаменитой работе «Россия и Европа» (1871).

Коротко скажем об учении Данилевского. Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства. Данилевский в рамках культурно-исторического типа выделяет четыре основных сферы, или вида деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая. Важным скрепляющим культурно-исторический тип началом является язык. Данилевский насчитывает десять типов, уже проявившихся в истории. Это: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилоно-финикийский (или древнесемитический), 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический (или аравийский), 10) германо-романский (или европейский). Данилевский не считает, что его список является исчерпывающим. В него не попали те типы, которые не успели развиться и достичь стадии зрелости. Он упоминает два таких типа (мексиканский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития». Некоторые еще только зарождаются, и их будущее неясно (скорее всего, они не сумеют развиться в нечто оригинальное, самобытное). К таковым он относит, в частности, Новый Свет (Северную Америку).

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) в разных своих публикациях неоднократно повторяет, что он - ученик и последователь Данилевского. Леонтьев не только хорошо усваивает мысли Данилевского, он дополняет учение своего предшественника, при этом даже высказывает некоторые критические замечания в адрес своего учителя.

Главное дополнение Леонтьева - теория трех стадий развития цивилизации. Это стадии юности, зрелости и старости. В терминологии Леонтьева - первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти. Последнюю стадию он еще называл «вторичным смесительным упрощением». Любая цивилизация имеет временные пределы своего существования. По Леонтьеву, максимальный возраст цивилизации - 1000-1200 лет.

Особый интерес для Леонтьева представляет германо-романская, или европейская цивилизация. Та самая цивилизация, на которую ориентировалась как на эталон для подражания российская элита (аристократия и интеллигенция). Леонтьев убедительно показал, что эта цивилизация, начиная с конца 18 века (рубежом он определил французскую революцию 1789 года), вступила в стадию разложения, угасания, умирания, «вторичного смесительного упрощения». Фактически, речь идет об окончательном переходе Европы на рельсы капиталистического развития. Вот фрагмент из работы «Византизм и славянство» (1875), где он разъясняет свою теорию трех стадий: «Вся Европа с XVIII века уравнивается постепенно, смешивается вторично. Она была проста и смешана до IX века; она хочет быть опять смешана в XIX веке, она стремится посредством этого смешения к идеалу однообразной простоты и, не дойдя до него далеко, должна будет пасть и уступить место другим. Весьма сходные между собой вначале кельто-романские, кельто-германские зародыши стали давно разнообразными, развитыми организмами и мечтают теперь стать опять сходными скелетами. Дуб, сосна, яблоня и тополь недовольны теми отличиями, которые создались у них в период цветущего осложнения и которые придавали столько разнообразия общей картине западного пышного сада. Они сообща рыдают о том, что у них есть еще какая-то сдерживающая кора, какие-то остатки обременительных листьев и вредных цветов, они жаждут слиться в одно, в смешанное и в упрощенное среднепропорциональное дерево... Везде одни и те же более или менее демократизированные конституции. Везде германский рационализм, псевдобританская свобода, французское равенство, итальянская распущенность или испанский фанатизм, обращенный на службу той же распущенности... везде слепые надежды на земное полное равенство! Везде ослепление фаталистическое, непонятное! Везде реальная наука и ненаучная вера в уравнительный и гуманный прогресс...

Сложность машин, сложность администрации, судебных порядков, сложность потребностей в больших городах, сложность действий и влияние газетного и книжного мира, сложность в приемах самой науки - все это не есть опровержение мне. Все это лишь орудия смешения - это исполинская толчея, всех и все толкущая в одной ступе псевдогуманной пошлости и прозы; все это сложный алгебраический прием, стремящийся привести всех и все к одному знаменателю. Приемы эгалитарного прогресса - сложны, но цель груба, проста по мысли, по идеалу, по влиянию. Цель всего - средний человек, буржуа спокойный среди миллионов точно таких же людей, тоже спокойных».

Половина всего того, что написал Леонтьев в последние двадцать лет своей жизни, посвящено теме, которую условно можно назвать «Закат Европы». Кстати, именно под таким названием (Der Untergang des Abendlandes - нем.) вышла книга Освальда Шпенглера через полвека после того, как были опубликованы первые работы Леонтьева о кризисе европейской цивилизации. Первая часть работы Шпенглера была опубликована в 1918 году, вторая - в 1922 году. В то же время К.Леонтьев впервые свои взгляды на всемирную историю, Европу и Россию изложил в статье «Грамотность и народность», которая появилась на свет в 1870 году. Коль скоро мы упомянули Шпенглера, то есть некоторые основания полагать, что свою знаменитую книгу немец писал, будучи знакомым с идеями Константина Николаевича. В период 1921-1926 гг. Николай Бердяев в Германии тесно общался со Шпенглером, при этом в сфере их общих интересов находилось творческое наследие Леонтьева. Об этом можно прочитать в статье М.А.Емельянова-Лукьянчикова «К.Н.Леонтьев и О.Шпенглер», которую можно найти в интернете.

Критическому осмыслению со стороны Леонтьева подверглись следующие моменты учения Данилевского.

Во-первых, Данилевский, формально сделав правильное заключение о примате религиозной составляющей культурно-исторического типа, в своей работе «Россия и Европа» основное внимание уделил таким признакам, как племенное происхождение, кровные связи, этнографический фактор. Видимо, такой «перекос» можно объяснить тем, что Данилевский был по образованию биолог, естествоиспытатель. Леонтьев рьяно отстаивает тезис о примате религии в структуре культурно-исторического типа, выправляя образовавшийся «перекос».

Во-вторых, Леонтьев в отличие от Данилевского очень проникся идеями христианской эсхатологии (учение о конечности земной истории) и видит в мире множество признаков «последних дней» (Апокалипсис). Из этого он делает вывод, что новых цивилизаций уже нарождаться не будет. Надежды у человечества на то, что оно может пересесть с «тонущего корабля» европейской цивилизации на корабль какой-то новой, «молодой» цивилизации, нет.

В-третьих, Леонтьев восполняет такой «пробел» в работе «Россия и Европа», как неопределенность цивилизационного статуса России. «Вписать» Россию ни в одну из десяти перечисленных Данилевским цивилизаций не получается. Не вызывает сомнения, что Россия не входит в состав европейской (германо-романской) цивилизации. Леонтьев полагает, что Россия является преемницей той цивилизации, которую Данилевский выпустил из поля своего зрения и которую можно назвать «византийской цивилизацией». Таким образом, список цивилизаций увеличивается с десяти до одиннадцати. Россия - наследница Византии как носительницы Восточного христианства (Православия).

Леонтьев уделяет повышенное внимание выяснению цивилизационной принадлежности России по той причине, что в XIX веке резко активизировалась умственная и политическая деятельность в пользу так называемого «панславизма». Активно продвигались в разных странах Европы (в Австро-Венгрии, на Балканах) и в России идеи объединения славянских народов и создания некоей славянской федерации с Россией в качестве ее ядра. То есть витала идея формирования новой панславянской цивилизации. Сторонники этой идеи даже находили нужные им аргументы у Данилевского, который, как мы выше отметили, несколько увлекся этнографическим (племенным) фактором формирования цивилизаций. Панслависты пытались даже апеллировать к славянофилам. Распространялись искаженные представления о славянофилах, которые якобы ратовали за объединение всех славян. Но славянофилы на самом деле славянофилами не были, таковое название как некую кличку они получили от своих недругов или не очень грамотных наблюдателей. Точнее русских мыслителей типа Ивана и Константина Аксаковых, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Юрия Самарина можно назвать русофилами. Для них ключевыми ориентирами их мировоззрения была формула Уварова «Православие, самодержавие, народность». На первом месте в этой формуле была религия, причем именно Восточное христианство. Между славянами были принципиальные религиозные различия. Среди славян - православные (русские, сербы, болгары), католики (поляки и хорваты), протестанты (чехи), мусульмане (боснийцы).

А что касается последнего члена формулы - «народность», то, как справедливо указывал тот же Леонтьев, под народностью славянофилы понимали не только и не столько племенную общность, сколько общность социальную и культурную. Россия во времена славянофилов уже была многонациональным государством, где славяне были лишь одним из многих десятков народов и племен. Россию как единый народ скрепляла отнюдь не кровь, а прежде всего Православие, а также развившаяся на его основе культура.

Леонтьев - реалист. Он понимает, что хотя Россия не является частью европейской цивилизации, однако, угроза поглощения ее этой цивилизацией существует. Когда-то европейская цивилизация была «цветущей сложностью», и Леонтьев, как эстет этой Европой восхищается (крестовые походы, рыцарство, аристократия, ярко выраженная сословность феодального общества). Однако Европа XIX века - уже умирающая цивилизация, которая может за собой в могилу утянуть и Россию. Россия как цивилизация также не молода. По оценкам Леонтьева, ей никак не меньше 1000 лет. Она также на пороге заката. По его мнению, предела «цветущей сложности» Россия достигла в эпоху Екатерины II. XIX век, особенно после смерти императора Николая I, начала реформ Александра II. Леонтьев полагает, что жизнь России как византийской цивилизации можно продлить. Для этого ее надо «подморозить», т.е. затормозить процесс умирания. Безусловно, самое главное в этом деле - сохранить «ядро» цивилизации в виде Восточного христианства. Следовательно, необходимо всячески препятствовать всякого рода посягательствам на это «ядро». А такие посягательства были постоянными. Прежде всего, со стороны Римского престола. Леонтьев в конце жизни стал непримиримым противником Владимира Соловьева, который носился с идеей объединения всех христианских церквей под эгидой Папы. Борясь за сохранение и укрепление «ядра», коим он считал «византизм», Леонтьев готов был пойти на определенные уступки и жертвы по части других элементов русской цивилизации.

В частности, он в качестве средства «подмораживания» русской цивилизации в социально-экономической сфере рассматривал социализм. Речь, конечно, не могла идти о безбожном, атеистическом социализме, идеи которого уже витали над Европой (Прудон, Лассаль, Маркс) и окончательно разлагали германо-романскую цивилизацию. У Леонтьева это принципиально иной, «охранительный», или «монархический» социализм. При этом Леонтьев предупреждает, что может быть другой вариант социализма, который не дополняет религию, а замещает ее. Социализм может превратиться в религию. В России все пошло по худшему сценарию. В ней воцарился социализм-религия, большевистский (марксистский) социализм вытеснил византизм. Еще более ужасным оказался сценарий в Германии. Там религию вытеснили одновременно социализм и кровь, получилась «гремучая смесь» под названием «национал-социализм».

Как это ни парадоксально, но именно Константин Леонтьев на сегодняшний день лучше, чем кто-либо другой из мировых мыслителей может помочь понять всю интригу «столкновения цивилизаций», которое разворачивается на наших глазах в разных точках мира. Кстати, нынешние события на Украине также показывают, насколько был прав Константин Николаевич, выступая против идеи «панславизма» и называя проект «славянской цивилизации» опасной химерой.

Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Константин Леонтьев и «столкновение цивилизаций» в XXI веке

1. Человечество есть в первую очередь этногенетическое единство и уже после социально-экономическое или историческое. Развиваясь как единый организм, оно, тем не менее, разделено невидимыми границами этнического или национального, и видимыми - государственными границами. В этом глубоком и обширном процессе можно выделить 4 уровня развития - физический (создание в результате мутаций антропологических типов), психический (формирование определённых психотипов, приспособленных к условиям среды обитания), интеллектульный и духовный или религиозный. 2. В результате приложения усилий, каждая этническая общность представляет собой и социальное сообщество, в которое входят люди иного этнического происхождения. Но вместе те и другие задействованы одновременно в двух сопряжённых процессах - этногенеза и истории. Формируя культурные типы в национальных и государственных границах (российский, британский, французский, китайский, индийский и т.д.). 3. Со всем этим тесно связана суперэтнизация этносферы людей. Что это такое? К. Н. Леонтьев верно подметил возрастные особенности цивилизаций. Но они возникли не сами по себе, а в результате развития этногенеза того или иного этноса. После следует угасание. Этнос древних греков и их цивилизация, итало-римлян и их цивилизация, древних персов (держава Ахеменидов) и их тоже. 4. И снова... в результате развития этногенеза этносферы людей возникают около десяти суперэтнических пространств. Здесь можно наблюдать сложение огромных этно-социальных сообществ по типу суперэтносов. а) русско-евразийское в границах Российской империи-СССР; б) европейское к западу от русско-евразийского; в) китайское в границах КНР; г) индийское на полуострове Индостан; д) индо-китайское на п-ове Индокитай и части островной Юго-Восточной Азии; е) афро-азиатское в Юго-Западной Азии и Северной Африке; Ж) африканское к югу от пустыни Сахара; з) южно-американское в Южной Америке; и) североамериканское в Северной Амеорике; к) австрало-островное - Австралия и прилегающий островной мир. Они объединили не только народы и пространства, но и разнообразные культуры прошлого. Например, русско-евразийская, включает индоевропейский, уральский, алтайский, палеоазиатский антропологический и культурные типы далёкого прошлого. А также, балтский, кавказский, среднеазиатский, волго-камский, саяно-алтайский, байкальский, приамурский, сахалинский, камчатский, северный сибирский. Представленные малыми и большими культурами прошлого и современности. 5. Жизнь этноса как системы укладывается в 1500 лет, включая детство и юность, возмужание, зрелость и старение. Градация цивилизаций Леонтьева удачно отражает возрастные особенности этноса/народа. Также он прозорливо подметил стадию старения и распада европейского суперэтноса. Но началось это не французской революцией, она лишь впервые выявила этот процесс. Начиналось всё стремительной суперэтнизацией европейского пространства по его окраинам - шведской, польской на востоке; испанской, португальской и английской на западе; австро-венгерской в Центральной Европе в 16 в. Закат Европы и европейской цивилизации был неординарным, ужасным по своим тёмным тонам (бесконечные войны, колониальная политика, работорговля, европоцентризм) на фоне светлого гуманистического Возрождения. Свет дневной, окрашенный величайшим духовным поиском западного христианства, кончался фашизацией европейского сознания, повальным отказом от христианских ценностей в угоду сиюмоментному материальному благополучию. И полным провалом сознания ведущего и титульного этноса германцев в национал-социализм. На выходе что? 6. Сегодня европейский суперэтнос в границах Европейского Союза представляет собой европейскую культуру. Унифицированную, с явным уклоном к дальнейшему однообразию. И это на фоне начинающегося очередного витка общеевропейского этногенеза. Нарастании центростремительных процессов в европейском этногенезе. Культурное европейское однообразие с небольшими национальными различиями сопровождается желанием быть в едином, если не государстве, то европейском сообществе – экономическом и политическом. Оно аморфно, подвержено внешнему влиянию и давлению дочерней американской системы. И стоит на пороге больших изменений. 7. В чём они, перемены? Аморфная, слабо связанная между собой много этничная европейская общность вобрала в себя многие миллионы из других этнических систем. Только во Франции до 8 млн. арабов, только в Германии до 6 млн. турок, только в Европе 6-8 млн. выходцев из бывшего Советского Союза. Прибавьте к этому великое множество неучтённых потомков от смешанных браков. Этногенетическая аморфность, помноженная на бесформенную мультикультурнорсть, в начале витка этногенеза чревата. Если вспомнить нетрадиционные отношения в европейском обществе, то становится понятным – гибель той Европы, которой мы привыкли по привычке кланяться, вольно или невольно причисляя себя к полу варварам, «задворкам Европы», она уже не существует. 8. Данилевский по сути был первым, кто обратил внимание на этногенетические проблемы. Это вовсе не перекос, а видение реальности происходящего. Кровнородственное или этногенетическое всегда первично для человека. Поскольку служит его первичной идентификации. Историческая или социально-экономическая идентификация является вторичной по отношению к этногенетической. Обе они представляют некий идентификационный комплекс, без которого человек не возможен как личность, а этнос как система. При этом, развиваясь через этногенетическое и историческое, человек и этнос проходят путь от простого к сложному, от физического и психического к интеллектуальному. Но наивысшим приоритетом было и останется духовное развитие. Оно окрашивает нашу жизнь в светлые тона, полня её высшим смыслом бытия, богочеловеческим в христианском понимании. 9. Ни этнологический, ни цивилизационный путь не оборвётся на европейской цивилизации. Её уже сменила наша русско-евразийская. На смену поднимаются (в очередной раз) китайская и арабо-исламская. Русский народ в соработничестве с другими народами Северной Евразии создал особый культурно-исторический тип, цивилизацию – РУССКО-ЕВРАЗИЙСКУЮ. Но, переходя из периода зрелости в период старения, русские разделяются в этногенетическом поле на собственно русских, украинцев и белорусов. Распалось и единое государство. Отчего это с нами? Этот горький вопрос не даёт нам покоя. Ответ: таковы законы этногенеза. Виноваты ли внешние силы в этой геополитической катастрофе и этногенетическом катаклизме на русско-евразийском пространстве. Ответ: безусловно! И в первую очередь европейское и североамериканское сообщества. И что это, «столкновение цивилизаций»? - В первую очередь процесс этногенеза, подчиняющийся закону сохранения и превращения вещества и энергии. А уже после всё то, что связано с историческим развитием – экономические интересы, социальные напряги, геополитические расклады. Что касается Украины. Украинизация русских Малой Руси, этого исконно русского пространства и русского сознания началась сто лет назад. Была насильственной, долговременной, утверждаемой большевиками на государственном уроне. Теперь же, закрепившись на просторах Малой Руси, превратив её в «Украину», украинизаторы приступили к завершению процесса украинизации. Те, кому всё равно кем быть, русским или украинцем, меняют национальную принадлежность (русскую) на политическую (украинскую). Тех же, кто не желает этого, уничтожают физически, изгоняют со своих земель (с Юго-Востока Украины). При этом идёт смена культурной идентификации, культурная варваризация русских Малой Руси.

1. Re: Константин Леонтьев и «столкновение цивилизаций» в XXI веке

Первое - и чуть ли не единственное, чего не понял, и что кажется логически и методологически сырым и даже голословным у уважаемого профессора - это последний пассаж - "...Кстати, нынешние события на Украине также показывают, насколько был прав Константин Николаевич, выступая против идеи «панславизма» и называя проект «славянской цивилизации» опасной химерой...." С чего это взято - ума не приложу, Тем более что укры-жидобендеровцы сами декларируют - 'мы - не славяне". Хотелось бы, чтобы это недоразумение было растолкованно глкбже и детально. Возможное предположение-гипотеза - это слишком прмолинейное понимание славянства через этническое, но только не у Данилевского, а у Леонтьева и Катасонова. А это уже способно открыть удобную лазейку к космополитизму, трансгуманизму и прочим "форсайтам".
Лебядкин / 23.07.2014, 09:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
Мировые экономические кризисы и войны. Как это
было и к чему нам готовится
26.04.2024
Богатые страны богатеют, бедные беднеют
О международных инвестициях
25.04.2024
Откуда деньги у вредителей?
Об источниках подрывной деятельности против России, которые не контролируется государством
24.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06